Метод (в переводе с греческого – путь к чему-либо) – означает способ достижения цели, определённым образом упорядоченную деятельность детей с миром взрослых.
К методам ознакомления относятся:
1. Экскурсии и беседы;
2. Наблюдения;
3. Совместная деятельность со взрослыми;
В ДОУ используют разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности. Большое значение придают знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий.
Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человечески отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установление их контактов с миром взрослых. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство детей дошкольного возраста с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда).
Наиболее эффективные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
|
|
Вводя ребёнка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, можно провести следующие экскурсии и беседы.
Экскурсии и беседы.
I. Младшая группа.
1. Беседа с детьми о работе помощника воспитателя.
Воспитатель: Ребята, кто в нашей группе всегда нам помогает?
Дети: Надежда Викторовна.
Воспитатель: Да, наш помощник воспитателя – Надежда Викторовна. Давайте с вами вспомним, что делает Надежда Викторовна?
Дети: Приносит кушать, убирается, заправляет кровати.
Воспитатель: Почему в нашей группе так чисто?
Дети: Потому что Надежда Викторовна убирается в группе.
Воспитатель: Почему мы с вами быстро одеваемся на прогулку?
Дети: Потому что Надежда Викторовна нам помогает.
Воспитатель: А посмотрите, какие красивые в нашей группе комнатные растения. Как вы думаете, почему они такие красивые?
Дети: Потому что Надежда Викторовна их поливает.
Воспитатель: Молодцы ребятки. Вот видите, какой хороший человек Надежда Викторовна. В детском саду у неё очень много работы, она после работы устаёт. А дома ей, как и вашим мамам, приходится тоже много делать. Давайте будем помогать Надежде Викторовне в детском саду! А как мы можем ей помочь?
Дети: Аккуратно складывать одежду после прогулки; не мусорить; аккуратно кушать; не раскидывать игрушки.
|
|
Воспитатель: Наша Надежда Викторовна очень вас любит, они заботиться о вас и хочет, чтобы всем ребятам в детском саду было хорошо.
Знакомство с трудом медсестры.
Экскурсии в кабинет медсестры.
Воспитатель: Ребята, кто приходит вам на помощь если вы упали или ушиблись?
Дети: Медсестра.
Воспитатель: Конечно, медсестра. Её зовут Галина Ивановна.
Затем предлагается детям пойти в кабинет медсестры, которая расскажет им о своей работе.
В кабинете медсестра оказывает детям различное оборудование.
Медсестра: Что это такое?
Дети: Весы.
Медсестра: Для чего они нужны в моём кабинете?
Дети: Чтобы взвешивать детей.
Медсестра: А что это такое?
Дети: Ростомер.
Слова взвешивание, ростомер мы с детьми повторили несколько раз, т. к. они для них новые.
Медсестра: Для чего нужен ростомер?
Дети: Что бы измерять рост детей.
Медсестра: А что находится вот в этом стеклянном шкафу?
Дети: Лекарства, бинт, вата.
Медсестра: Как вы думаете, для чего всё это нужно?
Дети: Что бы смазывать и забинтовывать ранки.
Медсестра: Да, если кто-то из вас ушибётся, пораниться, я смажу ранку зелёнкой (показывает), а если будет необходимо, перевяжу бинтом. Иногда мне приходиться делать не очень приятную для вас процедуру – прививки от разных болезней. Что мне для этого понадобится?
Дети: Шприц (это слово мы повторяем вместе с детьми хором).
Медсестра: Прививки нужно делать обязательно. Если вам сделают прививки, вы будете меньше болеть. И бояться прививок не надо.
Необходимо показать детям не только деловые, но и личностные качества сотрудника. Перед уходом медсестра угощает детей витаминками. Дети благодарят её.
Экскурсия в пищеблок.