Наставления о семейной жизни и воспитании детей

Значительное место уделяется в книге вопросам семейной жизни и воспитания детей. Особенно подчеркивается, что счастливый брак - дар Божий. «Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» (Притч. 19, 14). Автор выступает против грехов, разрушающих семью, таких как пьянство и прелюбодеяние. «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать (вина) приправленного» (Притч. 23, 29-30). «Блудница – глубокая пропасть, и чужая жена – тесный колодезь; она, как разбойник, сидит в засаде и умножает среди людей законопреступников» (Притч. 23, 27 – 28). «Не смотри на вино, как оно краснеет, как искрится в чаше..., впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты» (Притч. 23, 31 – 34). Он рассматривает семью как залог благополучия на земле. Тех, кто не заботится о сохранении и упрочении семьи, автор усовещивает, указывая на страх перед Богом и человеческим осуждением.

В учение о семье органично вписываются предписания касательно воспитания детей. Одни наставления делаются родителям, другие детям. Дается совет заботиться о воспитании юноши «при начале пути его». Притч. 22, 6

Необходимой воспитательной мерой для блага ребенка и его родителей авторы притчей видят наказания. Притч. 13, 24; Притч. 22, 15; Притч. 23, 13; Притч. 29, 15-17. Наставлениями детям следует считать следующие высказывания: «Глупый пренебрегает наставлениями отца своего, а кто внимает обличениям, тот благоразумен» (Притч. 15, 5) Притч. 15, 20 Притч. 17, 21, 25 Притч. 19, 13 Притч. 30, 17

То есть, злословящего родителей наказывает не только Бог, но такой человек и сам себя наказывает, потому что почитание родителей и следование их советам выручает из любой беды.

Правильное воспитание в семье приносит добрый плод родителям: умножение рода и почитание со стороны детей (Притч. 17, 6)

Наставления о дружбе и отношениях между друзьями

 В книге Притчей Соломона встречается немало наставлений о дружбе и отношениях между друзьями.

Вместе с тем, делаются и предостережения: «Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя» (Притч. 26, 17); «Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым»

Наставления о немногословии и осмотрительности в словах

«Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично» (Притч. 25, 11).

«Иной пустослов уязвляет как мечем, а язык мудрых врачует» (Притч. 12, 18).

«От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» (Притч. 14, 23).

«И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным» (Притч. 17, 28)

Наставления о власти и о качествах правителя

В книге Притчей Соломона уделяется внимание и учению о власти. Власть должна опираться на премудрость. «У меня совет и правда: Я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Притч. 8, 15 – 16), - говорится от имени Премудрости. Идеальная власть должна быть, по воззрениям автора, прежде всего справедливой

Царь должен выслушивать правду из уст вельмож, даже, если она ему неприятна. «Нехорошо и обвинять правого и бить вельмож за правду» (Притч. 17, 26) Носитель власти есть защитник обездоленных. Характерно, что одно из имен Божиих, встречающихся в книге, - «Защитник сирот» (Притч. 23, 11).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: