Результаты преобразующего этапа эксперимента

В ходе реализации старшеклассниками медиапроектов проводилось педагогическое наблюдение, проводилась оценка уровня медиаграмотности старшеклассников на этапах начала, середины и завершения реализации проектов по следующим параметрам:

– Навыки работы с информацией (поиск, обработка и использование);

– Навыки защиты личной информации;

– Способность обезопасить себя от вредоносного контента;

– Способность к верификации и критической оценке информации;

– Использование разных источников информации;

– Использование информации медиасреды для жизнедеятельности.

Результаты наблюдения фиксировались в протоколе, представленном в приложении В.

Отсюда мы видим, что, несмотря на достаточно высокие результаты анкетирования, не у всех десятиклассников на этапе начала эксперимента средний или высокий уровень медиаграмотности. Большинство школьников в реальной деятельности столкнулись с проблемами в поиске и обработке информации, оказались не способны критически её оценить и использовать для создания медиапродукта. Тем не менее, в ходе деятельности по созданию видеороликов, газеты, буклетов ученики получали необходимый опыт, который позволил им стать на уровень или даже два выше.

Наименьшим образом процесс реализации медиапроектов повлиял на изменение второго показателя (навыки защиты личной информации), у 14 из 15 человек уровень остался прежним, хотя и изначально не низким, а средним. При этом у оставшегося одного десятиклассника уровень владения навыками обеспечения безопасности собственной информации с низкого уровня поднялся на средний.

Также стоит отметить, что проектная деятельность почти не повлияла на развитие у старшеклассников способности обезопасить себя от вредоносного контента – этот показатель у 9 из 15 человек в группе не изменился.

По остальным критериям у старшеклассников наблюдается повышение уровня медиаграмотности в ходе реализации собственных медиапроектов. В основном это связано с включением в их жизнь новых аспектов: им пришлось относиться к информации более критически, обрабатывать её, проверять достоверность. Отметим, что изменилось и отношение ребят к информационным сообщениям: если в начале эксперимента большинство старшеклассников были склонны использовать чужие готовые тексты, а при необходимости создания собственных сообщений требовали образцы или шаблоны, то на завершающем этапе это уже не вызывало у подростков панику, лишних вопросов и негативных эмоций.

При повторном анкетировании старшеклассники показали более высокий уровень медиаграмотности. Если по результатам входного опроса среди участников эксперимента был 1 человек с низким уровнем медиаграмотности и 14 со средним, то после реализации медиапроектов в группе не осталось человек с низким уровнем, 6 человек показали средний и 9 высокий уровень медиаграмотности.

Эти данные говорят о том, что и у самих школьников появилось больше уверенности в собственных навыках работе с информационным потоком и медиасредой, они расширили свой круг знаний в сфере медиа и способны на более высоком уровне ориентироваться в медиапространстве.

Для подтверждения результатов мы вновь использовали метод расчёта U-критерия Манна-Уитни. Теперь мы сравнили результаты первого и второго анкетирования экспериментальной группы. Полученные данные приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Расчёт U-критерия Манна-Уитни по индексам первого и второго анкетирования экспериментальной группы

Ученик Результат первого анкетирования Ранг 1 Результат второго анкетирования Ранг 2
Э1 21 8.5 27 22
Э2 20 6.5 26 18.5
Э3 26 18.5 28 25
Э4 22 11 28 25
Э5 17 5 26 18.5
Э6 15 3 22 11

Окончание таблицы 2

Ученик Результат первого анкетирования Ранг 1 Результат второго анкетирования Ранг 2
Э7 20 6.5 26 18.5
Э8 14 2 22 11
Э9 12 1 24 13
Э10 26 18.5 30 29
Э11 25 14.5 28 25
Э12 21 8.5 28 25
Э13 25 14.5 30 29
Э14 26 18.5 30 29
Э15 16 4 28 25
Суммы:   140.5   324.5

Uэмп. в данном случае равно 20,5, что меньше Uкрит. для данной выборки (p ≤ 0,05), следовательно, принимается гипотеза H1 – разница между двумя выборками является статистически значимой. В рамках нашего исследования это доказывает, что в процессе реализации старшеклассниками медиапроектов происходят существенные изменения в уровне их медиаграмотности. Мы видим, что у каждого ученика индекс уровня медиаграмотности увеличился от 2 до 12 пунктов.

Чтобы исключить влияние на эти изменения других факторов, таких как учебная деятельность, стихийная деятельность в сети и другие формы и способы повышения медиаграмотности, мы провели повторное анкетирование в контрольной группе и сравнили индексы экспериментальной и контрольной групп, полученные в мае, после реализации медиапроектов. Полученные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Расчёт U-критерия Манна-Уитни по индексам второго анкетирования

Ученик экспериментальной группы Результат Ранг 1 Ученик контрольной группы Результат Ранг 2
1 2 3 4 5 6
Э1 27 19 К1 32 29
Э2 26 16 К2 26 16
Э3 28 22.5 К3 21 5
Э4 28 22.5 К4 23 11
Э5 26 16 К5 23 11
Э6 22 8 К6 20 3
Э7 26 16 К7 33 30
Э8 22 8 К8 21 5

Окончание таблицы 3

Ученик экспериментальной группы Результат Ранг 1 Ученик контрольной группы Результат Ранг 2
Э9 24 13 К9 26 16
Э10 30 27 К10 22 8
Э11 28 22.5 К11 18 2
Э12 28 22.5 К12 21 5
Э13 30 27 К13 23 11
Э14 30 27 К14 13 1
Э15 28 22.5 К15 28 22.5
Суммы:   289.5     175.5

Полученное эмпирическое значение Uэмп. равно 55,5, и меньше Uкрит. для данной выборки (p ≤ 0,05), то есть находится в зоне значимости. По анализируемым показателям между двумя группами существует значимая разница. Это позволяет сделать вывод о том, что показатели экспериментальной группы существенно изменились, и скорее всего под влиянием медиапроектной деятельности.

Результаты выполнения практических заданий, заранее разработанных нами для проверки медиаграмотности ребят по трём направлениям (дифференциация в социальной информации фактов, оценочных суждений и теоретических утверждений; проверка достоверности информации; воспроизводство информации и создание медиатекстов), также показали успешность метода медаипроектов для формирования медиаграмотности старшеклассников. Десятиклассники, участвовавшие в эксперименте, гораздо успешнее своих ровесников справились с выполнением заданий и показали более высокий результат.

При этом стоит отметить, что наибольшие трудности у ребят контрольной группы вызвало последнее задание, где требовалось написать свой оригинальный текст с рассказом о событии, а ребята реализовывавшие собственные медиапроекты уже не испугались его и справились на высоком уровне.

При выполнении практических заданий в соответствии с ранее обозначенными критериями, 5 человек из экспериментальной группы подтвердили высокий уровеньмедиаграмотности, 10 – средний. В контрольной группе результат был хуже: 8 человек – на среднем уровне, 7 на низком уровне медиаграмотности.

Изменения, произошедшие в ходе реализации проекта представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Динамика уровня медиаграмотности десятиклассников

Метод диагностики / Время сбора данных

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Март

Май

Март

Май

Анкетирование

Низкий 1 Низкий 0 Низкий 1 Низкий 0
Средний 14 Средний 6 Средний 11 Средний 12
Высокий 0 Высокий 9 Высокий 3 Высокий 3

Практические задания

Низкий Низкий 0 Низкий Низкий 7
Средний Средний 10 Средний Средний 8
Высокий Высокий 5 Высокий Высокий 0

Таким образом, мы видим, что уровень медиаграмотности старшеклассников, которые реализовывали собственные медиапроекты, выше, чем те же показатели у их обычных сверстников.

Помимо этого, в рамках исследования мы решили выявить уровень медиаграмотности старшеклассников, которые на протяжении нескольких лет занимаются проектной деятельностью в сфере медиа – учеников школы-студии журналистики «Контакт» Детско-юношеского центра Северодвинска. Это объединение работает по направлениям: обучение основам профессий масс-медиа; выпуск городских средств массовой информации для детей и подростков; организация и проведение мероприятий и реализация проектов по медианаправлению. В студии силами ребят готовятся к выпуску телевизионная программа «Контакт», молодежная газета «Воробей» и радиопрограмма «Между прочим». Каждый год учащиеся и педагоги принимают участие в областных, межрегиональных и всероссийских форумах, слетах, фестивалях, где неоднократно занимали призовые места.

Группу старшеклассников, занимающихся в студии, мы выбрали для проведения эксперимента, так как они участвовали в создании не одного медиапроекта, а занимаются подобной деятельностью в течение длительного времени (в эксперименте приняли участие ребята, занимающиеся в студии 2-3 года, активно принимающие участие в создании собственных СМИ). Двадцати ребятам было предложено ответить на вопросы анкеты и выполнить практические задания.

Результаты этой части исследования отражены в таблице 5.

Таблица 5 – Результаты диагностики уровня медиаграмотности обучающихся в школе-студии журналистики «Контакт» г. Северодвинска

Обучаю-щийся Результат анкетирова-ния Уровень медиагра-мотности (самооценка) Результат выполнения практических заданий Уровень медиагра-мотности (внешняя оценка)
Д1 29 Высокий 56 Высокий
Д2 31 Высокий 60 Высокий
Д3 28 Высокий 69 Высокий
Д4 27 Высокий 54 Высокий
Д5 40 Высокий 55 Высокий
Д6 26 Средний 48 Средний
Д7 26 Средний 43 Средний
Д8 40 Высокий 68 Высокий
Д9 38 Высокий 67 Высокий
Д10 37 Высокий 52 Высокий
Д11 24 Средний 32 Средний
Д12 35 Высокий 48 Средний
Д13 32 Высокий 54 Высокий
Д14 31 Высокий 56 Высокий
Д15 25 Средний 51 Высокий

Так, мы видим, что школьники, которые вовлечены в процесс создания медиапродуктов не разово, а постоянно, которые систематически участвуют в подготовке и реализации медиапроекта обладают более высоким уровнем медиаграмотности.

На основе приведённых данных мы можем сделать следующие выводы:

– деятельность, направленная на реализацию медиапроектов у старшеклассников, повышает общий уровень медиаграмотности, в процессе создания медиапродукта школьники приобретают полезный опыт взаимодействия с различными источниками информации, навыки по её обработке, анализу, интерпретации и использованию в собственных целях;

– создание медиапроектов положительно влияет на общий уровень медиаграмотности, но вот на некоторые отдельные компоненты, такие как цифровая грамотность, имеет лишь небольшой эффект: эксперимент показал, что навыки защиты личной информации и способности обезопасить себя от вредоносного контента необходимо формировать дополнительно другими средствами;

– умение анализировать и синтезировать медийную реальность, высокий уровень возможностей принимать информацию, создавать и оценивать собственные медиатексты, а также хорошие способности к пониманию актуального контекста деятельности медиа появляются лишь при полноценной и систематической работе с медиапроектами, а при разовых, одиночных проектах необходимый эффект может быть не достигнут, или уровень медиаграмотности будет увеличиваться не заметно.

Заключение

Общество постоянно развивается, в нашу жизнь неизменно проникают средства массовой информации и различные информационные технологии, такие как Интернет, мобильная связь, которые всё более активно воздействуют на формирование и становление человеческого мировоззрения. Больше всего этому подвержено подрастающее поколение, впитывающее все новое, современное, имеющее ауидиовизуальную структуру.

Необходимой компетенцией современного человека становится медиаграмотность, то есть способность анализировать и синтезировать медийную реальность, способность к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию контекста функционирования медиа в современном мире.

По изученным исследованиям и публикациям в работе рассмотрены описанные в литературе способы формирования медиаграмотности. Здесь ведущим экспертом является А. В. Фёдоров, который предлагает в качестве основного способа циклы занятий, включающих в себя «литературно-имитационные», «изобразительно-имитационные» и «театрализованно-ситуативные» творческие занятия, а также техники по восстановлению в памяти динамики пространственно-временных, аудиовизуальных образов кульминационных эпизодов произведений медиакультуры в процессе коллективного обсуждения.

В целом, исследователи в области медиаобразования утверждают, что практическое освоение информации более эффективно. Это находит отражение и в современной школе: здесь медиаобразование представлено самыми разными формами работы: исследовательскими мультимедиапроектами, создание школьных сайтов или печатных изданий, школьное телевидение, блоги, кружки по ориентированию в интернете и другие. Одним из эффективных способов формирования медиаграмотности, как показал анализ источников, является медиапроект. В данной выпускной квалификационной работе описаны виды различных медиапроектов, таких как печатные издания, радио и телевизионные программы, видеоролики, социальная реклама, плакаты и другие.

Помимо этого, проведен анализ существующих методик измерения уровня медиаграмотности, в соответствии с которым подготовлена программа практического эксперимента и составлен опросный лист. Так, были выделены категории по оценке умений поиска информации, безопасного поведения в сети и при получении информации, способности к верификации и критической оценке полученной информации, корректном и адекватном принятии и грамотном использовании полученных данных, а также умении распространять информацию и обладать навыками работы с медиаресурсами.

Теоретические положения были подтверждены результатами эксперимента, который проводился среди учеников десятых классов МАОУ «Ягринская гимназия». Школьники, которые были задействованы в реализации медиапроекта, показали более высокий уровень медиаграмотности, чем их сверстники, получающие медиа-знания в традиционных формах в рамках участия в учебном процессе. В процессе деятельности навыки, знания, умения обучающиеся претерпевают изменения, из отношение к медиасреде тоже. После создания собственного медиапродукта подростки:

– умеют осуществлять эффективный отбор и поиск нужно информации;

– адекватно воспринимают и грамотно используют информацию;

– обладают навыками верификации и критической оценки информации;

– используют разнообразные источники информации не только для создания медиапродукта, но и в других жизненных ситуациях;

– могут эффективно и корректно распространять информацию, не искажая правды;

– способны на создание собственных медиатекстов, могут влиять на окружающую их медасреду и формировать её.

При этом стоит учитывать, что вовлечение старшеклассников в подобную деятельность необходимо в рамках систематической педагогической деятельности: важно, чтобы подростки продолжали участвовать в создании медиапродуктов, развивали навыки работы с информацией, различными её источниками, а также совершенствовали способности при использовании современной цифровой техники.

Проектное обучение – полезная и актуальная альтернатива сложившейся системе обучения, тем более оно всё быстрее развивается в условиях внедрения федерального государственного стандарта в образовании. В целом проектное обучение советуют использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения и личностного, и академического роста. Так как проекты могут быть совершенно разными и не обязательно охватывать один предмет (выделяют межпредметные и надпредметные, внепредметные проекты), то метод медиапроектов можно использовать почти при любой работе со старшеклассниками.

Сейчас, в веке развития информационных технологий успешность человека в обществе во многом зависит от степени вовлеченности его в медиапространство. В этих условиях необходимо формировать у нового поколения такие компетенции, которые способны обеспечить адаптацию людей к новым условиям жизни. Одной из них, безусловно, является медиаграмотность. Медиапроект является эффективным методом, с помощью которого можно включить старшеклассников в деятельность по созданию и изменению их медиапространства, повысить их навыки и умения в сфере работы и обеспечения своей безопасности в деятельности с информационными ресурсами и самой информацией, а также повлиять на их положительно отношение к медиасреде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: