2 | Оптовый рынок как сфера осуществления оптово-посреднической деятельности |
Товарный рынок с одной стороны является сферой товарного обмена, а с другой хозяйственной деятельностью, системой организационно-экономических действий, которые направлены на продвижение товара потребителю от производителя. Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу товарного обмена, отличающуюся наличием отношений в виде купли-продажи товара и места проведения конкретной хозяйственной деятельности, связанной с реализацией товара.
В узком смысле под товарным рынком понимают место реализации (эквивалентного обмена) всего количества товаров и услуг, постоянно изготавливаются или создаются. В организационном аспекте товарный рынок может быть разделен на две большие составные части: розничный (потребительский) и оптовый (институциональный) рынки (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Система элементов (подсистем) товарного рынка
Розничный (потребительский) рынок представляет собой рынок покупателей, приобретающих товары и услуги для личного потребления.
|
|
Оптовый рынок - это форма товарного обращения, посредством которой осуществляются экономические связи между хозяйствующими субъектами в сфере продвижения товаров от производителя в розничную торговую сеть.
Оптовый (оптовый) рынок по внутренним признакам существенно отличается от потребительского (розничного) рынка:
- цель предъявления спроса: институциональные субъекты рынка, в отличие от индивидуальных потребителей, не предусматривают конечного индивидуального потребления товаров и услуг;
- клиенты оптового рынка: в отличие от преимущественно персонифицированных покупателей розничного рынка на оптовом рынке чаще всего взаимодействуют коллективные субъекты хозяйственных отношений: фирмы, предприятия, организации, предприниматели-коммерсанты и тому подобное;
- коллективный характер формирования спроса: масштабы и объемы большинства коммерческих операций и сделок купли-продажи товаров и услуг значительно масштабнее по размерам партий материальных благ и их стоимости.
Состав и структура объектов оптового рынка являются более широкими в отличии от составляющих потребительского рынка (рисунок 1.2).
В частности, ассортимент оптового рынка включает кроме большинства товаров широкого потребления товары производственно-технического назначения и общественного (коллективного) потребления, которые не поступают на потребительский рынок. Через оптовый рынок реализуются также услуги, нехарактерные для розничного рынка, - услуги производственным предприятиям, органам государственного управления и социальной защиты населения.
|
|
Рисунок 1.2 - Состав и структура объектов оптового товарного рынка
Оптовый рынок или рынок предприятий - это рынок лиц или организаций, приобретающих товары или услуги для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродажи. В соответствии с этим определением можно говорить о том, что оптовый рынок представлен:
1) предприятиями, закупающими товары для их последующей переработки;
2) организациями-посредниками, приобретающими товары для их перепродажи с целью получения прибыли;
3) государственными учреждениями, осуществляющими закупки с целью обеспечения выполнения своих функций.
Инфраструктура оптового рынка является составной частью товарного рынка и представляет собой совокупность учреждений, предприятий, служб и коммерческо-торговых мероприятий, создающих общие условия для эффективного осуществления процесса оптовой реализации товаров и услуг.
Важными особенностями оптовой инфраструктуры являются:
- вторичный и вспомогательный характер, который обуславливает нецелесообразность ее самостоятельного функционирования вне границ оптового рынка;
- межотраслевой характер, поскольку обслуживает всех субъектов товарного рынка: производителей, розничных торговцев и т.п.;
- территориальное размещение – ее элементы размещены практически во всех регионах, везде, где осуществляется коммерческая деятельность.
По функциональному назначению в составе субъектов инфраструктуры оптового рынка выделяют две группы элементов (таблица 1.1):
v элементы основной оптовой инфраструктуры;
v элементы общей оптовой инфраструктуры.
Таблица 1.1 - Элементы инфраструктуры оптового рынка
Основная инфраструктура | Общая инфраструктура |
| § Банковско-кредитные учреждения
|
Элементы основной инфраструктуры включают ряд предприятий, учреждений и коммерческих мероприятий, которые в наибольшей степени присущи процессу оптовой купли-продажи товаров.
Учреждения бирж и аукционов, предприятия оптовых рынков и складов гарантийного хранения, а также такие коммерческие мероприятия как оптовые ярмарки, выставки-продажи не имеют своей целью получение и распределение коммерческой прибыли. Они не являются полноценными участниками коммерческой деятельности, а только обслуживают оптовый процесс.
Элементы общей инфраструктуры оптового рынка – это те ее субъекты, которые принимают участие в обеспечении функционирования товарного рынка в целом (банковско-кредитные, финансовые учреждения, страховые компании, транспортно-экспедиционные фирмы, учреждения связи, аудиторские компании, юридические фирмы, рекламные компании). Они обеспечивают одновременно производственные, торговые, обслуживающие и прочие предприятия всех форм собственности.
Вспомогательный характер инфраструктуры оптового рынка не дает оснований относить ее к второстепенным явлениям товарного рынка. По мере интенсификации конкурентной борьбы в сфере обмена материальных благ субъекты оптовой инфраструктуры набирают все больший вес, возрастает их влияние на эффективность осуществления процесса товародвижения, скорость товарооборачиваемости, следовательно, на весь процесс расширенного материального производства.
|
|