Билет №1.
Вопрос1. Основные структурные элементы системы образования. Субъекты образовательного права.
Основные структурные элементы системы образования.
Основные структурные элементы системы образования
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
|
|
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
|
|
Субъекты образовательного права.
Субъекты образовательного права
Согласно статьи 2 ФЗ Об образовании: отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;
участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;
. К субъектам в сфере образования относят обучающиеся, родители(законные представители), педагогические работники, организации осуществляющие образовательную деятельность.:
К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся (статья 6):
1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;
2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;
3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;
4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;
5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;
6) утверждение ФГОС, установление ФГ требований;
7) лицензирование образовательной деятельности:
8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и указанных в пункте 7 настоящей части, а также иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;
9) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в пункте 7 настоящей части, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;
12) разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;
13) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;
14) осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся(статья 8):
1) разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом особенностей субъектов Российской Федерации;
|
|
2) создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации;
3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного
4) организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
6) финансовое обеспечение
7) организация предоставления среднего профессионального образования, дополнительного образования, дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
10) организация обеспечения муниципальных образовательных учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников
11) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации;
12) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;
12.1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
13) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных
|
|
2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях
3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций
5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;
7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Локальный уровень:
1. Содержание образования
2. Выбор УМК в соотвествиис программой
3. Кадровое обеспечение
4. Принятие локальных НПА
Вопрос 2. Представьте перечень нормативных правовых актов федерального уровня, определяющих основные требования к содержанию и разработке локальных нормативных актов образовательной организации в соответствии с ее компетенцией (тип образовательной организации определяется магистрантом по месту работы в настоящее время).
Ответ:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Йошкар-Олы».
Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Марий Эл, городского округа «Город Йошкар-Ола», настоящим Уставом.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О персональных данных" (27 июля 2006 г.). Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. Ns 70б
Тип учреждения – бюджетное учреждение. Тип образовательной организации – общеобразовательная организация.
Практический блок:
В образовательной организации планируется изменение локальных нормативных актов, определяющих систему оценивания, определяющую переход с пятибалльной на десятибалльную систему. Руководитель образовательной организации единолично принял решение о переходе на новую систему оценивания и поручил завучу по учебно-воспитательной работе подготовить соответствующий приказ без обсуждения с участниками образовательных отношений.
Дайте оценку действиям директора на предмет их соответствия установленным законодательным нормам и перечислите основные законодательные акты в сфере образования, определяющие (не) возможность выполнения этого поручения.