Воспитатель спрашивает ребенка, который час (часы со стрелками находятся в поле зрения ребенка и показывают время 3 часа, 10 часов, 7 часов и т.п.)
2 балла — правильно называет время.
1 балл — при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0 баллов — не может выполнить задание с помощью взрослого.
50. Знает месяцы года, их отнесенность по временам года; умеет устанавливать последовательность событий, которые происходят в природе и в общественной жизни в определенные месяцы года; определять и называть части суток, последовательность дней в неделе
2 балла — называет без ошибок последовательно все месяцы с января до декабря, дни недели, части суток; правильно выкладывает последовательность сюжетных картинок (тает снег — распускаются цветы — бабочки летают над полем желтых колосьев — ветер сдувает с деревьев листья; люди сажают дерево — поливают его — собирают плоды; дети купаются в речке — идут с цветами в школу — катаются на лыжах — окапывают и белят деревья и т.п.).
1 балл — при перечислении указанных последовательностей или выкладывании картинок необходима помощь взрослого или присутствуют некоторые ошибки.
0 баллов — допускает ошибки при выполнении заданий и при наводящих вопросах взрослого и его помощи не может их исправить.
51. Имеет первичные представления об обществе. Знает о нескольких народах, населяющих Россию и другие страны, имеющих разную культуру, разное устройство жизни и быта и говорящих на разных языках
Воспитатель достает некоторые предметы национальной культуры разных народов, населяющих Россию (предметы, которые ранее показывались детям во время проведения образовательной работы по данному направлению), и спрашивает детей, что это такое, что они могут рассказать об этих предметах, о людях, которые их сделали и используют. Задает вопросы, которые помогают выяснить и уточнить представления детей по данной теме. Задание предлагается в небольших подгруппах (по 2-4 человека).
2 балла — отвечает на вопросы правильно и развернуто, может назвать несколько народов России и других стран, назвать характерные особенности их культуры и быта, дополняет содержание ранее проведенных занятий своими примерами, наблюдениями или информацией, почерпнутой из книг, бесед,
1 балл — при выполнении задания необходима помощь взрослого, возможны некоторые ошибки, неточности.
0 баллов — не может выполнить задание, отвечает «не знаю» на наводящие вопросы взрослого.