III. Объяснение нового материала

— Так называются и способы подчинительной связи: примыкание, согласование и управление. Различаются они степенью подчинения зависимого слова главному.

— Прочитайте об этом § 158 в учебнике «Теория» на с. 201 и основные положения оформите в виде опорной схемы. Откройте учебник «Практика» на с. 24. Вы видите начало схемы. Дополните ее, перечислив средства связи и части речи (или члены предложения), характерные дня этого способа. Эта схема будет вашим помощником при выполнении упражнений.

 

IV. Закрепление нового материала.

Выполнение упражнения 49 на с. 25.

Первые восемь строчек упражнения лучше выполнять с комментированием с места или у доски, остальные шесть строчек учащиеся анализируют самостоятельно, но один учащийся должен выполнить это задание на доске для наглядности. Это может сделать заранее учитель на скрытой части доски.

 

2.— Запишите предложения:

1) Дубовый листок оторвался от ветки родимой.

2) Зари багряной полоса объемлет ярко небеса. (А.С. Пушкин.)

— Выпишите из этих предложений словосочетания с подчинительной связью. Укажите главное и зависимое слово и способ подчинительной связи.

В это время двое учащихся, хорошо усвоивших новый материал, получают аналогичное задание на карточках.

 

К а р т о ч к а № 1

Шумя, тростник над озером трепещет. (А.К. Толстой.)

На море синее вечерний пал туман. (А.С. Пушкин.)

 

К а р т о ч к а № 2

Медленно катится ночь надо Мной тяжелою тканью... (А.К. Толстой.)

Ко рву примчался конь ретивый и через ров перескочил. (А.С. Пушкин.)

 

3. Морфологический разбор наречия ярко3 и предлога от 3 из записанных предложений.

В это время учитель проверяет работы по карточкам.

 

V. Подведение итога урока.

— Какие способы подчинительной связи вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Какие члены предложения наиболее часто связываются управлением и согласованием? А какие части речи всегда примыкают?

 

Домашнее задание: упражнение 52 на с. 26; подготовиться к словарному диктанту по всем словам, помещённым вне основного текста в этом разделе до с. 25; § 158.

 

 

Урок 12

СПОСОБЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ

 

Цели: закрепить знание о способах подчинительной связи; совершенствовать умение различать эти способы и образовывать словосочетания заданным способом; повторить порядок морфемного и словообразовательного разбора.

О б о р у д о в а н и е: карточки-тесты.

 

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Подготовка к объяснению нового материала.

Устный опрос.

Словарный диктант.

Аудитория, тенденция, официант, аттестат, свидетельство, дисциплина, аннотация, философия, гарантия, прогрессивный, изображение, восторжествовать, репутация, полемизировать, удостоверение, мировоззрение.

 

— Составьте 3 словосочетания с различными способами подчинительной связи. Сдайте работы на проверку.

 

III. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

Выполнение упражнения 51, с. 26.

Работа по всем заданиям к упражнению.

 

— Вспомните порядок морфемного и словообразовательного разбора. Выпишите из второго предложения слова молчаливый и картинных. Из каких морфем состоят эти слова? Выделите их.

— Найдите производящие основы этих слов. Каким способом образованы эти слова?   ←  молчать — суффиксальный способ;  ←  картина — суффиксальный способ.)

 

Цифровой диктант.

— Определите способ подчинительной связи в предложениях и поставьте нужную цифру; 1 — согласование; 2 — управление; 3 — примыкание.

Лиловые сумерки, быстро удалиться, плывут по воде, стая птиц, шел, оглядываясь; взмахнул рукой, сильно ударился; приятный голос; пошел напиться; услышал шорох; очень далеко.

 

Проверьте получившийся у вас код с правильным кодом.

К о д: 1, 3, 2, 2, 3, 2, 3, 1, 3, 2, 3.

 

Творческая работа.

- Запишите слова; гладь, правило, голубей.

Составьте с этими словами словосочетания так, чтобы эти слова оказались разными частями речи, причем при составлении словосочетаний с первыми двумя словами используйте способы связи согласование и примыкание, а с третьим словом — управление и примыкание.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: