Цель и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика уровня развития речи детей среднего дошкольного возраста

Цель: выявить уровень сформированности умения детей среднего

дошкольного возраста рассказывать.

На данном этапе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1 Выбрать методику для диагностики уровня сформированности умения рассказывать у детей среднего дошкольного возраста.

2 Провести диагностику по сформированности умения рассказывать у детей среднего дошкольного возраста.

3 Проанализировать и обобщить полученные результаты.

На констатирующем этапе исследования для диагностирования использовалась «Методика обучения описательной речи в рассказывании» (автор В.И. Яшина) [20, с. 80]. Данная методика включает в себя три критерия:

1) языковые средства: простота и ясность, логичность и точность, информативность и сжатость, благозвучие и интонационное выразительность.

2) синтаксический строй речи: умение употреблять простые предложения, умение пользоваться сложными предложениями, умение конструировать предложения.

3) связная речь: отражение всех основных признаков предмета, указание функции или назначения, соблюдение логической последовательности в описании признаков предмета.

В соответствии с данной диагностикой были определены следующие уровни:

- высокий (17 – 23 балла) – ребенок называет более двух признаков предмета, более пяти слов – глаголов, все глаголы в нужной форме, дает ответы на вопросы, выделяет обобщающие слова, составляет содержательный рассказ, называет все действия, который выполняет описываемый предмет;

- средний (10 – 16 баллов) – ребенок называет один признак предмета, меньше пяти слов - глаголов, называет не все глаголы в нужной форме, часть действий, которые выполняет описываемый предмет, дает частичные ответы на вопросы, не выделяет обобщающие слова, составляет не полно описательный рассказ;

- низкий (3 – 9 баллов) – ребенок не называет признак предмета, повторяет слова, которые назвал педагог, называет менее трех глагол, называет не все глаголы в нужной форме, называет одно слово действия с предметом, не отвечает на вопросы педагога, не называет обобщающее слово, не может составить описательный рассказ.

Исследование проводилось с каждым ребенок индивидуально в виде беседы. Каждый ребенок описывал игрушку, которую выбирал сам.

Высказывания детей дословно фиксировались с сохранением особенностей речи детей, с указание пауз и их продолжительности, а затем результаты обрабатывались, исходя из основных качеств описательной речи. Материал методики представлен в Приложении 1, таблица 1, 2, а результаты проведенной методике представлены в Приложении 2, таблица 3, 4. По результатам диагностики была составлена гистограмма рисунок 1

 

Рис. 1 Гистограмма уровней сформированности умения рассказывать у детей среднего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах (констатирующий этап) (в%).

Высокий показатель уровня сформированности умения рассказывать у детей среднего дошкольного возраста в экспериментальной группе составил 5% детей, в контрольной группе – 10%.

Эти дети показали словообразовательные умения на материале лексических единиц, выраженных разными частями речи, способность правильно использовать в своей речи распространенные и нераспространенные предложения.

Средний уровень развития умения рассказывать показали 25% детей экспериментальной и 30% контрольной групп. В рассказах этих детей вместо названия предмета, чаще употреблялись местоимения, прослеживалась трудность в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, использовалось большее количество нераспространенных, нежели распространенных предложений.

Низкий уровень был отмечен у 70% детей экспериментальной и 60 % в контрольной групп. В рассказах этих детей чаще всего вместо имен существительных в названии предметов употреблялись местоимения, прослеживалось отсутствие согласования имен существительных и прилагательных, не было показано умения образовывать формы глаголов, предложения чаще всего демонстрировались неполные, что вело к отсутствию связного высказывания.

Например, с высоким уровнем развития связной речи можно оценить рассказ Ромы А. (4 года 9 месяцев) про машинку: «Я не знаю, что он делает.

Я знаю, что он едет, как машина тот догоняет. Я знаю, что у него руль большой. И знаю, что у него колеса тоже большие. И знаю, что у него еще есть, больше ничего не знаю». В данном фрагменте обнаруживается связь между существительными и прилагательными, образование разных форм глаголов, составление с глаголами словосочетания и предложения, это и приводит к построению связного высказывания.

Со средним уровнем, например, Лера Г. (4 года 9 месяцев) рассказала про утенка: «Это ученок, он может плавать в водичке. Он может плавать и вот так вот нырять. Он может еще, он может еще ити плавать». В представленном фрагменте рассказа ребенок использовал простые предложения. Морфологический состав предложений включает в себя имя существительное, глагол и местоимение, имени прилагательного в предложениях нет.

Текст дополнялся жестами в связи отсутствия необходимой лексической единицы.

С низким уровнем Егор Ф. (4года 10 месяцев) рассказывает про самолет: «А, э, а э то шамалет. Ну, дамачичили, а он етает». В представленном речевом фрагменте прослеживается структура двух неполных предложений, причем второе предложение имеет структуру сложносочиненного предложения, соединенного союзом «а».

Морфологический состав предложений включает имя существительное, глагол и местоимение, имени прилагательного в предложениях нет.

Таким образом, анализ полученных результатов эксперимента позволяет сделать вывод о том, что исследование в виде индивидуальной беседы по описанию игрушки, с использованием сохраненных последовательных предложений, способствует сформированности умения рассказывать у детей среднего дошкольного возраста, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе. Результат показал необходимость внедрения комплекса мероприятий совместной деятельности по конструированию с реализацией речевых задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: