В ходе реализации старшеклассниками медиапроектов проводилось педагогическое наблюдение, проводилась оценка уровня медиаграмотности старшеклассников на этапах начала, середины и завершения реализации проектов по следующим параметрам:
– Навыки работы с информацией (поиск, обработка и использование);
– Навыки защиты личной информации;
– Способность обезопасить себя от вредоносного контента;
– Способность к верификации и критической оценке информации;
– Использование разных источников информации;
– Использование информации медиасреды для жизнедеятельности.
Результаты наблюдения фиксировались в протоколе, представленном в приложении В.
Отсюда мы видим, что, несмотря на достаточно высокие результаты анкетирования, не у всех десятиклассников на этапе начала эксперимента средний или высокий уровень медиаграмотности. Большинство школьников в реальной деятельности столкнулись с проблемами в поиске и обработке информации, оказались не способны критически её оценить и использовать для создания медиапродукта. Тем не менее, в ходе деятельности по созданию видеороликов, газеты, буклетов ученики получали необходимый опыт, который позволил им стать на уровень или даже два выше.
|
|
Наименьшим образом процесс реализации медиапроектов повлиял на изменение второго показателя (навыки защиты личной информации), у 14 из 15 человек уровень остался прежним, хотя и изначально не низким, а средним. При этом у оставшегося одного десятиклассника уровень владения навыками обеспечения безопасности собственной информации с низкого уровня поднялся на средний.
Также стоит отметить, что проектная деятельность почти не повлияла на развитие у старшеклассников способности обезопасить себя от вредоносного контента – этот показатель у 9 из 15 человек в группе не изменился.
По остальным критериям у старшеклассников наблюдается повышение уровня медиаграмотности в ходе реализации собственных медиапроектов. В основном это связано с включением в их жизнь новых аспектов: им пришлось относиться к информации более критически, обрабатывать её, проверять достоверность. Отметим, что изменилось и отношение ребят к информационным сообщениям: если в начале эксперимента большинство старшеклассников были склонны использовать чужие готовые тексты, а при необходимости создания собственных сообщений требовали образцы или шаблоны, то на завершающем этапе это уже не вызывало у подростков панику, лишних вопросов и негативных эмоций.
При повторном анкетировании старшеклассники показали более высокий уровень медиаграмотности. Если по результатам входного опроса среди участников эксперимента был 1 человек с низким уровнем медиаграмотности и 14 со средним, то после реализации медиапроектов в группе не осталось человек с низким уровнем, 6 человек показали средний и 9 высокий уровень медиаграмотности.
|
|
Эти данные говорят о том, что и у самих школьников появилось больше уверенности в собственных навыках работе с информационным потоком и медиасредой, они расширили свой круг знаний в сфере медиа и способны на более высоком уровне ориентироваться в медиапространстве.
Для подтверждения результатов мы вновь использовали метод расчёта U-критерия Манна-Уитни. Теперь мы сравнили результаты первого и второго анкетирования экспериментальной группы. Полученные данные приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Расчёт U-критерия Манна-Уитни по индексам первого и второго анкетирования экспериментальной группы
Ученик | Результат первого анкетирования | Ранг 1 | Результат второго анкетирования | Ранг 2 |
Э1 | 21 | 8.5 | 27 | 22 |
Э2 | 20 | 6.5 | 26 | 18.5 |
Э3 | 26 | 18.5 | 28 | 25 |
Э4 | 22 | 11 | 28 | 25 |
Э5 | 17 | 5 | 26 | 18.5 |
Э6 | 15 | 3 | 22 | 11 |
Окончание таблицы 2
Ученик | Результат первого анкетирования | Ранг 1 | Результат второго анкетирования | Ранг 2 |
Э7 | 20 | 6.5 | 26 | 18.5 |
Э8 | 14 | 2 | 22 | 11 |
Э9 | 12 | 1 | 24 | 13 |
Э10 | 26 | 18.5 | 30 | 29 |
Э11 | 25 | 14.5 | 28 | 25 |
Э12 | 21 | 8.5 | 28 | 25 |
Э13 | 25 | 14.5 | 30 | 29 |
Э14 | 26 | 18.5 | 30 | 29 |
Э15 | 16 | 4 | 28 | 25 |
Суммы: | 140.5 | 324.5 |
Uэмп. в данном случае равно 20,5, что меньше Uкрит. для данной выборки (p ≤ 0,05), следовательно, принимается гипотеза H1 – разница между двумя выборками является статистически значимой. В рамках нашего исследования это доказывает, что в процессе реализации старшеклассниками медиапроектов происходят существенные изменения в уровне их медиаграмотности. Мы видим, что у каждого ученика индекс уровня медиаграмотности увеличился от 2 до 12 пунктов.
Чтобы исключить влияние на эти изменения других факторов, таких как учебная деятельность, стихийная деятельность в сети и другие формы и способы повышения медиаграмотности, мы провели повторное анкетирование в контрольной группе и сравнили индексы экспериментальной и контрольной групп, полученные в мае, после реализации медиапроектов. Полученные результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Расчёт U-критерия Манна-Уитни по индексам второго анкетирования
Ученик экспериментальной группы | Результат | Ранг 1 | Ученик контрольной группы | Результат | Ранг 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Э1 | 27 | 19 | К1 | 32 | 29 |
Э2 | 26 | 16 | К2 | 26 | 16 |
Э3 | 28 | 22.5 | К3 | 21 | 5 |
Э4 | 28 | 22.5 | К4 | 23 | 11 |
Э5 | 26 | 16 | К5 | 23 | 11 |
Э6 | 22 | 8 | К6 | 20 | 3 |
Э7 | 26 | 16 | К7 | 33 | 30 |
Э8 | 22 | 8 | К8 | 21 | 5 |
Окончание таблицы 3
Ученик экспериментальной группы | Результат | Ранг 1 | Ученик контрольной группы | Результат | Ранг 2 |
Э9 | 24 | 13 | К9 | 26 | 16 |
Э10 | 30 | 27 | К10 | 22 | 8 |
Э11 | 28 | 22.5 | К11 | 18 | 2 |
Э12 | 28 | 22.5 | К12 | 21 | 5 |
Э13 | 30 | 27 | К13 | 23 | 11 |
Э14 | 30 | 27 | К14 | 13 | 1 |
Э15 | 28 | 22.5 | К15 | 28 | 22.5 |
Суммы: | 289.5 | 175.5 |
Полученное эмпирическое значение Uэмп. равно 55,5, и меньше Uкрит. для данной выборки (p ≤ 0,05), то есть находится в зоне значимости. По анализируемым показателям между двумя группами существует значимая разница. Это позволяет сделать вывод о том, что показатели экспериментальной группы существенно изменились, и скорее всего под влиянием медиапроектной деятельности.
Результаты выполнения практических заданий, заранее разработанных нами для проверки медиаграмотности ребят по трём направлениям (дифференциация в социальной информации фактов, оценочных суждений и теоретических утверждений; проверка достоверности информации; воспроизводство информации и создание медиатекстов), также показали успешность метода медаипроектов для формирования медиаграмотности старшеклассников. Десятиклассники, участвовавшие в эксперименте, гораздо успешнее своих ровесников справились с выполнением заданий и показали более высокий результат.
|
|
При этом стоит отметить, что наибольшие трудности у ребят контрольной группы вызвало последнее задание, где требовалось написать свой оригинальный текст с рассказом о событии, а ребята реализовывавшие собственные медиапроекты уже не испугались его и справились на высоком уровне.
При выполнении практических заданий в соответствии с ранее обозначенными критериями, 5 человек из экспериментальной группы подтвердили высокий уровеньмедиаграмотности, 10 – средний. В контрольной группе результат был хуже: 8 человек – на среднем уровне, 7 на низком уровне медиаграмотности.
Изменения, произошедшие в ходе реализации проекта представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Динамика уровня медиаграмотности десятиклассников
Метод диагностики / Время сбора данных | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
Март | Май | Март | Май | |||||
Анкетирование | Низкий | 1 | Низкий | 0 | Низкий | 1 | Низкий | 0 |
Средний | 14 | Средний | 6 | Средний | 11 | Средний | 12 | |
Высокий | 0 | Высокий | 9 | Высокий | 3 | Высокий | 3 | |
Практические задания | Низкий | – | Низкий | 0 | Низкий | – | Низкий | 7 |
Средний | – | Средний | 10 | Средний | – | Средний | 8 | |
Высокий | – | Высокий | 5 | Высокий | – | Высокий | 0 |
Таким образом, мы видим, что уровень медиаграмотности старшеклассников, которые реализовывали собственные медиапроекты, выше, чем те же показатели у их обычных сверстников.
Помимо этого, в рамках исследования мы решили выявить уровень медиаграмотности старшеклассников, которые на протяжении нескольких лет занимаются проектной деятельностью в сфере медиа – учеников школы-студии журналистики «Контакт» Детско-юношеского центра Северодвинска. Это объединение работает по направлениям: обучение основам профессий масс-медиа; выпуск городских средств массовой информации для детей и подростков; организация и проведение мероприятий и реализация проектов по медианаправлению. В студии силами ребят готовятся к выпуску телевизионная программа «Контакт», молодежная газета «Воробей» и радиопрограмма «Между прочим». Каждый год учащиеся и педагоги принимают участие в областных, межрегиональных и всероссийских форумах, слетах, фестивалях, где неоднократно занимали призовые места.
|
|
Группу старшеклассников, занимающихся в студии, мы выбрали для проведения эксперимента, так как они участвовали в создании не одного медиапроекта, а занимаются подобной деятельностью в течение длительного времени (в эксперименте приняли участие ребята, занимающиеся в студии 2-3 года, активно принимающие участие в создании собственных СМИ). Двадцати ребятам было предложено ответить на вопросы анкеты и выполнить практические задания.
Результаты этой части исследования отражены в таблице 5.
Таблица 5 – Результаты диагностики уровня медиаграмотности обучающихся в школе-студии журналистики «Контакт» г. Северодвинска
Обучаю-щийся | Результат анкетирова-ния | Уровень медиагра-мотности (самооценка) | Результат выполнения практических заданий | Уровень медиагра-мотности (внешняя оценка) |
Д1 | 29 | Высокий | 56 | Высокий |
Д2 | 31 | Высокий | 60 | Высокий |
Д3 | 28 | Высокий | 69 | Высокий |
Д4 | 27 | Высокий | 54 | Высокий |
Д5 | 40 | Высокий | 55 | Высокий |
Д6 | 26 | Средний | 48 | Средний |
Д7 | 26 | Средний | 43 | Средний |
Д8 | 40 | Высокий | 68 | Высокий |
Д9 | 38 | Высокий | 67 | Высокий |
Д10 | 37 | Высокий | 52 | Высокий |
Д11 | 24 | Средний | 32 | Средний |
Д12 | 35 | Высокий | 48 | Средний |
Д13 | 32 | Высокий | 54 | Высокий |
Д14 | 31 | Высокий | 56 | Высокий |
Д15 | 25 | Средний | 51 | Высокий |
Так, мы видим, что школьники, которые вовлечены в процесс создания медиапродуктов не разово, а постоянно, которые систематически участвуют в подготовке и реализации медиапроекта обладают более высоким уровнем медиаграмотности.
На основе приведённых данных мы можем сделать следующие выводы:
– деятельность, направленная на реализацию медиапроектов у старшеклассников, повышает общий уровень медиаграмотности, в процессе создания медиапродукта школьники приобретают полезный опыт взаимодействия с различными источниками информации, навыки по её обработке, анализу, интерпретации и использованию в собственных целях;
– создание медиапроектов положительно влияет на общий уровень медиаграмотности, но вот на некоторые отдельные компоненты, такие как цифровая грамотность, имеет лишь небольшой эффект: эксперимент показал, что навыки защиты личной информации и способности обезопасить себя от вредоносного контента необходимо формировать дополнительно другими средствами;
– умение анализировать и синтезировать медийную реальность, высокий уровень возможностей принимать информацию, создавать и оценивать собственные медиатексты, а также хорошие способности к пониманию актуального контекста деятельности медиа появляются лишь при полноценной и систематической работе с медиапроектами, а при разовых, одиночных проектах необходимый эффект может быть не достигнут, или уровень медиаграмотности будет увеличиваться не заметно.
Заключение
Общество постоянно развивается, в нашу жизнь неизменно проникают средства массовой информации и различные информационные технологии, такие как Интернет, мобильная связь, которые всё более активно воздействуют на формирование и становление человеческого мировоззрения. Больше всего этому подвержено подрастающее поколение, впитывающее все новое, современное, имеющее ауидиовизуальную структуру.
Необходимой компетенцией современного человека становится медиаграмотность, то есть способность анализировать и синтезировать медийную реальность, способность к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию контекста функционирования медиа в современном мире.
По изученным исследованиям и публикациям в работе рассмотрены описанные в литературе способы формирования медиаграмотности. Здесь ведущим экспертом является А. В. Фёдоров, который предлагает в качестве основного способа циклы занятий, включающих в себя «литературно-имитационные», «изобразительно-имитационные» и «театрализованно-ситуативные» творческие занятия, а также техники по восстановлению в памяти динамики пространственно-временных, аудиовизуальных образов кульминационных эпизодов произведений медиакультуры в процессе коллективного обсуждения.
В целом, исследователи в области медиаобразования утверждают, что практическое освоение информации более эффективно. Это находит отражение и в современной школе: здесь медиаобразование представлено самыми разными формами работы: исследовательскими мультимедиапроектами, создание школьных сайтов или печатных изданий, школьное телевидение, блоги, кружки по ориентированию в интернете и другие. Одним из эффективных способов формирования медиаграмотности, как показал анализ источников, является медиапроект. В данной выпускной квалификационной работе описаны виды различных медиапроектов, таких как печатные издания, радио и телевизионные программы, видеоролики, социальная реклама, плакаты и другие.
Помимо этого, проведен анализ существующих методик измерения уровня медиаграмотности, в соответствии с которым подготовлена программа практического эксперимента и составлен опросный лист. Так, были выделены категории по оценке умений поиска информации, безопасного поведения в сети и при получении информации, способности к верификации и критической оценке полученной информации, корректном и адекватном принятии и грамотном использовании полученных данных, а также умении распространять информацию и обладать навыками работы с медиаресурсами.
Теоретические положения были подтверждены результатами эксперимента, который проводился среди учеников десятых классов МАОУ «Ягринская гимназия». Школьники, которые были задействованы в реализации медиапроекта, показали более высокий уровень медиаграмотности, чем их сверстники, получающие медиа-знания в традиционных формах в рамках участия в учебном процессе. В процессе деятельности навыки, знания, умения обучающиеся претерпевают изменения, из отношение к медиасреде тоже. После создания собственного медиапродукта подростки:
– умеют осуществлять эффективный отбор и поиск нужно информации;
– адекватно воспринимают и грамотно используют информацию;
– обладают навыками верификации и критической оценки информации;
– используют разнообразные источники информации не только для создания медиапродукта, но и в других жизненных ситуациях;
– могут эффективно и корректно распространять информацию, не искажая правды;
– способны на создание собственных медиатекстов, могут влиять на окружающую их медасреду и формировать её.
При этом стоит учитывать, что вовлечение старшеклассников в подобную деятельность необходимо в рамках систематической педагогической деятельности: важно, чтобы подростки продолжали участвовать в создании медиапродуктов, развивали навыки работы с информацией, различными её источниками, а также совершенствовали способности при использовании современной цифровой техники.
Проектное обучение – полезная и актуальная альтернатива сложившейся системе обучения, тем более оно всё быстрее развивается в условиях внедрения федерального государственного стандарта в образовании. В целом проектное обучение советуют использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения и личностного, и академического роста. Так как проекты могут быть совершенно разными и не обязательно охватывать один предмет (выделяют межпредметные и надпредметные, внепредметные проекты), то метод медиапроектов можно использовать почти при любой работе со старшеклассниками.
Сейчас, в веке развития информационных технологий успешность человека в обществе во многом зависит от степени вовлеченности его в медиапространство. В этих условиях необходимо формировать у нового поколения такие компетенции, которые способны обеспечить адаптацию людей к новым условиям жизни. Одной из них, безусловно, является медиаграмотность. Медиапроект является эффективным методом, с помощью которого можно включить старшеклассников в деятельность по созданию и изменению их медиапространства, повысить их навыки и умения в сфере работы и обеспечения своей безопасности в деятельности с информационными ресурсами и самой информацией, а также повлиять на их положительно отношение к медиасреде.