Результаты диагностического этапа эксперимента

Базой проведения эксперимента стало муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ягринская гимназия», расположенное в городе Северодвинск. Школа с 1990 году успешно справляется с задачами обучения юных жителей города. В 2017-2018 учебном году в МАОУ «Ягринская гимназия» каждый день посещают уроки 889 человек. Стоит отметить, что данное образовательное учреждение заслужило славу, как передовое и инновационное – часто именно здесь проходят апробации различных изменений в сфере образования, учителя участвуют в повышении квалификации и стремятся использовать в работе современные педагогические технологии и методики. Гимназия входит в список учреждений, являющихся «пилотными» площадками Архангельской области по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и основного общего образования. Образовательный процесс обеспечивают 67 педагогов, из которых 48 имеют первую и высшую квалификационные категории.

На базе исследования на данный момент не ведётся целенаправленной работы по реализации медиапроектов силами учащихся: существует школьная газета «Гимназия у моря», но она выпускается по инициативе администрации гимназии, а школьники участвуют в её создании не на регулярной основе, опосредованно. Также у гимназии есть свой сайт, контент которого обновляется только за счёт официальных документов или скудных отчётов классных руководителей.

В эксперименте участвовали десятиклассники гимназии – обучающиеся 16-17 лет, в количестве 30 человек. Среди них было 7 мальчиков и 23 девочки. Они и стали теми ребятами, которые впоследствии были разделены на 2 группы – экспериментальную и контрольную.

Одним из методов проведения исследования было выбрано анкетирование. На первом этапе оно проводилось, чтобы измерить уровень медиаграмотности школьников. В целом, ребята показали неплохой результат: только у двух человек был выявлен низкий уровень медиаграмотности, у большинства (25 человек) – средний, у трех человек – высокий. Таким образом, мы видим, что в основном старшеклассникам не хватает знаний, навыков и способностей для успешной деятельности в сфере медиа. Также, стоит отметить, что максимального показателя (42 балла) не достиг ни один обучающийся, а самым высоким был результат в 32 балла. Общие результаты анкетирования представлены в процентах на рисунке 1.

Рисунок 1 – Диаграмма «Уровень медиаграмотности старшеклассников
МАОУ «Ягринская гимназия»

Наиболее высокий результат был выявлен по показателю «Умение эффективно искать и находить необходимую информацию». Почти все десятиклассники отметили, что они могут формулировать поисковые запросы для поиска в сети необходимой информации, собирают информацию из разных источников, пользуются основными Интернет-порталами для жизнедеятельности.

По показателям «Умение верифицировать и критически оценивать информацию с использованием альтернативных источников информации» и «Способность адекватно воспринимать информацию и грамотно её использовать» обучающиеся тоже показали хороший результат. Большинство респондентов отметили, что способны заметить различия между информацией и другими сообщениями, в том числе мнениями, суждениями, критикой; используют информацию различных источников с целью её проверки; но при этом в вопросах проверки их реальных действий, значительное число опрошенных ответили, что для проверки и уточнения сомнительной информации они поищут информацию в Интернете, тем самым ограничивая себя только одним источником, забывая о возможности обратиться к материалам СМИ, знаниям экспертов и к официальным документам. Старшеклассники отметили, что легко распознают тексты рекламного характера, определяют достоверность информации из Интернета, могут определить скрытую информацию о дополнительных платежах за пользование услугой и другое.

Несколько хуже были результаты по показателю «Умение обезопасить себя от вредоносного контента». Большинство ребят отметили, что знают о таких простых правилах, как анализ и чистка компьютера от ненужных файлов, проведение проверки цифровых устройств на вирусы, создание резервных копий документов и хранящихся на компьютере файлов. Но при этом лишь единицы пользуются всеми этими алгоритмами для организации своей работы. Это говорит об обывательском отношении, о том, что знания в области цифровой и компьютерной безопасности у них есть, а вот культуры, грамотности в их использовании нет, образ жизни ребят не изменен в соответствии с их знаниями.

На вопросы, связанные с умением эффективно и корректно распространять информацию с учетом требований безопасности и законодательства РФ, также было дано мало «грамотных» ответов. Все старшеклассники указали, что знают об опасностях использования сети – сборе персональных данных, обманчивости явления анонимности, влиянии контента и некоторых сообщений на личную жизнь и карьеру человека и о недопустимости передачи сведений о паролях, кодах на различных сервисах, особенно связанных с Интернет-банкингом и хранением личных данных. Но при этом лишь единицы систематически делают электронные копии печатных материалов, пользуются облачными сервисами, электронной почтой, то есть большинство обучающихся обладают знаниями с сфере обеспечения безопасности в сети, но не используют их в реально жизни. В основном подростки используют возможности глобальной сети для развлечения и общения, и забывают, что при неосторожности можно создать крайне опасную ситуацию похищения личных данных. Ребята не видят необходимости в удалении истории своих действий в сети, смене паролей, изменению настроек доступа к личным страницам в социальных сетях.

Самым низким результатом десятиклассников стал уровень по показателю «Отношение к медиапотоку». Старшеклассники отмечают, что редко в жизни, учебе, межличностных отношениях опираются на информацию, получаемую через масс-медиа; почти все старшеклассники согласны, что информации слишком много, и отмечают, что им тяжело справится с такими потоком. При рассмотрении источников информации, которыми пользуются школьники, мы заметили, что в основном они используют Интернет для получения каких-либо данных, а про другие источники, такие как книги, документы, официальные лица, средства массовой информации, вспоминают редко или же вообще ими не пользуются.

Таким образом, нами был проверен уровень медиаграмотности школьников в рамках самооценки (собственных ощущениях школьников).

Как было отмечено выше, десятиклассники были разделены на 2 группы - экспериментальную и контрольную. Отбор проходил на основе выбора ребят: в экспериментальную группу вошли обучающиеся, желавшие попробовать свои силы в реализации медиапроекта.

При формировании групп для нас было важным, чтобы и в первой, и во второй была незначительная разница в уровнях медиаграмотности, поэтому мы использовали статистический метод для оценки различий между двумя выборками – U-критерий Манна-Уитни. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. В рамках нашего исследования необходимо, чтобы эмпирическое значение индексов, полученных при первом анкетировании старшеклассников в обеих группах было в зоне незначимости, чтобы на первом этапе эксперимента в них был равный уровень, что исключало бы другие факторы формирования медиаграмотности помимо проектной деятельности.

Нами были сформированы две группы: экспериментальная, куда вошли ребята, которые реализовывали медиапроекты и контрольная – десятиклассники, которые посещают те же уроки, внеурочные мероприятия, но которые не будут реализовывать медиапроекты. Таким образом при повторной проверке уровня медиаграмотности на заключительном этапе эксперимента мы сможем исключить те факторы формирования медиаграмотности, которые могли повлиять на школьников вне проектной деятельности.

В обеих группах оказалось по 15 человек. В экспериментальной – 1 человек с низким уровнем медиаграмотности, 14 с средним; в контрольной – 1 с низким уровнем, 11 со средним и 3 с высоким. Вычислен U-критерий Манна-Уитни для этих групп. Расчеты приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Расчёт U-критерия Манна-Уитни по индексам первого анкетирования

Ученик экспериментальной группы Результат Ранг 1 Ученик контрольной группы Результат Ранг 2
Э1 21 13 К1 32 29.5
Э2 20 9 К2 26 25
Э3 26 25 К3 21 13
Э4 22 16.5 К4 23 19
Э5 17 6 К5 23 19
Э6 15 4 К6 20 9
Э7 20 9 К7 32 29.5
Э8 14 3 К8 21 13
Э9 12 2 К9 26 25
Э10 26 25 К10 22 16.5
Э11 25 21.5 К11 18 7
Э12 21 13 К12 21 13
Э13 25 21.5 К13 23 19
Э14 26 25 К14 11 1
Э15 16 5 К15 28 28
Суммы:   198.5     266.5

Uэмп. Равно 78,5, что больше Uкрит. для данной выборки (p ≤ 0,05), следовательно, принимается гипотеза H0 – разница между двумя выборками не является статистически значимой. Это значит, что уровень медиаграмотности среди ребят обеих групп примерно одинаков.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: