Объяснение нового материала

— Определите тему текста. (Богатство материальное и духовное.) Из каких ключевых слов она складывается? (1 — «из громадных своих доходов уделяет тысячи...»; 2 — «... об одном убогом семействе, принявшем сироту-племянницу…»)

— Эти наименьшие составные части темы целого текста Называются микротемами. А часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом.

— Запишите определения понятий в тетради.

— Скажите, если бы вы составляли план этого стихотворения в прозе, могли бы использовать данные микротемы в качестве пунктов плана?

В ы в о д:   Пунктов в плане текста не может быть меньше, чем микротем (в сложном плане микротема выступает в роли подпункта).

— Обратите внимание, в тексте содержится два микротекста, раскрывающих микротемы, и два абзаца. Это обстоятельство нужно учитывать при оформлении своих текстов: Каждый микротекст пишется с красной (новой) строки.

 

Подготовка к изложению.

— Прочитайте отрывок из очерка К.Г. Паустовского «Михайловские рощи» в упражнении 70 учебника «Развитие речи», с. 51.

Учащиеся составляют сложный план коллективно под руководством учителя.

В о з м о ж н ы й   в а р и а н т   п л а н а.

1 Пушкинский заповедник.

2. Тригорский парк:

1) «...свет лежит золотыми полянами на... обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина...»;

2) «...как будто создан для семейных праздников...»

3. Михайловский парк:

1) «...немного угрюм..., высок, молчалив...»;

2) «…Главная прелесть... в обрыве над Соротью и в домике няни...».

4. Петровский парк:

1) «…дом пушкинского деда — строптивого и мрачного Ганнибала…»;

2) «…черен, сыр, зарос лопухами... стонет от гомона лягушек…».

 

— Прочитайте еще раз текст, найдите ключевые слова, то есть слова, наиболее характерные для данной темы. Работайте над каждой микротемой отдельно, а затем над темой в целом. Перескажите текст по пунктам плана.

Прочитайте текст последний раз. Напишите изложение, близкое к исходному тексту.

 

Самостоятельная творческая работа учащихся.

 

III. Подведение итога урока.

— Что такое «микротема» и «микротекст»?

 

Домашнее задание: в разделе «Повторение» в учебнике «Развитие речи» упражнение 261, с. 170. Сами тексты переписывать не надо.

 

Урок 10

ВИДЫ СВЯЗИ

Цели: расширить понятия «синтаксис» и «пунктуация» сведениями о видах синтаксической связи: сочинительной и подчинительной; учить определять данные виды связи в словосочетаниях и предложениях и находить в них средства синтаксической связи.

О б о р у д о в а н и е: раздаточный материал — сюжетные картинки

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и пели урока.

 

II. Подготовка к объяснению нового материала.

— Посмотрите на доску

 

Д. Остановиться нельзя идти дальше.

 

— Скажите, это высказывание является предложением или словосочетанием? Почему?

— Какой раздел языка изучает предложения и словосочетания?

— А вам понятен смысл этого высказывания? Почему? Чего не хватает здесь, чтобы уточнить смысл? (Знака препинания.)

— В каком разделе изучаются знаки препинания? Откройте учебник «Теория», § 156 с. 198. Прочитайте и сделайте вывод, в чем помогает изучение синтаксиса и пунктуации.

 

II. Объяснение нового материала.

Что является основными единицами синтаксиса?

На доске записаны два словосочетания и два предложения:

 

Д. 1) сидит и читает              2) Подул ветер, и по воде побежа-

2) ветка берёзы                    ли мелкие волны.

                                                  2) Я ответил, что вернусь поздно.

 

— Охарактеризуйте словосочетания. (1 — простое, сочинительное, 2 — простое подчинительное.)

— Как вы определили, подчинительное это словосочетание или сочинительное? (В подчинительном словосочетании одно слово подчиняется другому, а в сочинительных — слова равноправны.)

— Что значит одно слово подчиняется другому? (Оно стоит в том числе, роде, и падеже и т.п., которых требует главное слово; от главного слова можно задать вопрос к нему.)

— То есть между словами существует определенная взаимосвязь. Такого рода связь называется подчинительной. Она бывает не только между словами, но и между предложениями в составе сложного предложения. Определите, в каком из записанных предложений подчинительная связь. (Во втором.) Докажите. (От сказуемого первого (главного) предложения можно задать вопрос что?; без зависимого предложения не ясен смысл главного.)

— Какая связь существует в сочинительных словосочетаниях? Может ли она быть и в предложениях? Докажите, что в первом предложении между частями есть сочинительная связь. (Обе части равноправны по смыслу, не зависят друг от друга, нельзя задать вопрос от одной части сложного предложения к другой.)

— Прочтите § 157 и выпишите в тетрадь средства связи при сочинении и подчинении.

 

IV. Закрепление нового материала.

Творческая работа.

— Составьте к сюжетным картинкам по два словосочетания с сочинительной и подчинительной связью и одно сложное предложение, укажите вид и средства связи между его частями.

Сюжетные картинки учитель может вырезать из журналов и газет, использовать календари и открытки.

 

Работа с учебником.

1) Выполнение упражнения 43 в учебнике «Практика», с. 22 (устно).

2) Работа по вариантам:

I вариант — выписывает все словосочетания из первого предложения в упражнении 44, определяя вид и средства связи в них;

II вариант — выполняет аналогичное задание со 2-м предложением. Двое учащихся выполняют это задание на доске.

Коллективная проверка.

 

V. Подведение итога урока.

— Какие виды связи знаете? Перечислите средства связи.

 

Домашнее задание: § 156, 157; упражнения 45, 47.

 

Урок 11

СПОСОБЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ

 

Цели: познакомить учащихся со способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием; учить различать эти способы подчинительной связи между собой, составлять словосочетания заданным способом.

О б о р у д о в а н и е:  индивидуальные карточки-задания.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Подготовка к объяснению нового материала.

Проверка домашнего задания.

— Какие виды синтаксической связи использовал поэт в упражнении 47? Охарактеризуйте эти два вида связи и их средства.

 

Беседа.

— Прочитайте предложения, записанные на доске.

Д. Все были согласны с его выступлением. Наши действия должны быть согласованными. Начальник должен разумно управлять деятельностью коллектива Рабочие фабрики тоже примкнули к забастовщикам. Этот маленький переулок примыкал к центральной улице города.

 

Как вы понимаете лексическое значение глаголов управлять, примыкать и слов согласны, согласованными? (Управлять — направлять деятельность, заставлять соблюдать какие-либо правила и т.п.; быть согласным — иметь такое же мнение, не возражать; согласовывать — действовать слаженно, обговаривать взаимные условия; примыкать — присоединяться к чему-либо.) Образуйте от глаголов существительные. (Примыкание, согласование, управление.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: