Рисунок 1 – Оптово-посреднический менеджмент в системе «производство – обмен – потребление»

2 Оптовый рынок как сфера осуществления оптово-посреднической деятельности

 

Товарный рынок с одной стороны является сферой товарного обмена, а с другой хозяйственной деятельностью, системой организационно-экономических действий, которые направлены на продвижение товара потребителю от производителя. Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу товарного обмена, отличающуюся наличием отношений в виде купли-продажи товара и места проведения конкретной хозяйственной деятельности, связанной с реализацией товара.

В узком смысле под товарным рынком понимают место реализации (эквивалентного обмена) всего количества товаров и услуг, постоянно изготавливаются или создаются. В организационном аспекте товарный рынок может быть разделен на две большие составные части: розничный (потребительский) и оптовый (институциональный) рынки (рисунок 1.1).

 

 

 


Рисунок 1.1 - Система элементов (подсистем) товарного рынка

 

Розничный (потребительский) рынок представляет собой рынок покупателей, приобретающих товары и услуги для личного потребления.

Оптовый рынок - это форма товарного обращения, посредством которой осуществляются экономические связи между хозяйствующими субъектами в сфере продвижения товаров от производителя в розничную торговую сеть.

Оптовый (оптовый) рынок по внутренним признакам существенно отличается от потребительского (розничного) рынка:

- цель предъявления спроса: институциональные субъекты рынка, в отличие от индивидуальных потребителей, не предусматривают конечного индивидуального потребления товаров и услуг;

- клиенты оптового рынка: в отличие от преимущественно персонифицированных покупателей розничного рынка на оптовом рынке чаще всего взаимодействуют коллективные субъекты хозяйственных отношений: фирмы, предприятия, организации, предприниматели-коммерсанты и тому подобное;

- коллективный характер формирования спроса: масштабы и объемы большинства коммерческих операций и сделок купли-продажи товаров и услуг значительно масштабнее по размерам партий материальных благ и их стоимости.

Состав и структура объектов оптового рынка являются более широкими в отличии от составляющих потребительского рынка (рисунок 1.2).

В частности, ассортимент оптового рынка включает кроме большинства товаров широкого потребления товары производственно-технического назначения и общественного (коллективного) потребления, которые не поступают на потребительский рынок. Через оптовый рынок реализуются также услуги, нехарактерные для розничного рынка, - услуги производственным предприятиям, органам государственного управления и социальной защиты населения.

 

 

 


Рисунок 1.2 - Состав и структура объектов оптового товарного рынка

 

Оптовый рынок или рынок предприятий - это рынок лиц или организаций, приобретающих товары или услуги для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродажи. В соответствии с этим определением можно говорить о том, что оптовый рынок представлен:

1) предприятиями, закупающими товары для их последующей переработки;

2) организациями-посредниками, приобретающими товары для их перепродажи с целью получения прибыли;

3) государственными учреждениями, осуществляющими закупки с целью обеспечения выполнения своих функций.

 

Инфраструктура оптового рынка является составной частью товарного рынка и представляет собой совокупность учреждений, предприятий, служб и коммерческо-торговых мероприятий, создающих общие условия для эффективного осуществления процесса оптовой реализации товаров и услуг.

Важными особенностями оптовой инфраструктуры являются:

- вторичный и вспомогательный характер, который обуславливает нецелесообразность ее самостоятельного функционирования вне границ оптового рынка;

- межотраслевой характер, поскольку обслуживает всех субъектов товарного рынка: производителей, розничных торговцев и т.п.;

- территориальное размещение – ее элементы размещены практически во всех регионах, везде, где осуществляется коммерческая деятельность.

По функциональному назначению в составе субъектов инфраструктуры оптового рынка выделяют две группы элементов (таблица 1.1):

v элементы основной оптовой инфраструктуры;

v элементы общей оптовой инфраструктуры.

 

 

Таблица 1.1 - Элементы инфраструктуры оптового рынка

Основная инфраструктура Общая инфраструктура
  • Товарные биржи
  • Оптовые ярмарки,
  • выставки-продажи,
  • показы-демонстрации
  • Оптовые рынки
  • Оптовые аукционы
§ Склады гарантийного хранения  
§ Банковско-кредитные учреждения
  • Финансовые учреждения и организации
  • Страховые компании
  • Финансовые группы
  • Транспортно-экспедиционные фирмы
  • Учреждения связи
  • Холдинговые компании
  • Лизинговые компании
  • Консалтинговые компании
  • Торгово-промышленные палаты
  • Аудиторские компании
  • Юридические фирмы
  • Научные и проектно-внедренческие учреждения
  • Рекламные компании
  • Центры маркетинговых исследований
  • Бизнес-центры
  • Информационные компании
 

 

Элементы основной инфраструктуры включают ряд предприятий, учреждений и коммерческих мероприятий, которые в наибольшей степени присущи процессу оптовой купли-продажи товаров.

Учреждения бирж и аукционов, предприятия оптовых рынков и складов гарантийного хранения, а также такие коммерческие мероприятия как оптовые ярмарки, выставки-продажи не имеют своей целью получение и распределение коммерческой прибыли. Они не являются полноценными участниками коммерческой деятельности, а только обслуживают оптовый процесс.

Элементы общей инфраструктуры оптового рынка – это те ее субъекты, которые принимают участие в обеспечении функционирования товарного рынка в целом (банковско-кредитные, финансовые учреждения, страховые компании, транспортно-экспедиционные фирмы, учреждения связи, аудиторские компании, юридические фирмы, рекламные компании). Они обеспечивают одновременно производственные, торговые, обслуживающие и прочие предприятия всех форм собственности.

Вспомогательный характер инфраструктуры оптового рынка не дает оснований относить ее к второстепенным явлениям товарного рынка. По мере интенсификации конкурентной борьбы в сфере обмена материальных благ субъекты оптовой инфраструктуры набирают все больший вес, возрастает их влияние на эффективность осуществления процесса товародвижения, скорость товарооборачиваемости, следовательно, на весь процесс расширенного материального производства.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: