Проектная деятельность старшеклассников экспериментальной группы

Обучающимся из экспериментальной группы было предложено подготовить медиапроекты. Так как этот вид деятельности для старшеклассников оказался новым, им не хватало навыков и умений работы со специализированным оборудованием и программными обеспечением, так же основных знаний о мире медиа и работе с информацией. Чтобы восполнить эти проблемы нами была подготовлена и проведена серия мастер-классов. С десятиклассниками обсудили темы «Кто владеет информацией, тот владеет миром», «Медиапроекты», «Видеопроекты».

В выборе тем проектов и их видов ученики не были ничем ограничены. Также их не ограничивали в выборе индивидуальной или коллективной формы работы. После того, как ими были определены цели, задачи и намечен план действий, с ребятами были проведены индивидуальные и групповые консультации. Так же они проводились в течение работы обучающихся над медиапроектами по запросу. В целом ученикам было выделено 2 месяца на подготовку продуктов, в ходе которого ими были реализованы следующие виды медиапроектов: школьная видеопрограмма, газета, радиопрограмма (коллективные работы); информационные буклеты, информационные видеоролики, социальные видеоролики, видеозарисовки (индивидуальные работы). Далее приведено описание работ, подготовленных старшеклассниками.

Видеопрограмма «Гимназия у моря» – проектная работа 4 учениц, включающая в себя 1 блиц-опрос, 3 информационных сюжета объединенных общими подводками ведущих, перебивками. В программе поднимается вопрос отношения обучающихся гимназии к школьной форме, рассказывается о «Весеннем фестивале дружбы», сборе макулатуры, а также фестивале семейного творчества. В подводках ведущих разыгрывается диалог между двумя ученицами гимназии. Помимо сюжетов старшеклассницы самостоятельно подобрали видео-перебивки и смонтировали ТВ-программу.

Для подготовки этого проекта старшеклассники изучили жанры телевизионной журналистики, правила написания закадрового текста, нормы монтажа видеоряда, научились использовать специальную технику, а именно видеокамеру, штатив, диктофон, микрофон, программы видеомонтажа на персональном компьютере.

Следующий проект – школьная газета «Гимназия у моря». Само издание выпускается уже с 2002 года, но только в рамках реализации старшеклассниками медиапроектов приобрела статус информационной (до этого оно носило, скорее, праздничный характер и выходило только в честь каких-то знаковых событий). В рамках реализации проекта старшеклассники подготовили заметки о школьной жизни, интервью и зарисовки. Это единственный проект, на реализацию которого ребята потратили больше времени, так как начали его реализацию ещё в октябре 2017 года. Так, в период с октября по апрель, ученики выпустили 5 номеров газеты. С ними поучаствовали в дистанционном Фестивале школьных СМИ от факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, областном конкурсе медиатворчества «МебиаБУМ» (Архангельская область), где заняли 1 место в номинации «Школьная газета: выход в свет», в городском конкурсе школьных газет (город Северодвинск), где также заняли 1 место.

Для реализации проекта старшеклассники изучили жанры газетной журналистики, научились осуществлять репортажную фотосъёмку и вёрстку в специализированной программе.

При работе над школьными средствами массовой информации часть старшеклассников решила попробовать подготовить радиопрограмму, которая тоже носит название «Гимназия у моря» и до проведения эксперимента не выпускалась в гимназии. Они подготовили восьмиминутную радиопрограмму, где рассказали о празднике «Мисс гимназия», акции «Чистый двор» и дне «Есть идеи!». Также девочки пригласили для интервью выпускника гимназии, который рассказал им о граффити.

Для работы над радиопрограммой обучающиеся десятых классов изучили жанры радиожурналистики, основы радиомонтажа, научились работать с звукозаписывающей аппаратурой и специализированными программами монтажа.

Далее мы опишем индивидуальные проекты учащихся.

Информационные буклеты были выбраны как вид проекта двумя учениками, но выполняли они их по разным темам: «Права человека» и «Безопасность в сети Интернет».

Буклет представляет собой издание, отпечатанное на листе форматом А3 или А4 и сложенное в один-два раза. В повседневной жизни они используются достаточно часто, особенно в рекламных целях.

Сам по себе этот вид проекта требует разных навыков для успешной реализации: здесь важно обладать не только информацией по выбранной теме, но и правильно её обрабатывать (выделять главное, сокращать, систематизировать и обобщать), так как формат и объем заранее ограничен; необходимо обладать навыками работы в программах для вёрстки, обрабатывать или создавать иллюстрации, необходимые для графического наполнения продукта. Помимо этого, для создания информационного буклета заранее нужно чётко определить предполагаемый контент, ведь всё содержимое должно быть конкретным и направленным на определённую цель, текст должен быть структурирован и должен облегчать восприятие информации потенциальным читателям, но также он не должен перегружать информацией.

Информационные видеоролики более сложный вид проекта, так как требует не только тщательного отбора информации, но и подбора визуального наполнения, видеоряда. В такого рода медиапродуктах приветствуется использование материалов архивов, необходимо приводить мнения экспертов по тому или иному вопросу, связанному с темой ролика.

Десятиклассники в рамках эксперимента выбрали темы «Детям о коррупции» и «Виды современного искусства». Оба ролика имели объяснительно-разъяснительный характер и были направлены на информирование молодежи в рамках тем. Но в первом случае старшеклассники использовали больше постановочного видеоряда (то есть кадров, снятых по заранее продуманному сценарию, наподобие игрового кино), а при рассказе про виды современного искусства в видеоряд было включено много архивных кадров, мнений экспертов и репортажных кадров с реально происходивших событий.

Ученикам, взявшимся за создание информационных видеороликов необходимо было собрать информацию по теме, интерпретировать её в соответствии с авторской задумкой исполнения, а также обработать текст в соответствии с правилами написания закадрового текста (специфические особенности подобного текста обусловлены тем, что зритель воспринимает их на слух, а прочитать или переслушать не может). После этого последовал этап съемок и подбора необходимого видеоряда. В заключении необходимо было собрать материалы в единый продукт, то есть провести монтаж.

Особым видом проектов, реализованных группой десятиклассников можно назвать видеозарисовки. Цель этого жанра журналистики кратко воплотить идею автора в образе, он позволяет ярко, живо, отразить какое-либо явление, при этом не требует длительной подготовки или процесса съемок. Основной элемент здесь не текстовый, как в информационном ролике, а звуковой и визуальный способ передачи информации, с помощью которого автор пытается воздействовать на зрителя. Так как зарисовку относят к художественному жанру, в центр действия здесь помещается не факт, а впечатления автора от этого факта. Главное, чтобы создаваемый визуальный образ был однозначным. Создание такого ролика требует от автора живого мышления, фантазии, отсутствия страха высказывать свои личные мысли и ассоциации.

Десятиклассники выбрали для подготовки видеозарисовки тему любви к родному городу – Северодвинску. Ребята подготовили ролики о юбилее города. Здесь основным умением стал не сбор и восприятие информации, а именно интерпретация имеющихся данных. Самым сложным для ребят было подобрать собственные ассоциации на тему и донести мысль не прямо, а через художественно-выразительные средства, с помощью звуков и картинки. Самым длительным этапом реализации этого проекта стал процесс монтажа, так как каждая деталь приближала или отдаляла автора от задуманной идеи.

С теми же трудностями образного выражения мысли столкнулись ребята при подготовке социальной рекламы. Сам по себе этот жанр направлен на изменение моделей социального поведения и привлечение внимания к общественно-значимым явлениям и проблемам. Это особая форма неличного представления и продвижения социальных идей, поведения и практик, способствующих как гуманизации общества в целом, так и достижению отдельных целей, полезных с точки зрения общественного блага.

Этот вид медиапроекта интересен тем, что конечной его целью является не просто донесение информации до аудитории, а изменение отношения людей к той или иной проблеме, явлению в обществе. Поэтому создание такого видеоролика или плаката необходимо тщательно продумать. Важно заранее определить проблему, которую автор рекламы хочет искоренить, вынести на обсуждение; после этого обозначается целевая аудитория проекта, то есть те группы и личности, которые являются объектом перемен; на основе ранее полученной информации выделяются каналы распространения рекламы и её форма – с учётом особенностей проблемы и целевой аудитории; последним шагом подготовки становится определение стратегии решений, некой программы действий, которая может привести к желаемым изменениям.

Основная мысль в социальной рекламе должна коротко и ёмко звучать в её слогане – то есть фразе, выражающей призыв, некий пропагандистский лозунг, девиз. Он должен быть лаконичным, запоминающимся, впечатляющим зрителей и слушателей.

В рамках эксперимента старшеклассники создавали социальную рекламу в видео- и графическом формате. Первая была экологического характера, слоганом ребят стала фраза: «Докажи делом!». Юные журналисты призывали северодвинцев выходить на субботники и поддерживать город в чистоте. Вторая, графическая реклама, изображала детей, глядящих в окно – как в будущее. Призыв плаката: «Наше будущее будет таким, каким мы его сделаем!».

Таким образом, участниками экспериментальной группы было подготовлено 10 медиапроектов, среди которых были печатная газета, радионовости, телевизионная программа, информационные буклеты и видеоролики, социальная видеореклама и плакат, а также видеозарисовка. Все эти проекты были представлены зрителям 28 апреля, в рамках дня защиты проектов МАОУ «Ягринская гимназия», были высоко оценены предметными комиссиями, состоящими из учителей и администрации образовательного учреждения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: