Выявление мотивов участия подростков в делах коллектива

Пояснительная записка

Педагог начальной школы – профессия очень важная и ответственная, поэтому к ней нужен основательный подход.В настоящее время в обществе становится актуальным вопрос о том, как семья и коллектив влияют на развитие личности ребенка (в данном случае младшего школьника) и при каких условиях это влияние становится положительным, а какое влияние оказывает негативное воздействие. Любой учащийся может рассчитывать на школу, как на место, где он может добиться положительных результатов, почувствовать себя личностью. Также большинство задатков исходит из семьи, сейчас мало кто интересуется своими детьми.

Актуальность данной проблемы. В процессе воспитания личности, огромное влияние оказывает семья и коллектив, так как личность является частью этих двух структур. Как говорится: с кем поведешься, от того и наберешься.

Цель: создать условия для развития ключевых личностных компетенций учащихся.

Целевое назначение: диагностические методики, предложенные в данном сборнике предназначены для исследования личности младшего школьника, классного коллектива и семьи. Помогают определить достоинства и недостатки и на основании этого предложить ряд рекомендаций.

 

Содержание

Методики, направленные выявление отношений в детском коллективе…....4-23

Методика «Подарки»……………………………………………………………………...4

Выявление мотивов участия подростков в делах коллектива (модифицированный вариант методики О. В. Лишина)……………………………………………………………...4

Методика «Аукцион»……………………………………………………………………..7

Методика «Пьедестал»…………………………………………………………………....8

Методика «Дом, в котором я живу»……………………………………………………..8

Методика «Социометрия»………………………………………………………………..8

Методика «Наши отношения»………… ……………………………………………….10

Методика «Атмосфера в классе» ………………………………………………………11

Проективная методика «Рисунок школы» ………………………………………….…12

Карта наблюдения «Программа изучения уровня развития классного коллектива».13

Диагностическая методика «Государство — это мы» ……………………………..…17

Методика «Какой у нас классный коллектив» ………………………………………..18

Оценка сплоченности учебной группы………………………………………………...18

Методика «Социально-психологическая самоаттестация классного коллектива…...21

Методики, направленные на выявление уровня воспитанности…………….24-41

Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой…………………..24

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника……………………………………………………………………………………...25

Уровень воспитанности учащихся по методике Н.П. Капустина (1 - 4 классы)…….28

Схема экспертной оценки уровня воспитанности……………………………….…….30

Методика Н.П. Капустиной………………………………..……………………………33

Методика «Сделаем вместе» Р.Р. Калинина…………………………………………...35

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (4 класс) …………………………35

Методика «Что мы ценим в людях» (3-4 классы) …………………………………….36

Методика «Как поступать» (3-4 классы) ………………………………………………37

Методика «Направленность личности» ……………………………………………….40

Методика "Неоконченные рассказы" (Т.П. Гаврилова)……………….………………41

 

Методики, предназначенные для оценки деятельности педагога……………42-56

Методика оценки качества педагогической деятельности……………………………42

Анкета «Учитель — ученик» …………………………………………………………...44

Информационная культура учителя………………………………………………........46

Карта наблюдений урока учителя………………………………………………………52

Карта наблюдения за деятельностью педагога………………………………………...55

Наблюдение за деятельностью педагога на уроке…………………………………….55

Методики, на определение детско-родительских отношений………………...57-72

«Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)…57

Опросник АСВ для родителей детей в возрасте 3 – 10 лет…………………………...61

«Лики родительской любви» (С. С. Степанов) ………………………………………..68

«Мера заботы» …………………………………………………………………………..70

 

 

Методики, направленные выявление отношений в детском коллективе

 

Методика «Подарки»

Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

Инструкция: классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так:

Таня - книга

Лена - ручка и т.д.

Обработка результатов: такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребенок называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика, и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках.

Выявление мотивов участия подростков в делах коллектива

(модифицированный вариант методики О. В. Лишина)

Цель: определить мотивы участия подростков в совместной деятельности.

Инструкция: необходимо для проведения следующее. У каждого из ребят должен быть бланк со следующим текстом:

«Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в делах, перечисленных ниже?»

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести кружком стоящую перед номером вопроса букву, которая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:

н – никто,

м – меньшинство;

п – половина;

б – большинство,

в – все.

Сколько человек придет на классное собрание?

н м п б в 1. Ради того, чтобы принять участие в обсуждении важных вопросов?

н м п б в 2. Чтобы лучше узнать о том, что радует и беспокоит одноклассников?

н м п б в 3. Потому что собрание будут снимать для телевидения?

н м п б в 4. Потому что вашему классу поручено оформление зала, где будет проходить школьное мероприятие?

н м п б в 5. Если на собрании будут обсуждаться интересные вопросы?

н м п б в 6. Если явка строго обязательна и будет проверка?

Сколько человек будут участвовать в трудовом десанте?

н м п б в 7. Ради того, чтобы купить на заработанные деньги игрушки для детского сада?

н м п б в 8. Чтобы вместе потрудиться и после вместе отдохнуть?

н м п б в 9. Чтобы поддержать честь своего класса и организующего этот десант?

н м п б в 10. Ради денег, которые выплатят каждому участнику?

н м п б в 11. Потому что работа будет интересной?

н м п б в 12. Если явка строго обязательна и контролируется?

Сколько человек поедет в лагерь труда и отдыха?

н м п б в 13. Чтобы заработать деньги для перечисления их в детский дом?

и м п б в 14. Чтобы и летом иметь возможность общения с одноклассниками?

н м п б в 15. Ради денег, которые будут получены за рабо­ту каждым учащимся?

н м п б в 16. Если в лагерь труда и отдыха решили ехать всем классом?

н м п б в 17. Ради интересной жизни в лагере?

н м п б в 18. Если поездка в лагерь обязательна?

Сколько человек пойдет в поход?

н м п б в 19. Если его цель – сбор краеведческого материала для музея?

н м п б в 20. Ради того, чтобы побыть вместе на природе?

н м п б в 21. Если каждый участник получит памятный значок туриста?

н м п б в 22. Если поход – часть турслета, который организует ваш коллектив?

н м п б в 23. Просто потому, что интересно?

н м п б в 24. Если участие в нем строго обязательно и контролируется?

Сколько человек будут участвовать в подготовке и проведении вечера песни?

н м п б в 25. Потому что вечер запланирован для ветеранов войны?

н м п б в 26. Чтобы и после уроков побыть вместе?

н м п б в 27. Если во время вечера будет устроено чаепитие?

н м п б в 28. Если коллектив вашего класса приложил много сил для его подготовки?

н м п б в 29. Потому что программа вечера очень интересна?

н м п б в 30. Если явка строго обязательна?

Большое спасибо за ответы!

Если нет возможности подготовить для каждого подростка такие бланки, то вопросы можно задавать устно. В этом случае на доске целесообразно перечислить варианты возможных ответов на вопросы:

н – никто;

м – меньшинство;

п – половина;

б – большинство;

в – все.

Ход опроса: педагог подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена одна какая-либо буква. Затем следует привести наглядный пример. Если большинству учеников условия задания понятны, то они приступают к его выполнению. Остальным учащимся следует еще раз объяснить.

Обработка результатов: при обработке результатов предлагаемый опросник следует разделить на шесть блоков. Каждый из них состоит из пяти вопросов, направленных на выявление одного из мотивов участия подростков в совместной деятельности. В соответствии с определенными мотивами можно выделить следующие блоки:

а) общественно полезная значимость (вопросы 1, 7, 13, 19, 25);

б) личная выгода (3, 10, 15, 21, 27);

в) интерес к общению (2, 8, 14, 20, 26);

г) значимость для коллектива (4, 9, 16, 22, 28);

д) интерес к содержанию деятельности (5, 11, 17, 23, 29);

е) обязательность как принуждение (6, 12, 18, 24, 30).

Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:

в – 4 балла;

б – 3 балла;

п – 2 балла;

м – 1 балл;

н – 0 баллов.

В соответствии с выделенными блоками вопросов и шкалой оценок ответов составляется матрица:

Фамилия,

имя

Мотивы

Общественно-полезная

значимость

Обязательность

как принуждение

1 17 13 19 25 сумма 6 12 18 24 30 сумма
Аверин В. Антонов А. Богачев Д. Беглиев А. Божко А. 2 2 1 2 2 1 2 2 2 1 2 2 3 2 2 2 1 2 2 1 1 2 1 0 2 8 9 9 8 8 3 4 4 4 4 4 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 3 4 3 4 19 18 20 19 20
Сумма баллов по каждому блоку

 

42

 

96

Сопоставление полученных сумм баллов по каждому блоку позволяет выявить ведущие мотивы участия подростков в делах коллектива.
Методика «Аукцион»

Инструкция: учащимся класса раздаются листы бумаги, некоторых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный, неответственный, неактивный, активный. Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить им значение каждого прилагательного.

Обработка результатов: опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах. Если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть, над чем работать с детским коллективом.


Методика «Пьедестал»

Цель: выявление взаимоотношений учащихся в коллективе, их привязанности друг к другу, определение нравственной стороны взаимоотношений учащихся.

Инструкция: учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: