Глава 1. Теоретическое обоснование моделирования в системе начального образования

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования.Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предполагает поддержание традиционного начального обучения математике, с одновременным установлением других приоритетов. Основным в целеполагании, в отборе и в структурировании содержания, в условиях реализации нового стандарта является значимость начального курса математики во всём последующем образовании.А также возможность использования знаний и умений в решении различных практических и познавательных задач. Умение работать со схемами и таблицами является необходимым условием освоения всех учебных дисциплин.

Проблема обучения младшего школьника решению текстовых задач на разных этапах развития математического образования была и есть одной из наиболее актуальныхпроблем. Её решению посвящены разнообразные исследования, в роли предмета в которых выступали разные стороны обучения решению текстовых задач. Это выборка их содержания и система, это и функции этих задач в самом процессе обучения математике, и роль их в формировании у школьников учебной деятельности и математических понятий, а также в развитии логического мышления школьников. Особое значение при обучении и, прежде всего, при решении задач, в условиях образования, которое ориентировано на развитие у младших школьников мышления, приобретает моделирование.

Схемы и таблицы, служащие основой моделирования, приобретают особую значимость. Исследования показали, что процесс моделирования благоприятствует формированию обобщённых знаний. Этот момент определяет и пути организации деятельности школьников, которые направленны на развитие мышления в ходе анализа задачи и поиска плана решения с помощью моделирования, формирование умений и способов действий, необходимых для осуществления этого.

В данной работе основа моделирования, то есть умение работать со схемами и таблицами, рассматривается не только как способ формирования общего умения решать задачи, но и как одна из целей в обучении математике.

Рассматривая умение работать со схемами и таблицами как частный, специфический вид общего способа деятельности с математическими понятиями и отношениями, предполагается выстроить формирование конструктивных умений у школьника в процессе моделирования изучаемых математических понятий и отношений.

Целью работы является теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности использования схем и таблиц в процессе обучения математике в начальной школе.

Объектом исследования является процесс обучения школьников умению работать со схемами и таблицами для преобразования содержания текстовых задач в наглядную вспомогательную модель.

Предметом исследования выступает умение работать со схемами и таблицами при изучении курса математики начальной школы.

Гипотеза: Обучение младших школьников умению работать со схемами и таблицами с использованием текстовых задач будет результативным, если:

1) учащиеся приобретут навыки по переводу конкретного содержания текстовых задач к абстрактной основе;

2) при моделировании будут использоваться схемы и таблицы вместо реальных объектов;

3) при составлении схем учащимся будет дана возможность строить модели на проектной основе;

4) осуществлён постепенный переход от схематических моделей к идеальным моделям.

Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Изучить роль моделирования в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте нового поколения.

3. Проанализировать уровни моделирования содержания текстовых задач на движение.

4. Провести диагностику умения решать задачи.

5. Провести экспериментальную работу по интенсивному использованию схем и таблиц при работе над содержанием текстовых задач в начальной школе.

6. Подобрать методические рекомендации для учителей по работе со схемами и таблицами при решении текстовых задач.

Для решения поставленных задач использовали комплекс методов исследования:

1) теоретические методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;

2) эмпирические методы: обсервационные (наблюдение, самооценка), диагностические (анализ результатов деятельности школьников);

3) экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперименты);

4) методы обработки данных: метод математической статистики.

База исследования: МБОУ «Гудермесская СШ № 3», класс 2 б.

Этапы исследования:

1) подготовительный этап – анализ теоретической базы предмета исследования и постановка задач исследования;

2) сбор материала для констатирующего эксперимента;

3) разработка программы по работе со схемами и таблицами при изучении содержания текстовых задач при изучении курса математики в 1-м классе;

4) проведение контрольного эксперимента для подтверждения эффективности разработанной программы;

5) окончательная обработка результатов проведенного исследования, обобщение и разработка методических рекомендаций.

Теоретическая значимость. В процессе исследования разработана программа по обучению работе со схемами и таблицамипри переводе содержания текстовых задач в начальной школе во вспомогательные модели и предложены новые уровни моделирования.

Практическая значимость. Разработанная программа может быть использована для совершенствования изучения курса математики в начальной школе при решении текстовых задач различного содержания. В результате проведенной работы, были разработаны методические рекомендации для учителей по работе со схемами и таблицами при изучении текстовых задач.

Структура работы.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.

В первой главе «Теоретическое обоснование моделирования в системе начального образования» рассматриваются теоретические и практические аспекты моделирования, его место в образовании, а также уровни моделирования содержания текстовых задач в начальной школе.

Вторая глава представляет собой собственно проведённое исследование и его результаты.

В заключении подведены итоги исследования и описаны ключевые моменты данной дипломной работы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОбоСНОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: