Распределительный диктант

Учащийся у доски работает самостоятельно, раскладывает карточки со словосочетаниями по конвертам, а все учащиеся в тетрадях записывают под схемой словосочетания, которые диктует учитель.

Ветка дерева; горят огни; с негодованием и гордостью; зарылась в пыль; драгоценный гривенник; пришел, но опоздал; через рощу; дачный поселок; шестьсот пятнадцать; как будто бы.

 

К а р т о ч к и:

1) услышав разговор; 2) а то, кабы; 3) перед обедом; 4) яблоко или груша; 5) не действует на них; б) владелица дачи; 7) повернулся и побежал; 8) пошел снег; 9) вышла на балкон; 10) неопределенные, но заманчивые; 11) глаза щурились; 12) сто пятнадцать.

— Проверьте, как вы справились с заданием, сравнив с правильной записью на доске.

(Учитель открывает заранее подготовленное выполненное задание.)

— А теперь проверьте, как разложил по конвертам свои карточки со словосочетаниями ваш товарищ.

Учащиеся условным знаком (хлопком, поднятым вверх или опущенным большим пальцем) показывают, согласны ли они с тем что он сделал.

 

Работа с учебником.

Выполнение упражнения 36 на с. 19.

Работа по заданию к упражнению.

— Определите грамматическую основу предложения (мчались потоки). Что называется грамматической основой? Чем могут быть выражены подлежащее и сказуемое?

 

Объяснительный диктант.

1) В синем небе звезды блещут. 2) Владимир начинал сильно беспокоиться. 3) Тут он было вышел, но остановился в дверях. (А.С. Пушкин.) 4) Сытый голодного не разумеет. (Пословица.) 5) Снова что-то зашумело в лесу. (И.С. Тургенев.) 6) С тех пор уж никто не заговаривал с Татьяной. 7) Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий. (А.С. Пушкин.) 8) Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (С.Я. Маршак.)

Учащиеся выделяют в предложениях грамматическую основу и определяют, чем выражены подлежащее и сказуемое, выполняют синтаксический разбор последнего предложения.

 

Выпишите из записанных предложений все словосочетания, укажите в них главное слово.

                  х           х                                              х                          х                                          х

В синем небе; блещут в небе, сильно беспокоиться; остановился в дверях; не разумеет 

                        х                     х                                х                                                   х                

голодного; снова зашумело; зашумело в лесу; не заговаривал с тех пор; не заговаривал с Татьяной;

                  х            х                       х                          х                                 х                               х

 невидимкою освещает; освещает снег; снег летучий; стучится в дверь; стучится с сумкой; стучит-

                            х           х 

ся ко мне; с толстой сумкой; с сумкой на ремне.

 

IV. Итог урока.

— Какие вопросы вы разобрали сегодня на уроке?

 

Домашнее задание: упражнение 38, с. 19, подготовиться к диктанту.

 

Урок 7

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

 

РАССВЕТ

Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращается в слепую туманную дымку. На фоне молочного неба резче проступают черные силуэты деревьев. Лес замирает, падает ветер, молчат птицы. Только на дне долины, похожей на широкую чашу, вдавленную в горы, глухо звучит водопад, погромыхивает горная речка.

Но вот край чащи, обращенный к востоку, начинает розоветь, сползает чернота с высоких елей и широких крон сосен, сквозь космы тумана проглядывает яркая зеленая хвоя. Заря разгорается, смывает ночь, на долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет. Ветер осторожно сдувает с деревьев хлопья тумана, и только над водопадом клубится водяная пыль.

Вместе с солнечным светом оживают лесные поляны.

(З. Воскресенская.) (106 слов.)

 

(Текст взят из «Сборника диктантов по пунктуации: 8—9 классы» Т.А. Костяевой, Г.М. Чурикова.)

 

Г р а м м а т и ч е с к и е   з а д а н и я:

      I вариант                                  II вариант

1. Выполните морфемный разбор слов:

проглядывает                        разгорается

водопадом                             водяная

 

2. Выполните морфологический разбор слов:

      обращенный к востоку3       сдувает с деревьев3

 

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет. (Для обоих вариантов.)

 

4. Выпишите по одному сочинительному и подчинительному словосочетанию

 

Уроки 8—9

ТЕКСТ. МИКРОТЕКСТ. МИКРОТЕМА.

ИЗЛОЖЕНИЕ, БЛИЗКОЕ К ТЕКСТУ

 

Цели: дать понятие «микротекста» и «микротемы», активизируя уже знакомые понятия «текст» и «тема»; совершенствовать умение излагать мысли в соответствии с темой и планом исходного текста; отрабатывать умение составлять сложный план, вычленяя главное из общего материала микротемы.

О б о р у д о в а н и е: плакат с цитатами: 1) Всегда следует стремиться к прекрасному. (Оноре Бальзак); 2) Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. (М. Горький.); текст стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Два богача» — на доске.

 

Ход уроков

I. Организационный момент.

— Сегодня урок развития речи. Ваша задача — вспомнить, что такое текст, тема, познакомиться с понятиями «микротема», «микротекст».

 

II. Основная часть урока развития речи.

1. Подготовка к объяснению нового материала.

— Как вы думаете, нужно ли совершенствовать умение красиво излагать свои мысли? Прочитайте цитаты известных писателей. Как вы понимаете смысл этих высказываний? О каких трех языковых понятиях говорил М. Горький? (Тема, средства языка, основная мысль идея произведения.) Это основные понятия, без которых не может быть текста. Вспомните, что называется текстом. Прочитайте записанные на доске предложения. Можно ли назвать их текстом? Почему?

Д.                                                           Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, На призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля, и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на неё пойдут — не на что будет соли добыть, похлебку посолить.

— А мы её... и не соленую, — ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика.

(И.С. Тургенев.)

 

— Перечислите признаки текста. Охарактеризуйте данный текст по тем признакам. (Заглавие (или его возможность), тема, идея; делимость — начало, основная часть, конец; связность, композиционная завершенность, стилистическое единство.)

Признаки текста можно записать заранее на доске.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: