Часть I. Научно-методологические основы оздоровительной гимнастики

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

2-е издание, переработанное и дополненное

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101- Физическая культура и спорт, 032102- Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура), 032103 - Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм.

Издательство: Москва, «Физкультура и Спорт», 2009.

 

УДК 796 ББК 53.54 М 50

 

Рецензенты: доктор педагогических наук профессор В.К. Бальсевич; доктор педагогических наук профессор Ю. К. Гавердовский; доктор педагогических наук профессор В. И. Жолдак.

Менхин Ю.В., Менхин А.В.

М 50 Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Учеб. для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и Спорт, 2009. - 432 с., ил.

ISBN 978-5-278-00857-6

 

Учебник «Оздоровительная гимнастика: теория и методика» является официальным изданием по дисциплине «Физическая культура», входящей в Учебный план по специальностям 032101 — «Физическая культура и спорт» и 032102 — «Адаптивная физическая культура». В нем представлены теоретико-методические основы особой истори­чески сложившейся области физического воспитания — оздоровительной гимнастики, имеющей многочисленные организационные формы, виды оздоровительно-кондиционной и оздоровительно-спортивной направ­ленности, а также группы эффективных оздоровительных средств и ори­гинальные методы их применения.

ББК 53.54

© Менхин Ю.В., Менхин А.В.; 2002, 2009 © Издательство «Феникс» (Ростов-на-Дону), 2002 © Издательство «Физкультура и Спорт» — официальный издатель Олимпийского ISBN 978-5-278-00857-6     комитета России, 2009



ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека — одна из основных характеристик его психофизического состояния, определяющая уровень жизнеде­ятельности в условиях конкретного социума. Уровень здоровья человека определяется особенностями социально-экономиче­ского развития общества, экологической обстановкой, состоя­нием здравоохранения, питания, уровнями культуры и образо­вания, а также другими факторами, прямо или опосредованно влияющими на его благополучие.

В связи с этим здоровье человека следует рассматривать как социально-биологическое понятие, имеющее множество опреде­лений, с акцентом на тех или иных его составляющих. Важно помнить, что здоровье — это не только нормальное функциони­рование организма, без каких-либо недомоганий и болезненных проявлений, но и его способность приспосабливаться к изменя­ющимся и усложняющимся требованиям окружающей среды, полноценно выполнять свои биологические и социальные функ­ции в новых условиях.

На протяжении длительного периода общественного разви­тия существенно изменялась (и продолжает меняться) значи­мость отдельных характеристик состояния здоровья человека. Наряду с научно-техническим прогрессом, развитием медици­ны, культуры и образования, позволившими бороться с ранее неизлечимыми болезнями и предупреждать их, менялись образ жизни человека, его пристрастия и привычки, возможности для удовлетворения физических и духовных потребностей.

В настоящее время на фоне недостаточной двигательной ак­тивности человек страдает в большей степени от сердечно-сосудистых, нервно-психических, аллергических и иммунодефицитных заболеваний. Болезням сердечно-сосудистой системы под­вержено почти четверть населения планеты; смертность от них составляет почти 50% всех случаев (Ю.П. Лисицин, Р.Г. Оганов и др.). На долю инфарктов миокарда у лиц сравнительно моло­дого возраста приходится уже более 10% случаев; по данным из­вестного кардиолога Е.И. Чазова, атеросклеротические измене­ния сосудов сердца стали отмечаться уже в возрасте 10-15 лет.

Увеличилось количество физиологически незрелых новорож­денных, а также детей с наследственными заболеваниями раз­личных функциональных систем, умственными и физическими дефектами.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выделяет так называемые факторы риска - причины, способствующие возникновению и развитию различных заболеваний. К ним от­носятся: высокие темпы современной жизни, частые стрессы и нервное перенапряжение, неблагоприятная экология (загрязне­ние и токсичность окружающей среды, повышенная радиация), появление новых возбудителей болезней, асоциальные явления (алкоголизм, наркомания, игромания и др.).

В этой связи одним из важных факторов, определяющих со­стояние здоровья современного человека, является его двига­тельная активность, в процессе которой достигаются должное развитие всех функциональных систем организма, высокий уро­вень иммунитета (сопротивляемости воздействию различных неблагоприятных факторов) — что в целом предупреждает забо­левания и обеспечивает высокий уровень профессиональной и бытовой дееспособности, в соответствии с личностной и обще­ственной потребностями.

Норма двигательной активности — понятие условное и весьма индивидуальное. Оно подразумевает прежде всего оптимальные объем и характер движений, в целом удовлетворяющие потреб­ности организма в физической нагрузке, способствующие долж­ному развитию различных функциональных систем, укреплению здоровья, улучшению самочувствия, повышению работоспособ­ности и в итоге — гармоническому развитию личности.

Отсюда, собственно движение следует рассматривать как био­логическую потребность организма, как естественный регулятор и стимулятор его жизнедеятельности.

В процессе антропогенеза организм человека формировал­ся в постоянном движении. В современных условиях, на фоне переработки огромного потока информации и возросшей ум­ственной нагрузки, энергозатраты человека резко снизились при значительном уменьшении доли физической работы как факто­ра, стимулирующего развитие организма. Так, объем мышечных усилий в режиме жизни уменьшился до 10 % — до уровня, не­обходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности. В связи с отсутствием должной двигательной активности мышцы перестают играть роль насоса, перекачивающего кровь к органам и системам; оказавшись «голодными», они не могут осущест­влять свои функции. Отсюда — заболевания, преждевременное старение; ненормальность психических реакций, неудовлетво­ренность своим положением в обществе и т.д., и т.п.

Многочисленными работами отечественных и зарубежных врачей и ученых показано: у физически тренированных людей общая заболеваемость и потеря трудоспособности в 2—3 раза ниже, чем у не занимающихся физическими упражнениями; они значительно реже болеют и обращаются за медицинской помо­щью; у них легче и быстрее протекают простудные заболевания; на них меньшее влияние оказывает неблагоприятная экологиче­ская обстановка.

Оздоровительный эффект физических упражнений основан на тесной взаимосвязи работающих мышц с нервной и другими системами, осуществляющими обмен веществ и взаимодействие с окружающей средой. Важнейшим отличительным признаком физически тренированного организма является высокая эконо­мичность его деятельности (причем не только физической, но и умственной!). Работа низкой и средней интенсивности осущест­вляется за счет малых энергетических затрат; при высокоинтен­сивной и высокообъемной работе организм не только экономно работает, но и значительно быстрее восстанавливается.

В процессе занятий физическими упражнениями весьма важное значение имеют психологическая разгрузка и отдых от основной деятельности, эмоциональный подъем, формирование способностей управлять своим психическим состоянием, а так­же адекватная (и главное — положительная) самооценка.

Использование различных оздоровительных мероприятий способствует повышению защитных функций организма, по­ложительно влияет на физическую и умственную работоспособ­ность, обеспечивает адекватность реагирования и адаптацию в процессе активной деятельности и в целом улучшает состояние здоровья.

Недостаток двигательной активности (так называемая гипоки­незия) вызывает обратный эффект: снижается сопротивляемость организма болезням и утомлению, увеличивается степень воз­действия негативных факторов, ухудшается общее состояние.

Анализ двигательной активности современного россиянина свидетельствует о явной ее недостаточности. Примерно 30—50% населения нашей страны ведут малоподвижный образ жизни; еще 20—30% людей испытывают дефицит физических нагрузок, что препятствует их разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья.

Двигательная активность и занятия физическими упражне­ниями оздоровительной направленности необходимы на протя­жении всей жизни человека. При этом для каждого этапа воз­растного развития характерны определенные особенности про­ведения занятий и их направленность. Например, до 35—40 лет, когда в организме превалируют процессы ассимиляции, занятия должны иметь развивающую направленность, а после 40 лет — в основном, сохраняющую здоровье.

Дефицит движений особенно опасен в детском возрасте — в период роста, формирования систем организма и жизненно не­обходимых двигательных умений, а также в подростковом и юно­шеском возрастах, когда объем двигательных умений должен уве­личиваться, а уровень развития физических качеств — повышать­ся. Между тем, специальные исследования свидетельствуют: у значительной части современных дошкольников, школьников и студентов имеется весьма существенное отставание показателей развития от так называемых возрастных нормативных уровней, ориентированных, к сожалению, на среднестатистические ве­личины. Это — беда нашей нормативной базы физического вос­питания: нормы пересматриваются очень редко, а новые уровни устанавливаются чаще всего без должного обоснования.

Упущения в физическом воспитании детей — даже в формиро­вании принципиального отношения к физическим упражнениям как к необходимому и эффективному средству не только физи­ческого воспитания, но и воспитания общей культуры - в даль­нейшем приводят к непредсказуемым негативным последствиям. «Вдруг» появляется не просто физический «дистрофик» или не­умеха, а ребенок-инвалид — обуза себе, окружающим и государ­ству. Плохому физическому развитию сопутствует недоразвитость психической сферы (интеллекта). И опять-таки со всеми вытека­ющими отсюда последствиями для них самих и для общества.

При этом нужно учитывать, что в рамках обязательных за­нятий физкультурой потребность в движениях удовлетворяется лишь на 40—60%. Следовательно, необходимы занятия оздоро­вительной направленности во внеучебное время, а также соблю­дение здорового образа жизни.

Рост и развитие организма продолжаются до 20—25 лет. Ди­намика развития различных функций имеет свои особенности, сообразно которым и следует организму помогать — причем не в соответствии с сенситивными периодами, когда функции ор­ганизма развиваются в максимальном темпе, а напротив, когда этот темп минимален и одни функции значительно отстают в своим развитии от других.

Возраст 25—35 лет — это период максимального проявления физических и функциональных возможностей. Занятия физи­ческими упражнениями имеют преимущественно развивающую направленность, способствуя ликвидации «слабых» функци­ональных звеньев в организме, повышению психологической устойчивости и работоспособности. При этом не исключается, а, наоборот, требуется совершенствование двигательных способ­ностей, поддержание их на достаточно высоком уровне.

В возрасте 35—40 лет начинается постепенное снижение воз­можностей организма. Это предопределяет характер и содержа­ние занятий физическими упражнениями. В редких случаях они направлены на увеличение физического и двигательного потен­циалов — скорее, на их сохранение. В связи с этим применяются нагрузки низкой и средней интенсивности, основанные на ана­болических процессах, в большей степени строящих, а не раз­рушающих белковые структуры и тем самым способствующих «накоплению» здоровья.

Особый возрастной период - после 50 лет: начинается актив­ное снижение уровня функциональных возможностей организ­ма; преобладают разрушительные процессы диссимиляции; по­степенно происходит старение организма (но еще не старость, когда его ресурсы практически полностью выработаны). В связи с этим основной задачей занятий физическими упражнениями является компенсация сниженной активности организма за счет использования анаболического режима двигательной деятельно­сти (подробнее об этом см. главу 2, разделы 2.1 и 2.2).

В период скрытого или явного старения организма занятия соответствующими видами физических упражнений способ­ствуют предупреждению типичных возрастных заболеваний, со­хранению жизненно важных умений и навыков, поддержанию жизненного тонуса и замедлению темпов возрастного снижения работоспособности.

Поскольку проведение оздоровительных занятий обусловлено не только особенностями психофизического состояния занима­ющихся, но и прежде всего их потенциальными возможностями; именно на это и следует ориентироваться при выборе средств и способов организации занятий.

В оздоровительной гимнастике используются четыре основ­ных (базовых) двигательных режима.

Оздоровительный режим - для здоровых и практически здо­ровых (т.е. не имеющих существенных отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии) людей, желающих укрепить свое здоровье и повысить уровень физической подготовленности, а также для людей с ослабленным здоровьем, но имеющих воз­можность использовать обычные средства (в данном случае — не специальные медицинские) физического воспитания.

Задачи применения данного режима — устранение остаточных явлений заболевания или дефекта телосложения; приведение функциональных систем в состояние физиологической нормы, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воз­действиям окружающей среды; повышение жизненного тонуса, приобретение прикладных двигательных навыков.

Очень важно, что по мере улучшения состояния организма возможен переход к следующему, более эффективному режиму психофизического совершенствования.

Тренировочный режим — для здоровых людей с несуществен­ными отклонениями в состоянии здоровья, с достаточными дви­гательным опытом и физической подготовленностью к повы­шенным нагрузкам, а также для тех, кто занимаются спортом, но в данный момент вынуждены снизить нагрузки или переклю­читься на специализированную деятельность иного характера.

Задачи данного режима — расширение (сохранение) функци­ональных возможностей, повышение надежности организма; поддержание или развитие основных физических качеств; до­стижение индивидуально возможных спортивных результатов.

Для решения поставленных задач применяются различные виды оздоровительной гимнастики, средства общей физической подготовки и специализированные тренировки. При этом для действующих спортсменов тренировочный режим обусловлен основными закономерностями и правилами спортивной трени­ровки.

Режим поддержания спортивного долголетия — для бывших спортсменов, продолжающих спортивную деятельность (с уча­стием в соревнованиях более низкого, чем раньше, ранга) или тренировочную работу.

Задача данного режима - сохранение приобретенных ранее спе­цифических двигательных умений и навыков и за счет этого — вы­сокого уровня двигательной активности и здоровья.

Щадящий (реабилитационный) режим — для людей больных или находящихся в стадии выздоровления, а также для тех, кто имеют существенные отклонения в состоянии функциональных систем. В условиях данного режима применяется главным обра­зом лечебная гимнастика.

Для тех, кто восстанавливаются после травм, вполне возмож­но и допустимо применение смешанных режимов оздоровитель­ного воздействия с довольно большими нагрузками локального и даже (если это возможно) общего характера.

Таким образом, оздоровительные физические упражнения являются основным средством укрепления и сохранения здоро­вья. Одним из эффективных видов таких упражнений является оздоровительная гимнастика, что обусловлено многообразием видов упражнений оздоровительно-кондиционной и спортивно- оздоровительной направленности, а также способов их приме­нения. Однако следует помнить, что высокой результативности занятий любыми оздоровительными упражнениями можно до­стичь только путем адекватного их подбора - в зависимости от показаний, интереса и желания самих занимающихся.

 

Часть I. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: