ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПЕРВОКУРСНИКА
Учебно-методическое пособие для студентов
дневной формы обучения факультетов
неисторического профиля
Н.М. Карамзин
Предмет истории – то в прошедшем, что не проходит, как наследство, как урок, неоконченный процесс, как вечный закон
В.О. Ключевский
ПРЕДИСЛОВИЕ
Отечественная история занимает ведущее место среди учебных дисциплин на всех ступенях образования. Исторические знания и историческая культура служат одним из основных источников, питающих гражданскую позицию, социально-политические идеалы и патриотические чувства людей. Исторические дисциплины делают доступным многовековой исторический опыт каждому новому поколению.
Курс «Отечественная история» в высшем учебном заведении предусмотрен государственным образовательным стандартом профессионального образования и включает историю развития России с древнейших времен до настоящего времени. Значительно возросший объем учебного материала и возможности современных информационных технологий неизбежно ведут к повышению роли и значения самостоятельной работы студента в усвоении программы.
|
|
Содержательная сторона вузовского курса «Отечественная история» предусматривает изучение студентом ключевых проблем исторического пути, пройденного нашим государством с древнейших времен до наших дней с учетом современных исторических оценок и подходов. Особое внимание уделяется новейшим достижениям отечественной и зарубежной исторической науки, дискуссионным проблемам российской истории, роли и месту исторических личностей. Значительное место отводится сравнительно-историческому анализу сложного исторического пути России, характеристике процесса взаимовлияния Запад-Россия-Восток, выявлению особенностей политического, экономического и социокультурного развития российского государства. Актуальной проблемой в изучении отечественной истории является объективное освещение истории ХХ века, который по масштабности и драматизму не имеет равных в многовековой истории нашей страны и всего человечества.
Ведущая роль в учебном процессе отводится преподавателю. Преподаватель обеспечивает чтение лекционного курса, проводит семинарские занятия, составляет программу самостоятельной работы студента, осуществляет общее методическое руководство этим процессом через консультативную помощь. В течение семестра преподавателем осуществляется контроль за выполнением студентом индивидуальных заданий по каждому модулю и предварительная оценка его знаний.
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая под руководством преподавателя и включающая различные виды заданий. Она может быть как аудиторной, так и внеаудиторной: конспекты лекций, письменные работы, тестирование, комментарии к историческим документам, работа с картами, статистическими материалами, написание рецензий на прочитанную научную статью и др. Студент, успешно отчитавшийся по всем предусмотренным формам работы в течение семестра, может накануне официальной сессии получить соответствующую итоговую оценку.
Для более эффективной организации самоподготовки студента, понимания и усвоения содержания курса предлагается модульный принцип изложения учебного материала. Весь курс российской истории представлен ключевыми проблемно-хронологическими блоками-модулями (всего – 4). Каждый из них сопровождается методическими рекомендациями по изучению материала, исторической терминологией, вопросами для самоконтроля, планами семинарских занятий, темами рефератов, сообщений и списком рекомендуемой литературы.
Методические рекомендации по изучению материала в рамках конкретного модуля нацеливают студента на более продуктивный вариант осмысления исторических знаний, почерпнутых из лекционного курса и учебных пособий, способствуют выявлению основной концептуальной идеи данного модуля.
Вопросы для самоконтроля составлены таким образом, чтобы студент имел возможность для закрепления изученного материала поработать с несколькими источниками и разобраться в ключевых вопросах данной темы.
Понять и усвоить многообразие исторического процесса невозможно без знания исторических терминов и понятий. К каждому модулю рекомендован минимум необходимых терминов, сущность которых студент может познать, обратившись к справочной, энциклопедической литературе.
Особое место в самостоятельной работе студента по усвоению содержания курса «Отечественная история» отводится подготовке к семинарским занятиям. Их тематика носит примерный характер и составлена таким образом, чтобы дополнить и расширить лекционный материал, а также оценить умение студента работать с научной литературой и источниками, обобщать и систематизировать изученный материал, выделять особенности, противоречия исторического процесса на стадии различных эпох развития России. Процесс подготовки студента к семинару должен найти отражение в письменном виде (краткое содержание проблемы, точки зрения историков, выдержки из хрестоматийной литературы, персоналии, выводы и др.).
В методическом пособии представлены также примерные вопросы к экзамену. В Приложении 1, 2 в помощь студентам даны основные термины и понятия, а также хронология основных событий.
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
Боффа Д. История Советского Союза. – М., 1990.
Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В. и др. Русская история с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для вузов. – СПб., 2002.
Древнерусское государство IX-XVII вв.: Учебное пособие. – М., 2006.
История России: Учебное пособие для самостоятельной работы. – М., 2004.
Карамзин Н.М. История государства Российского. – СПб., 2003.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Собр. соч. в 9 т. – Т.1-5. – М., 1987-1991.
Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 3 кн. – М., 1993.
Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировой цивилизации: Учебное пособие. – М., 2001.
Новейшая отечественная история. ХХ век: Учебное пособие для вузов в 2 кн. – М., 1997.
Олейников Д.И. История России с 1801 по 1917 год: Пособие для вузов. – М., 2005.
Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник для вузов. – М., 2005.
|
|
Отечественная история. Вопросы – ответы: Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М., 2004.
Платонов С.Ф. Учебник русской истории. – СПб., 1994.
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Ростов-на-Дону, 2007.
Политическая история Отечества. 1861-1917 гг. – М., 1991.
Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания: Пособие для вузов. – М., 2004.
Россия в мировой истории. Учебник для вузов. – М., 2003.
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебник для вузов. – М., 2006.
Семенникова Л.И., Головкина Н.Л. и др. Отечественная история. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов. – М., 2004.
Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1995. – М., 1996.
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Богуславский В.В. Русь. Рюриковичи: Иллюстрир. истор. словарь. – М., 2000.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (любое издание).
Данилов А.А. Россия в ХХ веке: Справочник. – М., 1996.
История ХХ века. Люди, события, факты. – М., 1999.
Князев Е.А. Краткий толковый исторический словарь по россиеведению. – М., 1995.
Князев Е.А. Родная старина. Слова, термины, образы. – М.,1996.
Мир русской истории: Энциклопедический справочник. – М., 1997.
Отечественная история. С древнейших времен до 1917 г.: Энциклопедия. – М., 1994.
Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие. – М., 2006.
Похлебкин В.В. Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в ХIII-ХVI вв.: Справочник. – М., 2000.
Политические партии России. Конец ХIХ – первая треть ХХ века: Энциклопедия. – М., 1996.
Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века: Энциклопедический биографический словарь. – М., 1997.
Славянская энциклопедия: В 2 т. – М., 2001.
Современная политическая история России. Хроника и аналитика: В 2 т. – М., 1999.
Стариков Н.В. Россия. ХХ век. Политика и культура: Энциклопедический словарь. – Ростов на Дону, 1999.
Христианство: Энциклопедический словарь. – М., 1993-1995. – Т. 1-3.