Теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством лепки

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ работа

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЕПКЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

 

 

Специальность:

Дошкольное образование

Форма обучения: заочная

 

Студент (ка):

 

 

Руководитель:

   
     

 

Допущена к защите: «___»____________2015 г. Заместитель директора по учебной и научно- методической работе Гервальд И.В.__________   Выпускная квалификационная работа Защищена с оценкой «______________» «_____»______________2015 г. Председатель ГАК__________________

                   

 

 

Тольятти 2015 г.


 

Содержание    
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством лепки……………………………. 7
1.1. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………….   7
1.2. Роль развития мелкой моторики в процессе подготовки к обучению в школе  
1.3. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством лепки…………………………………………………   13
Вывод по первой главе………………………………………………….... 15
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у детей старшей группы посредством лепки……………. 16
2.1 Выявление уровня развитию мелкой моторики у детей старшей группы……………………………………………………….   16
2.2. Организация образовательной деятельности с использованием лепки для эффективного развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………   25
2.3 Анализ работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста…………………………………….   28
Вывод по II главе…………………………………………………………… 34
Заключение………………………………………………………………… 35
Список использованной литературы…………………………………… 36
Приложения………………………………………………………………… 40

 

 


Введение

Актуальность исследования заключается в том, что одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий Достаточный уровеньразвития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Умение свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это - начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные упражнения по команде взрослого.

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания и посильного участия детей в делах группы. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности, а особенно хорошо в этом помогает лепка из глины и теста.

Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки к письму. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму существует система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.

Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки как средства подготовки к школе и недостаточной разработанностью методов, приёмов и средств для эффективного осуществления данного процесса.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние лепки на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста как средства подготовки к школе.

Объект исследования: развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие мелкой моторики посредством лепки у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме исследования и рассмотреть понятие мелкой моторики и ее развития;

2. Подобрать диагностические задания для эксперимента по изучению уровня развития мелкой моторики рук и осуществить диагностику

3. Организовать с детьми комплекс ОД по лепке для развития мелкой моторики рук, детей старшего дошкольного возраста.

4. Проследить динамику развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки.

Исходя из поставленной цели, определения объекта и предмета нами была выдвинута гипотеза исследования, которая базируется на предположении о том, что развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста как средства подготовки к школе будет протекать более эффективно если:

- в процессе организации и проведения образовательной деятельности (далее ОД) использовать лепку;

- при организации и построении образовательного процесса придерживаться ряда принципов (возрастного и индивидуального подхода к детям, сотрудничества, доступности, деятельностного подхода, компетентности педагога, игровой подачи материала, интеграции, систематичности и последовательности).

Для решения поставленных задач в исследовании применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические (наблюдения, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, представленные в виде диаграмм и таблиц).

Теоретическую основу исследования составляют работы Н.А. Берштейн, Е.П. Ильина, М.М. Кольцова, Т.А. Ткаченко, Л.В. Фомина, и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении диагностической, развивающей работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством лепки. Представлены апробированные в практике работы дошкольных образовательных учреждений, методические рекомендации воспитателям по рассматриваемому процессу, разработан критериально-диагностический инструментарий по оценке особенностей развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством лепки.

Экспериментальная база исследования: ГБОУ сош с. Александровка СПДС д/с «Теремок». В исследовании принимали участие 24 ребенка, 12 – экспериментальная группа и 12 детей – контрольная группа.

Поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка используемой литературы и приложения.

 

Теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством лепки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: