III. Подведение итога урока

— Сдайте карточки задания и зачетные листы с оценками. Я проверю правильность выставления оценок. По трем оценкам, поставленным в зачетном листе, выведу одну итоговую, таким образом, каждый получит оценку за правильность проверки работ.

 

Домашнее задание: упражнение 23, учебник «Практика», с. 4. Вспомнить правила слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

 

 

Урок 4

МОРФОЛОГИЯ

 

Цели: активизировать знания учащихся о частях речи, их основных грамматических категориях; совершенствовать навык правописания служебных и самостоятельных частей речи, умение различать части речи, являющиеся омонимами.

О б о р у д о в а н и е: репродукция картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке».

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— На сегодняшнем уроке вам необходимо вспомнить, по каким грамматическим признакам различаются части речи, в чем со стоит отличие служебных частей речи от самостоятельных, что их отличает между собой, а также вспомнить правила орфографии, связанные с морфологией.

 

II. Проверка домашнего задании.

Проверка упражнения по заданию, данному в учебнике, позволит учителю плавно перейти к основному этапу урока.

 

III. Повторение изученного материала.

Беседа.

— Вы ответили, что все части речи делятся на служебные и самостоятельные, ав чем их отличие? Чем различаются служебные части речи друг от друга?

 

Работа со схемой.

— Посмотрите на схему, выполненную на доске. Заполните ее примерами слов устно.

— Теперь перечертите схему в тетрадь или просто запишите по группам части речи, а вместо примеров, а вместо примеров, напротив каждой части речи, перечислите те грамматические категории, которыми она обладает.

 

 

— Проверка проводится по «цепочке».

Одну из работ учителю лучше взять на проверку, чтобы по ней легче было сориентироваться, все ли категории перечислил отвечающий.

— К какой части речи вы отнесете слова: стекло, мой, печь? Почему?

Если смысл задания понятен не всем учащимся, учитель должен пояснить слова контекстом. Вещество стекло по трубке. Разбили стекло. Это мой бинокль. Мой посуду быстрее. Лодка дала течь. Вода стала течь сильнее.

 

Работа с учебником.

— Выполните упражнение 25 на с. 15.

(Задания 1, 2 до упражнения и задание 1 после упражнения рекомендуем выполнить устно с подробным комментированием. Задание 2 после упражнения — письменно.)

— Какие частицы, выписанные вами, всегда вызывают затруднение в написании? (Не и ни.)

— Дома вы должны были вспомнить правила правописания не с разными частями речи. Кто сейчас готов ответить?

 

Работа в парах.

— Выполните упражнение 27 по вариантам: I вариант — 1-я часть + 2 слова из 2-й части; II вариант — 2-я часть + 3-я часть.

— После выполнения задания обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.

В это время один из учащихся выполняет на доске упражнение 26.

 

— Какими правилами вы пользовались при выполнении задания? Проверьте, верно ли выполнил ваш товарищ на доске упражнение 26. Скажите, какое правило он должен был вспомнить, чтобы не сделать ошибок.

 

Творческая работа.

— Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке». Составьте к ней 5—6 предложений, используя как можно больше различных частей речи.

— Кто использовал все части речи? Зачитайте свои предложения.

Далее, если позволяет время, учащиеся читают работы, в которых использовано меньшее число частей речи.

 

IV. Итог урока.

— Итак, какие же выводы для себя вы сделали из сегодняшнего урока?

 

Домашнее задание: выполнить упражнение 30 на с. 16. Подготовить сообщение: I вариант — о различении частиц не и ни; II вариант — о различении причастий и отглагольных прилагательных и правописании суффиксов в причастиях и прилагательных.

 

 

Урок 5

МОРФОЛОГИЯ

 

Цели: закрепить навыки различения частей речи, их право и выбора частиц не и ни, отличия сочетаний предлогов с существительными и местоимениями, местоимений и частиц от служебных частей речи и наречий, правописания суффиксов прилагательных и причастий.

О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки с заданиями.

 

Ход урока


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: