ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
2-е издание, переработанное и дополненное
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101- Физическая культура и спорт, 032102- Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура), 032103 - Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм.
Издательство: Москва, «Физкультура и Спорт», 2009.
УДК 796 ББК 53.54 М 50
Рецензенты: доктор педагогических наук профессор В.К. Бальсевич; доктор педагогических наук профессор Ю. К. Гавердовский; доктор педагогических наук профессор В. И. Жолдак.
Менхин Ю.В., Менхин А.В.
М 50 Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Учеб. для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и Спорт, 2009. - 432 с., ил.
ISBN 978-5-278-00857-6
Учебник «Оздоровительная гимнастика: теория и методика» является официальным изданием по дисциплине «Физическая культура», входящей в Учебный план по специальностям 032101 — «Физическая культура и спорт» и 032102 — «Адаптивная физическая культура». В нем представлены теоретико-методические основы особой исторически сложившейся области физического воспитания — оздоровительной гимнастики, имеющей многочисленные организационные формы, виды оздоровительно-кондиционной и оздоровительно-спортивной направленности, а также группы эффективных оздоровительных средств и оригинальные методы их применения.
|
|
ББК 53.54
© Менхин Ю.В., Менхин А.В.; 2002, 2009 © Издательство «Феникс» (Ростов-на-Дону), 2002 © Издательство «Физкультура и Спорт» — официальный издатель Олимпийского ISBN 978-5-278-00857-6 комитета России, 2009
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье человека — одна из основных характеристик его психофизического состояния, определяющая уровень жизнедеятельности в условиях конкретного социума. Уровень здоровья человека определяется особенностями социально-экономического развития общества, экологической обстановкой, состоянием здравоохранения, питания, уровнями культуры и образования, а также другими факторами, прямо или опосредованно влияющими на его благополучие.
В связи с этим здоровье человека следует рассматривать как социально-биологическое понятие, имеющее множество определений, с акцентом на тех или иных его составляющих. Важно помнить, что здоровье — это не только нормальное функционирование организма, без каких-либо недомоганий и болезненных проявлений, но и его способность приспосабливаться к изменяющимся и усложняющимся требованиям окружающей среды, полноценно выполнять свои биологические и социальные функции в новых условиях.
|
|
На протяжении длительного периода общественного развития существенно изменялась (и продолжает меняться) значимость отдельных характеристик состояния здоровья человека. Наряду с научно-техническим прогрессом, развитием медицины, культуры и образования, позволившими бороться с ранее неизлечимыми болезнями и предупреждать их, менялись образ жизни человека, его пристрастия и привычки, возможности для удовлетворения физических и духовных потребностей.
В настоящее время на фоне недостаточной двигательной активности человек страдает в большей степени от сердечно-сосудистых, нервно-психических, аллергических и иммунодефицитных заболеваний. Болезням сердечно-сосудистой системы подвержено почти четверть населения планеты; смертность от них составляет почти 50% всех случаев (Ю.П. Лисицин, Р.Г. Оганов и др.). На долю инфарктов миокарда у лиц сравнительно молодого возраста приходится уже более 10% случаев; по данным известного кардиолога Е.И. Чазова, атеросклеротические изменения сосудов сердца стали отмечаться уже в возрасте 10-15 лет.
Увеличилось количество физиологически незрелых новорожденных, а также детей с наследственными заболеваниями различных функциональных систем, умственными и физическими дефектами.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выделяет так называемые факторы риска - причины, способствующие возникновению и развитию различных заболеваний. К ним относятся: высокие темпы современной жизни, частые стрессы и нервное перенапряжение, неблагоприятная экология (загрязнение и токсичность окружающей среды, повышенная радиация), появление новых возбудителей болезней, асоциальные явления (алкоголизм, наркомания, игромания и др.).
В этой связи одним из важных факторов, определяющих состояние здоровья современного человека, является его двигательная активность, в процессе которой достигаются должное развитие всех функциональных систем организма, высокий уровень иммунитета (сопротивляемости воздействию различных неблагоприятных факторов) — что в целом предупреждает заболевания и обеспечивает высокий уровень профессиональной и бытовой дееспособности, в соответствии с личностной и общественной потребностями.
Норма двигательной активности — понятие условное и весьма индивидуальное. Оно подразумевает прежде всего оптимальные объем и характер движений, в целом удовлетворяющие потребности организма в физической нагрузке, способствующие должному развитию различных функциональных систем, укреплению здоровья, улучшению самочувствия, повышению работоспособности и в итоге — гармоническому развитию личности.
Отсюда, собственно движение следует рассматривать как биологическую потребность организма, как естественный регулятор и стимулятор его жизнедеятельности.
В процессе антропогенеза организм человека формировался в постоянном движении. В современных условиях, на фоне переработки огромного потока информации и возросшей умственной нагрузки, энергозатраты человека резко снизились при значительном уменьшении доли физической работы как фактора, стимулирующего развитие организма. Так, объем мышечных усилий в режиме жизни уменьшился до 10 % — до уровня, необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности. В связи с отсутствием должной двигательной активности мышцы перестают играть роль насоса, перекачивающего кровь к органам и системам; оказавшись «голодными», они не могут осуществлять свои функции. Отсюда — заболевания, преждевременное старение; ненормальность психических реакций, неудовлетворенность своим положением в обществе и т.д., и т.п.
|
|
Многочисленными работами отечественных и зарубежных врачей и ученых показано: у физически тренированных людей общая заболеваемость и потеря трудоспособности в 2—3 раза ниже, чем у не занимающихся физическими упражнениями; они значительно реже болеют и обращаются за медицинской помощью; у них легче и быстрее протекают простудные заболевания; на них меньшее влияние оказывает неблагоприятная экологическая обстановка.
Оздоровительный эффект физических упражнений основан на тесной взаимосвязи работающих мышц с нервной и другими системами, осуществляющими обмен веществ и взаимодействие с окружающей средой. Важнейшим отличительным признаком физически тренированного организма является высокая экономичность его деятельности (причем не только физической, но и умственной!). Работа низкой и средней интенсивности осуществляется за счет малых энергетических затрат; при высокоинтенсивной и высокообъемной работе организм не только экономно работает, но и значительно быстрее восстанавливается.
В процессе занятий физическими упражнениями весьма важное значение имеют психологическая разгрузка и отдых от основной деятельности, эмоциональный подъем, формирование способностей управлять своим психическим состоянием, а также адекватная (и главное — положительная) самооценка.
Использование различных оздоровительных мероприятий способствует повышению защитных функций организма, положительно влияет на физическую и умственную работоспособность, обеспечивает адекватность реагирования и адаптацию в процессе активной деятельности и в целом улучшает состояние здоровья.
Недостаток двигательной активности (так называемая гипокинезия) вызывает обратный эффект: снижается сопротивляемость организма болезням и утомлению, увеличивается степень воздействия негативных факторов, ухудшается общее состояние.
Анализ двигательной активности современного россиянина свидетельствует о явной ее недостаточности. Примерно 30—50% населения нашей страны ведут малоподвижный образ жизни; еще 20—30% людей испытывают дефицит физических нагрузок, что препятствует их разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья.
|
|
Двигательная активность и занятия физическими упражнениями оздоровительной направленности необходимы на протяжении всей жизни человека. При этом для каждого этапа возрастного развития характерны определенные особенности проведения занятий и их направленность. Например, до 35—40 лет, когда в организме превалируют процессы ассимиляции, занятия должны иметь развивающую направленность, а после 40 лет — в основном, сохраняющую здоровье.
Дефицит движений особенно опасен в детском возрасте — в период роста, формирования систем организма и жизненно необходимых двигательных умений, а также в подростковом и юношеском возрастах, когда объем двигательных умений должен увеличиваться, а уровень развития физических качеств — повышаться. Между тем, специальные исследования свидетельствуют: у значительной части современных дошкольников, школьников и студентов имеется весьма существенное отставание показателей развития от так называемых возрастных нормативных уровней, ориентированных, к сожалению, на среднестатистические величины. Это — беда нашей нормативной базы физического воспитания: нормы пересматриваются очень редко, а новые уровни устанавливаются чаще всего без должного обоснования.
Упущения в физическом воспитании детей — даже в формировании принципиального отношения к физическим упражнениям как к необходимому и эффективному средству не только физического воспитания, но и воспитания общей культуры - в дальнейшем приводят к непредсказуемым негативным последствиям. «Вдруг» появляется не просто физический «дистрофик» или неумеха, а ребенок-инвалид — обуза себе, окружающим и государству. Плохому физическому развитию сопутствует недоразвитость психической сферы (интеллекта). И опять-таки со всеми вытекающими отсюда последствиями для них самих и для общества.
При этом нужно учитывать, что в рамках обязательных занятий физкультурой потребность в движениях удовлетворяется лишь на 40—60%. Следовательно, необходимы занятия оздоровительной направленности во внеучебное время, а также соблюдение здорового образа жизни.
Рост и развитие организма продолжаются до 20—25 лет. Динамика развития различных функций имеет свои особенности, сообразно которым и следует организму помогать — причем не в соответствии с сенситивными периодами, когда функции организма развиваются в максимальном темпе, а напротив, когда этот темп минимален и одни функции значительно отстают в своим развитии от других.
Возраст 25—35 лет — это период максимального проявления физических и функциональных возможностей. Занятия физическими упражнениями имеют преимущественно развивающую направленность, способствуя ликвидации «слабых» функциональных звеньев в организме, повышению психологической устойчивости и работоспособности. При этом не исключается, а, наоборот, требуется совершенствование двигательных способностей, поддержание их на достаточно высоком уровне.
В возрасте 35—40 лет начинается постепенное снижение возможностей организма. Это предопределяет характер и содержание занятий физическими упражнениями. В редких случаях они направлены на увеличение физического и двигательного потенциалов — скорее, на их сохранение. В связи с этим применяются нагрузки низкой и средней интенсивности, основанные на анаболических процессах, в большей степени строящих, а не разрушающих белковые структуры и тем самым способствующих «накоплению» здоровья.
Особый возрастной период - после 50 лет: начинается активное снижение уровня функциональных возможностей организма; преобладают разрушительные процессы диссимиляции; постепенно происходит старение организма (но еще не старость, когда его ресурсы практически полностью выработаны). В связи с этим основной задачей занятий физическими упражнениями является компенсация сниженной активности организма за счет использования анаболического режима двигательной деятельности (подробнее об этом см. главу 2, разделы 2.1 и 2.2).
В период скрытого или явного старения организма занятия соответствующими видами физических упражнений способствуют предупреждению типичных возрастных заболеваний, сохранению жизненно важных умений и навыков, поддержанию жизненного тонуса и замедлению темпов возрастного снижения работоспособности.
Поскольку проведение оздоровительных занятий обусловлено не только особенностями психофизического состояния занимающихся, но и прежде всего их потенциальными возможностями; именно на это и следует ориентироваться при выборе средств и способов организации занятий.
В оздоровительной гимнастике используются четыре основных (базовых) двигательных режима.
Оздоровительный режим - для здоровых и практически здоровых (т.е. не имеющих существенных отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии) людей, желающих укрепить свое здоровье и повысить уровень физической подготовленности, а также для людей с ослабленным здоровьем, но имеющих возможность использовать обычные средства (в данном случае — не специальные медицинские) физического воспитания.
Задачи применения данного режима — устранение остаточных явлений заболевания или дефекта телосложения; приведение функциональных систем в состояние физиологической нормы, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям окружающей среды; повышение жизненного тонуса, приобретение прикладных двигательных навыков.
Очень важно, что по мере улучшения состояния организма возможен переход к следующему, более эффективному режиму психофизического совершенствования.
Тренировочный режим — для здоровых людей с несущественными отклонениями в состоянии здоровья, с достаточными двигательным опытом и физической подготовленностью к повышенным нагрузкам, а также для тех, кто занимаются спортом, но в данный момент вынуждены снизить нагрузки или переключиться на специализированную деятельность иного характера.
Задачи данного режима — расширение (сохранение) функциональных возможностей, повышение надежности организма; поддержание или развитие основных физических качеств; достижение индивидуально возможных спортивных результатов.
Для решения поставленных задач применяются различные виды оздоровительной гимнастики, средства общей физической подготовки и специализированные тренировки. При этом для действующих спортсменов тренировочный режим обусловлен основными закономерностями и правилами спортивной тренировки.
Режим поддержания спортивного долголетия — для бывших спортсменов, продолжающих спортивную деятельность (с участием в соревнованиях более низкого, чем раньше, ранга) или тренировочную работу.
Задача данного режима - сохранение приобретенных ранее специфических двигательных умений и навыков и за счет этого — высокого уровня двигательной активности и здоровья.
Щадящий (реабилитационный) режим — для людей больных или находящихся в стадии выздоровления, а также для тех, кто имеют существенные отклонения в состоянии функциональных систем. В условиях данного режима применяется главным образом лечебная гимнастика.
Для тех, кто восстанавливаются после травм, вполне возможно и допустимо применение смешанных режимов оздоровительного воздействия с довольно большими нагрузками локального и даже (если это возможно) общего характера.
Таким образом, оздоровительные физические упражнения являются основным средством укрепления и сохранения здоровья. Одним из эффективных видов таких упражнений является оздоровительная гимнастика, что обусловлено многообразием видов упражнений оздоровительно-кондиционной и спортивно- оздоровительной направленности, а также способов их применения. Однако следует помнить, что высокой результативности занятий любыми оздоровительными упражнениями можно достичь только путем адекватного их подбора - в зависимости от показаний, интереса и желания самих занимающихся.
Часть I. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ