ГЛАВА 1. Теоретические основы использования игрушки при обучении детей среднего дошкольного возраста составлению описательных рассказов

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I.   Теоретические основы использования игрушки при обучении детей среднего дошкольного возраста составлению описательных рассказов. ……………………………………………………………………………...………6

1.1. Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста описательным рассказам…………………………………………...……….……6

1.2. Обучение описанию игрушек в среднем дошкольном возрасте………………………………………………………………….………..16

Выводы по первой главе……………………...…………………………………25

Глава II.  Опытно-практическая по обучению детей среднего дошкольного возраста составлению описательных рассказов с использованием игрушки.………………………………….………………………………………26

2.1. Цель и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика уровня развития речи   детей среднего дошкольного возраста ……...……………………………………………………………………………..26

2.2. Организация работы по обучению составления описательным рассказам детей среднего дошкольного возраста. ……………………………………………………………………………………33

2.3. Методические рекомендации для воспитателей и студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование ……………………….……………….…………….38

Выводы по второй главе…………………………………………….…………..40

Заключение……………………………………………………………….………41

Список литературы………………………………………………………………46

Приложение

Введение

Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохина. Над данной проблемой работали педагоги Л.А. Венгер, В.В. Гербова, А.В. Запорожец, Э.П. Короткова, Н.М. Крылова, В.И. Логинова, Г.М. Лямина, Н.Н. Подъякова. Методику обучения монологической речи уточняют и дополняют исследования Э.П. Коротковой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой и О.С. Ушаковой.

Одним из наиболее эффективных методов развития и формирования связной речи является ознакомление старших дошкольников с культурой, традициями и обычаями родного народа и народов ближайшего национального окружения. Для детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения в республике Башкортостан, ознакомление с национальной культурой башкирского народа является как один из важных методов развития связной речи и формирования становления личности ребёнка. Приобщение детей к культуре родного народа и культуре народов ближайшего национального окружения даёт возможность раскрыть перед ребёнком окружающий мир, развивать в дошкольнике чувство привязанности и ответственности по отношению к своей Родине, воспитывать свободную, творческую, толерантную личность, знающую и уважающую родную культуру, и культуру народов ближайшего национального окружения. Как отмечал академик Д.С. Лихачев: «Для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков,... культурная среда... необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности». Именно традиции и обычаи башкирского народа являются богатейшим источником и побудителем высоких чувств – нравственных, интеллектуальных, эстетических. Знакомство с красотами родного края, традициями и обычаями башкирского народа оказывает положительное влияние на связную речь дошкольников. В процессе ознакомления детей с обычаями и традициями народа у них активизируется речь, пополняется словарь, развивается образность и выразительность речи, обогащается художественно-речевой опыт.

Над данной проблемой работали Р.Л. Агишева, Ф.Г. Азнабаева, Р.Х. Гасанова, Г.Г. Галиева, Р.Г. Давлетбаева и З.Г. Нафикова.

В связи с вышеизложенным проблема развития связной речи у старших дошкольников в процессе ознакомления с традициями и обычаями башкирского народа актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане.

Тема исследования: «Использование игрушки при обучении детей среднего дошкольного возраста составлению описательных рассказов».

Цель исследования: выявить эффективные методы и средства работы воспитателя по обучению описательным рассказам детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: ознакомление с традициями и обычаями башкирского народа как метод развития связной речи у старших дошкольников.

Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей среднего дошкольного возраста будет успешным, если:

      - будет изучено содержание и особенности работы воспитателя по обучению описательным рассказам;

- разработать педагогическую технологию по обучению составлению описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с использованием игрушки;

     - данная работа будет проводиться совместно с родителями.

 

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть содержание и особенности работы воспитателя по обучению составления описательных рассказов у детей среднего дошкольного возраста.

3. Выявить эффективные методы и средства работы воспитателя по обучению описательным рассказам детей среднего дошкольного возраста.

4. Разработать серию занятий по использованию игрушки при обучении описательным рассказам детей среднего дошкольного возраста.

В данной работе использовались следующие методы исследования:

-теоретические (анализ, систематизация, классификация информации по теме исследования);

Методы исследования:

     теоретические – изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

эмпирические – беседа и наблюдение;

статистические – обработка количественных данных.

Практическая значимость: исследования состоит в разработке способов использования игрушки при обучении детей среднего дошкольного возраста описательным рассказам, которые могут быть использованы студентами колледжа на производственной практике и воспитателями дошкольных учреждений.

База опытно-практической работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 «Дубравушка»» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

 

ГЛАВА   1.  Теоретические основы использования игрушки при обучении детей среднего дошкольного возраста составлению описательных рассказов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: