Развитие силовых способностей с учетом анатомо-функциональных особенностей девушек старшего школьного возраста

Согласно данным В.К. Бальсевич (2015 г.) старший школьный возраст, 16 – 18 лет, совпадает со второй фазой подросткового периода или периодом ранней юности, характеризующимся завершением полового созревания и становлением всех показателей физического развития [8].

В подростковом возрасте происходит постепенная подготовка организма детей к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам: не только количественные – увеличение длины и веса тела, но и качественные изменения – окончательное созревание и перестройка всех органов и систем.

Рост девочек, в 16 лет в среднем, равен 159,5 см, а вес – 53 кг, у девушек в возрасте 17-18 лет рост и вес – 160–161 см и 55–56 кг[71].

Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Опорно-двигательный аппарат у старших школьников способен выдерживать значительные динамические нагрузки и статические напряжения, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами быстро развивающихся мышц. Равномерно и быстро развивающийся мышечный аппарата способствует увеличению мышечной массы и росту силы, поэтому в возрасте 15 – 16 лет актуальна физическая подготовка, направленная на развитие основных физических кондиций, на базе которых совершенствуются технические умения и навыки [46].

Для возраста 16 – 18 лет характерно укрепление и совершенствование того, что сложилось у подростков более раннего возраста.

Силовые способности – важнейшие виды двигательных качеств старшихшкольников, которые влияют на все стороны физической подготовленности.В течение последних лет прослеживается тенденция к снижению уровня развития силы девушек-старшеклассниц.

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации [44].

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание».

Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества. В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека [52].

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно- силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость.

Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей. У каждого человека двигательные способности развиты по–своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо - физиологических задатков:

- анатомo-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов;

- сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости её отдельных областей и др.);

- физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем);

- максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);

- биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);

- телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);

- хромосомные (генные).

На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.). О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки. Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились [29].

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки [34].

Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям. Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей (высокий, средний, низкий) можно с помощью соответствующих тестов (контрольных упражнений) [53].

Средства и методы развития силы. Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Различают абсолютную и относительную силу:

– абсолютная сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в конкретном движении;

– относительная сила - проявление абсолютной силы в пересчете на кг веса человека [40].

Средствами развития силы мышц являются различные несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных вида:

– упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с тяжестями, на тренажерах, упражнения с сопротивлением партнера;

–упражнения с сопротивлением внешней среды: бег в гору, по песку, в воде и т.д.);

– упражнения с преодолением веса собственного тела (гимнастические силовые упражнения: отжимания в упоре лежа, отжимания на брусьях, подтягивание; легкоатлетические прыжковые упражнения и т.д.);

– изометрические упражнения (упражнения статического характера) [72].

Наиболее распространены следующие методы развития силы:

– метод максимальных усилий (упражнения выполняются с применением предельных или околопредельных отягощений до 90% от максимально возможного; в серии выполняется 1-3 повторений, за одно занятие выполняется 5-6 серий, отдых между сериями 4-8 минут);

– метод повторных усилий (или метод «до отказа») (упражнения выполняются с отягощением до 70% от максимально возможного, которые выполняются сериями до 12 повторений, в одном занятии выполняется от 3 до 6 серий, отдых между сериями от 2 до 4 минут);

–метод динамических усилий (упражнения выполняются с отягощением до 30% от максимально возможного, в серии выполняется до 25 повторений, количество серий за одной занятие от 3 до 6. Отдых между сериями от 2 до 4 минут) [63].

Таким образом, физиологически организм девушек к концу подросткового периода соответствует взрослому организму со всеми его особенностями. Благоприятному развитию организма, способствует занятие силовыми фитнес тренировками и правильное использование нагрузок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: