Использование естественных сил природы и гигиенических факторов в целях укрепления здоровья занимающихся

Использование естественных сил природы в процессе физического воспитания осуществляется по двум направлениям:

1. Как сопутствующие факторы, создающие благоприятные условия для выполнения физических упражнений (проведение занятий на открытом воздухе, в условиях горного климата и др.).

2. Как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания в виде солнечных, воздушных и водных ванн. При оптимальном воздействии эти процедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Гигиенические факторы представляют собой обширную группу средств, которые можно разделить на две группы:

1. Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания: гигиена труда, питания, отдых, т.е. все то, что обеспечивает предпосылки для полноценных занятий физическими упражнениями.

2. Средства, непосредственно включенные в процесс физического воспитания: специальное питание на дистанции марафонского бега и др., создание внешних условий (чистота воздуха, достаточная освещенность и др.), гигиенические средства восстановления (аэронизация воздуха, водно-температурная среда и др.).

 

Билет.

Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Понятие. Характеристика техники физических упражнений.

Под физическими упражнениями понимается двигательная деятельность человека, специально организованная для решения задач физического воспитания. Следовательно, не все двигательные действия являются физическими упражнениями, а только такие, которые направлены на решения задач физического воспитания.

Техника выполнения любого физического упражнения складывается из пространственных, временных, пространственно-временных и динамических характеристик движений.

К пространственным характеристикам техники относятся: положение тела, позы, траектория и амплитуда движения. Положение тела в пространстве определяют по взаимному расположению воображаемой линии, соединяющей плечевой и тазобедренный суставы, и горизонта. Положение тела может быть вертикальным (стойки, висы), горизонтальным (положение тела пловца) и наклонным (упор лежа на гимнастической скамейке и др.).

К временным характеристикам техники относятся: длительность, темп и ритм движений. Под длительностью понимается количество времени, которое уходит на выполнение какого-либо упражнения (например, бега на 100 метров). Изменяя длительность выполнения упражнения, ученик повышает свое спортивное мастерство, снижает или повышает физическую нагрузку.

Темп – это количество повторявшихся движений в единицу времени (например, 30-40 гребков в минуту). Изменяя темп движений, можно активно управлять развитием физических качеств. При меньшей длительности каждого движения темп возрастает и наоборот.

Под ритмом понимается временная мера соотношения длительности частей движения (например, чередование по времени фаз в двухшажном переменном ходе).

К пространственно-временным характеристикам техники относятся скорость и ускорение. Скорость движения характеризует быстроту перемещения тела в пространстве в единицу времени. Ускорение – изменение скорости движения в единицу времени. Оно может быть как положительным (например, стартовый разгон в беге на 100 метров), так и отрицательным (замедление бега после финиша).

Динамические характеристики. Биомеханические силы, с использованием которых совершаются движения человека, принято подразделять на внутренние (силы активного сокращения – тяги мышц, реактивные силы, возникающие при взаимодействии звеньев опорно-двигательного аппарата и т. д.) и внешние (гравитационные силы, силы реакции опоры, силы трения, силы сопротивления внешней среды, инерционные силы перемещаемых предметов и др.). 

Периодизация спортивной тренировки, тренировочные циклы. Задачи, содержание работы в разные периоды тренировочного цикла.

Структура малых тренировочных циклов (микроциклы)

Продолжительность микроцикла от двух до нескольких занятий. Тренировочное занятие является элементом структуры микроцикла. Это занятие состоит из 3 частей: вводная (разминка), основная и заключительная. Содержание учебного занятия вытекает прежде всего из направленности на достижение максимального тренировочного эффекта применительно к избранному виду спорта. Занятия могут быть по содержанию самые различные: 1) основные тренировочные занятия с расширенным объемом и интенсивностью (40-60 часов и более); 2) дополнительные занятия для доработки основного занятия или восстановления.

Отдельное построение микроцикла содержит 2 фазы: 1) кумуляционную – суммарный эффект всех занятий; 2) восстановительную – восстановительный характер, отдых.

Нужно уделять в ходе занятий особое внимание:

- содержанию, числу занятий различной направленности, величине нагрузки;

- динамике процессов – утомления и восстановления;

- общему режиму жизни спортсмена (учеба, трудовая деятельность);

- месту микроциклов в общей системе тренировочного процесса.

Типы микроциклов:

- собственно-тренировочные микроциклы – ОФП и СФП подразделяются на ординарные (равномерные нагрузки, большой объем и интенсивность) и ударные – большой объем, высокая интенсивность.

- подводящие микроциклы – система подведения спортсмена к соревнованиям.

- соревновательные микроциклы – участие в серии соревнований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: