ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предполагает поддержание традиционного начального обучения математике, с одновременным установлением других приоритетов. Основным в целеполагании, в отборе и в структурировании содержания, в условиях реализации нового стандарта является значимость начального курса математики во всём последующем образовании.А также возможность использования знаний и умений в решении различных практических и познавательных задач. Умение работать со схемами и таблицами является необходимым условием освоения всех учебных дисциплин.
Проблема обучения младшего школьника решению текстовых задач на разных этапах развития математического образования была и есть одной из наиболее актуальныхпроблем. Её решению посвящены разнообразные исследования, в роли предмета в которых выступали разные стороны обучения решению текстовых задач. Это выборка их содержания и система, это и функции этих задач в самом процессе обучения математике, и роль их в формировании у школьников учебной деятельности и математических понятий, а также в развитии логического мышления школьников. Особое значение при обучении и, прежде всего, при решении задач, в условиях образования, которое ориентировано на развитие у младших школьников мышления, приобретает моделирование.
|
|
Схемы и таблицы, служащие основой моделирования, приобретают особую значимость. Исследования показали, что процесс моделирования благоприятствует формированию обобщённых знаний. Этот момент определяет и пути организации деятельности школьников, которые направленны на развитие мышления в ходе анализа задачи и поиска плана решения с помощью моделирования, формирование умений и способов действий, необходимых для осуществления этого.
В данной работе основа моделирования, то есть умение работать со схемами и таблицами, рассматривается не только как способ формирования общего умения решать задачи, но и как одна из целей в обучении математике.
Рассматривая умение работать со схемами и таблицами как частный, специфический вид общего способа деятельности с математическими понятиями и отношениями, предполагается выстроить формирование конструктивных умений у школьника в процессе моделирования изучаемых математических понятий и отношений.
Целью работы является теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности использования схем и таблиц в процессе обучения математике в начальной школе.
Объектом исследования является процесс обучения школьников умению работать со схемами и таблицами для преобразования содержания текстовых задач в наглядную вспомогательную модель.
|
|
Предметом исследования выступает умение работать со схемами и таблицами при изучении курса математики начальной школы.
Гипотеза: Обучение младших школьников умению работать со схемами и таблицами с использованием текстовых задач будет результативным, если:
1) учащиеся приобретут навыки по переводу конкретного содержания текстовых задач к абстрактной основе;
2) при моделировании будут использоваться схемы и таблицы вместо реальных объектов;
3) при составлении схем учащимся будет дана возможность строить модели на проектной основе;
4) осуществлён постепенный переход от схематических моделей к идеальным моделям.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить роль моделирования в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте нового поколения.
3. Проанализировать уровни моделирования содержания текстовых задач на движение.
4. Провести диагностику умения решать задачи.
5. Провести экспериментальную работу по интенсивному использованию схем и таблиц при работе над содержанием текстовых задач в начальной школе.
6. Подобрать методические рекомендации для учителей по работе со схемами и таблицами при решении текстовых задач.
Для решения поставленных задач использовали комплекс методов исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
2) эмпирические методы: обсервационные (наблюдение, самооценка), диагностические (анализ результатов деятельности школьников);
3) экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперименты);
4) методы обработки данных: метод математической статистики.
База исследования: МБОУ «Гудермесская СШ № 3», класс 2 б.
Этапы исследования:
1) подготовительный этап – анализ теоретической базы предмета исследования и постановка задач исследования;
2) сбор материала для констатирующего эксперимента;
3) разработка программы по работе со схемами и таблицами при изучении содержания текстовых задач при изучении курса математики в 1-м классе;
4) проведение контрольного эксперимента для подтверждения эффективности разработанной программы;
5) окончательная обработка результатов проведенного исследования, обобщение и разработка методических рекомендаций.
Теоретическая значимость. В процессе исследования разработана программа по обучению работе со схемами и таблицамипри переводе содержания текстовых задач в начальной школе во вспомогательные модели и предложены новые уровни моделирования.
Практическая значимость. Разработанная программа может быть использована для совершенствования изучения курса математики в начальной школе при решении текстовых задач различного содержания. В результате проведенной работы, были разработаны методические рекомендации для учителей по работе со схемами и таблицами при изучении текстовых задач.
Структура работы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.
В первой главе «Теоретическое обоснование моделирования в системе начального образования» рассматриваются теоретические и практические аспекты моделирования, его место в образовании, а также уровни моделирования содержания текстовых задач в начальной школе.
Вторая глава представляет собой собственно проведённое исследование и его результаты.
В заключении подведены итоги исследования и описаны ключевые моменты данной дипломной работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОбоСНОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ