— Определите тему текста. (Богатство материальное и духовное.) Из каких ключевых слов она складывается? (1 — «из громадных своих доходов уделяет тысячи...»; 2 — «... об одном убогом семействе, принявшем сироту-племянницу…»)
— Эти наименьшие составные части темы целого текста Называются микротемами. А часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом.
— Запишите определения понятий в тетради.
— Скажите, если бы вы составляли план этого стихотворения в прозе, могли бы использовать данные микротемы в качестве пунктов плана?
В ы в о д: Пунктов в плане текста не может быть меньше, чем микротем (в сложном плане микротема выступает в роли подпункта).
— Обратите внимание, в тексте содержится два микротекста, раскрывающих микротемы, и два абзаца. Это обстоятельство нужно учитывать при оформлении своих текстов: Каждый микротекст пишется с красной (новой) строки.
Подготовка к изложению.
— Прочитайте отрывок из очерка К.Г. Паустовского «Михайловские рощи» в упражнении 70 учебника «Развитие речи», с. 51.
|
|
Учащиеся составляют сложный план коллективно под руководством учителя.
В о з м о ж н ы й в а р и а н т п л а н а.
1 Пушкинский заповедник.
2. Тригорский парк:
1) «...свет лежит золотыми полянами на... обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина...»;
2) «...как будто создан для семейных праздников...»
3. Михайловский парк:
1) «...немного угрюм..., высок, молчалив...»;
2) «…Главная прелесть... в обрыве над Соротью и в домике няни...».
4. Петровский парк:
1) «…дом пушкинского деда — строптивого и мрачного Ганнибала…»;
2) «…черен, сыр, зарос лопухами... стонет от гомона лягушек…».
— Прочитайте еще раз текст, найдите ключевые слова, то есть слова, наиболее характерные для данной темы. Работайте над каждой микротемой отдельно, а затем над темой в целом. Перескажите текст по пунктам плана.
Прочитайте текст последний раз. Напишите изложение, близкое к исходному тексту.
Самостоятельная творческая работа учащихся.
III. Подведение итога урока.
— Что такое «микротема» и «микротекст»?
Домашнее задание: в разделе «Повторение» в учебнике «Развитие речи» упражнение 261, с. 170. Сами тексты переписывать не надо.
Урок 10
ВИДЫ СВЯЗИ
Цели: расширить понятия «синтаксис» и «пунктуация» сведениями о видах синтаксической связи: сочинительной и подчинительной; учить определять данные виды связи в словосочетаниях и предложениях и находить в них средства синтаксической связи.
О б о р у д о в а н и е: раздаточный материал — сюжетные картинки
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и пели урока.
|
|
II. Подготовка к объяснению нового материала.
— Посмотрите на доску
Д. Остановиться нельзя идти дальше.
— Скажите, это высказывание является предложением или словосочетанием? Почему?
— Какой раздел языка изучает предложения и словосочетания?
— А вам понятен смысл этого высказывания? Почему? Чего не хватает здесь, чтобы уточнить смысл? (Знака препинания.)
— В каком разделе изучаются знаки препинания? Откройте учебник «Теория», § 156 с. 198. Прочитайте и сделайте вывод, в чем помогает изучение синтаксиса и пунктуации.
II. Объяснение нового материала.
Что является основными единицами синтаксиса?
На доске записаны два словосочетания и два предложения:
Д. 1) сидит и читает 2) Подул ветер, и по воде побежа-
2) ветка берёзы ли мелкие волны.
2) Я ответил, что вернусь поздно.
— Охарактеризуйте словосочетания. (1 — простое, сочинительное, 2 — простое подчинительное.)
— Как вы определили, подчинительное это словосочетание или сочинительное? (В подчинительном словосочетании одно слово подчиняется другому, а в сочинительных — слова равноправны.)
— Что значит одно слово подчиняется другому? (Оно стоит в том числе, роде, и падеже и т.п., которых требует главное слово; от главного слова можно задать вопрос к нему.)
— То есть между словами существует определенная взаимосвязь. Такого рода связь называется подчинительной. Она бывает не только между словами, но и между предложениями в составе сложного предложения. Определите, в каком из записанных предложений подчинительная связь. (Во втором.) Докажите. (От сказуемого первого (главного) предложения можно задать вопрос что?; без зависимого предложения не ясен смысл главного.)
— Какая связь существует в сочинительных словосочетаниях? Может ли она быть и в предложениях? Докажите, что в первом предложении между частями есть сочинительная связь. (Обе части равноправны по смыслу, не зависят друг от друга, нельзя задать вопрос от одной части сложного предложения к другой.)
— Прочтите § 157 и выпишите в тетрадь средства связи при сочинении и подчинении.
IV. Закрепление нового материала.
Творческая работа.
— Составьте к сюжетным картинкам по два словосочетания с сочинительной и подчинительной связью и одно сложное предложение, укажите вид и средства связи между его частями.
Сюжетные картинки учитель может вырезать из журналов и газет, использовать календари и открытки.
Работа с учебником.
1) Выполнение упражнения 43 в учебнике «Практика», с. 22 (устно).
2) Работа по вариантам:
I вариант — выписывает все словосочетания из первого предложения в упражнении 44, определяя вид и средства связи в них;
II вариант — выполняет аналогичное задание со 2-м предложением. Двое учащихся выполняют это задание на доске.
Коллективная проверка.
V. Подведение итога урока.
— Какие виды связи знаете? Перечислите средства связи.
Домашнее задание: § 156, 157; упражнения 45, 47.
Урок 11
СПОСОБЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ
Цели: познакомить учащихся со способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием; учить различать эти способы подчинительной связи между собой, составлять словосочетания заданным способом.
О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки-задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
II. Подготовка к объяснению нового материала.
Проверка домашнего задания.
— Какие виды синтаксической связи использовал поэт в упражнении 47? Охарактеризуйте эти два вида связи и их средства.
Беседа.
— Прочитайте предложения, записанные на доске.
Д. Все были согласны с его выступлением. Наши действия должны быть согласованными. Начальник должен разумно управлять деятельностью коллектива Рабочие фабрики тоже примкнули к забастовщикам. Этот маленький переулок примыкал к центральной улице города.
|
|
Как вы понимаете лексическое значение глаголов управлять, примыкать и слов согласны, согласованными? (Управлять — направлять деятельность, заставлять соблюдать какие-либо правила и т.п.; быть согласным — иметь такое же мнение, не возражать; согласовывать — действовать слаженно, обговаривать взаимные условия; примыкать — присоединяться к чему-либо.) Образуйте от глаголов существительные. (Примыкание, согласование, управление.)