Работа с таблицей в тетрадях

— Перенесите в тетради таблицу, которую вы видите на доске.

 

Префиксальный способ Суффиксальный способ Префиксально-суффиксальный способ Сложение
       

 

— А теперь распределите записанные ниже слова по графам таблицы в соответствии со способом словообразования.

 

Д. Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, межконтинентальный, паровозный, прибежать.

 

Два ученика выполняют дифференцированное (аналогичное) задание по карточкам.

 

К а р т о ч к а № 1

Кладовка, пылесос, саратовец, неудобства, преинтересный, вагон-ресторан, достижение, завистливый, подснежник, бесплатный, январский, предутренний.

 

К а р т о ч к а  № 2

Доисторический, предрассветный, подоконник, юго-восток, железный, внеплановый, шипучий, традиционный, древнерусский, подлокотник, дырявый, сверхзвуковой.

 

По окончании работы проводится проверка с комментированием.

— Образуйте от слов; море, ухо, береза — новые слова префиксально-суффиксальным и суффиксальным способами.

В это время учитель проверяет, как справились с заданием учащиеся, работавшие по карточкам.

— Как вы справились с этим заданием? Назовите, какие образовали слова. (Приморский, моряк, наушник, ушная (раковина), подберезовик, березняк.)

 

Работа с учебником.

— Откройте учебник «Практика» на с. 11, упражнение 14. Подумайте над вопросами и приготовьтесь ответить на них.

Через несколько минут выслушиваются ответы учащихся.

— Каким образом взаимосвязаны «Морфемика» и «Орфография»? (Для того, чтобы верно выбрать правило написания, нужно знать, в какой части слова находится данная орфограмма.)

— Выполните упражнение 17 на с. 12.

(Дополнительное к упражнению задание 3 выполняется с комментированием.)

 

Распределительный диктант.

В то время, как нее учащиеся пишут диктант, можно вызвать к доске учащегося для выполнения аналогичного задания в упражнении 15 на с. 12.

— Запишите в тетрадях заголовки трех столбиков.

Безударная            Непроверяемая         Чередующиеся

гласная в                гласная в                     гласные в

 

— Запишите слова под диктовку в соответствующие столбики.

Лесной, загорелый, батальон, растение, зажигать, затемнить, водяной, автомобиль, внимание, гармония, блеснуть, затянуть, измельчить, прикасаться, отклонение, озарение, терпение, дебют.

 

— Прочитайте, что у вас получилось. Одновременно подтвердите свой выбор формулировкой правила на данную орфограмму.

Затем учащиеся проверяют работу на доске.

 

Работа со словарем.

— В диктанте встретились слова гармония, дебют. Кто может объяснить лексическое значение этих слов?

— Сравните ваши предположения со словарем. («Толковый словарик» в конце учебника «Практика», с. 239). Прочитайте, какие значения указаны в словаре.

— Теперь образуйте от этих слов любым способом производные слова и составьте с ними предложения.

— Прочитайте, что у вас получилось.

 

IV. Подведение итога урока.

— Какие способы словообразования вы знаете?

— Почему важно уметь выделять части слова?

— Какие виды орфограмм вы можете назвать?

Домашнее задание: по группам дифференцированно).

I группа — подготовить сообщение об орфограммах в корне слова;

II группа— об орфограммах в суффиксах;

III группа — об орфограммах в приставках;

IV группа — об орфограммах в окончаниях и употреблении б на конце слов.

— Каждой группе составить 3 карточки по 8 слов с пропусками букв в орфограммах по своей теме и одним заданием по морфемике.

 

 

Урок 3

МОРФЕМИКА И ОРФОГРАФИЯ

 

Цели: закрепить навык определения видов орфограмм и правильного выбора их написания, умение членить слова на морфемы.

О б о р у д о в а н и е: листы со списками членов групп для оценивания их работы.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодняшний урок будет проведен в форме групповой практической работы, во время которой каждый из вас получит возможность поупражняться в орфографии и проверить свои знания в области морфемики.

 

II. Практическая работа в группах.

1. Представители от каждой из 4-х групп выступают с подготовленными сообщениями по основным положениям заданных орфограмм.

Если члены группы не полностью осветили свой круг орфографии, учитель должен дополнить их.

2. Выполнение группами карточки-задания № 1.

— Я сейчас раздам каждой группе листы со списками участников трех остальных групп. В эти листы вы будете после проверки карточек выставлять оценки тем, кто работал с ними.

— Теперь передайте свои карточки-задания № 1 следующим образом: I группа передает → II группе; II группа → III группе; III группа → IV группе; IV группа → I группе. Время выполнения заданий — 3 миyты.

3. Возвращение карточек и обмен карточками-заданиями № 2 так:

I группа → III группе; III группа → I группе; II группа → IV группе; IV группа — II группе. На выполнение задания отводится 3 минуты.

4. Возвращение карточек и обмен карточками-заданиями № 3: I группа → IV группе; IV группа → III группе; III группа → II группе; II группа → I группе. На выполнение задания определено 3 минуты.

5. Возвращение карточек. Проверка авторами выполнения заданий в карточках, выставление оценок в зачетные листы.

Варианты карточек с заданиями.

Учитель для этого урока должен заготовить запасные карточки задания на случай если кому-либо из учащихся не хватит заданий одноклассников.

 

1. Орфограммы  ∩:

а) Изл..гать2, ш..рок, ц..рк, изм..нения, лес..ница, р..сток, влас..ный, ч..рствый.

б) Крыж..вннк, изм..рять, ж..лтый, ц..ган, прик..саться, сви..нуть, зат..мнённый2, прикл..ить.

 

2. Орфограммы  :

а) (без-, бес-, при-, пре-, з-, с-) Бе..радостный, бе..страшный,..делать, пр..брежный, пр..хорошенький2, пр..градить, пр..клеить, бе..результаный.

б) Пр..шить, бе..шумный, бе..смысленный2, пр..крикнуть, бе..надежный, бе..конечный, пр..рвать, пр..коснуться.

 

3. Орфограммы в , ь на конце слов:

а) В больш..м, на хорош..м счету, жгуч.., пишеш.., услыш..т, нарису..те2, ноч.., луч..

б) В горяч..м молоке, сургуч..м, увид..м, постел..т2, камыш.., настеж.., сплош.., мочуч...

 

4. Орфограммы в ^:

а) Руч..нка. медвеж..нок. стол..к, замоч..к, приказ..ик, кумач..вый, сестриц..н, батон..ик.

В слове «кумачовый» определить способ словообразования.

б) Грибоч..к, свар..ик, прокат..ик, ключ..к, отц..в, парч..вый, лисиц..н, зайч..нок.

В слове «зайчонок» определить способ словообразования.

Примечание. Слона с цифрой 2 предназначены для фонетического разбора

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: