Интенсивное распределение (много продавцов на многих рынках): предприятие стремится реализовать свой товар в максимальном числе магазинов, чтобы охватить как можно больше потенциальных потребителей. Применяется в основном для товаров массового спроса, таких, как продукты питания, сигареты, зубная паста и др.
Избирательное распределение (несколько продавцов на одном рынке): предполагает использование ограниченного числа посредников. Используется для товаров, покупка которых требует предварительного выбора, например предметы одежды.
Эксклюзивное распределение (один продавец на одном рынке) — только один торговец может представлять изготовителя на одном географическом рынке. Он получает статус «уполномоченного дилера». Используется при организации продаж товаров высокого класса, например автомобили.
Признаки сегментирования индивидуальных покупателей и потребителей-организаций
Признаки сегментирования индивидуальных покупателей
|
|
--Персонально-демографические – пол, возраст, доход.
--Регионально-демографические (среда обитания) – климат, степень урбанизации.
--Психографические – черты характера, образ жизни.
--Поведенческие – место покупки, частота и интенсивность потребления.
Признаки сегментирования организаций-потребителей
--Отраслевая принадлежность и сфера деятельности
--Региональные характеристики физической среды деятельности – климат, степень урбанизации, месторасположение
--Масштаб бизнеса
--Специфика закупок – размер заказа, срочность, периодичность, условия оплаты, форма взаимоотношений с поставщиками.
Основные этапы сегментирования рынка
Сегментирование рынка – это процесс деления потребителей на отдельные группы (сегменты), каждая из которых предъявляет свой специфический спрос на рынке
Этапы
--Формулировка потребностей потребителей, на удовлетворение которых может быть направлена деятельность предприятия
--Выявление и формализация особенностей потребителей, которые проявляются в специфическом спросе или поведении
--Выбор метода сегментирования: метод последовательных группировок или метод многомерной классификации
--Деление потребителей на сегменты
--Составление профиля сегмента – сопоставление характеристик потребителей и параметров продукта
--Оценка привлекательности сегмента (ёмкость, доступность, перспективность, защищенность от конкурентов, прибыльность и др.)
Метод последовательных группировок предполагает, что различие характеристик потребителей определяет различия в предпочтениях.
|
|
Метод многомерной классификации предполагает, что потребители должны обладать сходством по ряду признаков
Понятие позиционирования и репозиционирования. Основные элементы, принципы и ошибки. Карта позиционирования
Позиционирование - это комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей товар занимает собственное место по отношению к аналогичным товарам.
Репозиционирование – это изменение текущей позиции товара на рынке.
Ошибки позиционирования
--Недостаточное позиционирование: покупатели имеют смутное представление, отсутствуют связанные с маркой ассоциации.
--Сверхсильное позиционирование: слишком узкое представление о марке.
--Расплывчатое позиционирование: компания делает слишком много заявлений о свойствах ее продукта или слишком часто меняет позиционирование марки.
--Сомнительное позиционирование: потребители не верят заявлениям производителя
Элементы позиционирования
--Категория, в которой товар конкурирует.
--Атрибут позиционирования – ключевое преимущество товара.
--Целевой рынок.
--Альтернативная позиция конкурентов, предлагающих товары для того же целевого рынка.
Принципы позиционирования
--Последовательно поддерживать выбранную позицию в течение длительного времени. Могут меняться составляющие, но не сама позиция, иначе фирма дезориентирует клиентов
--Позиция должна быть простой и оригинальной, отражать имеющееся преимущество
--Все составляющие комплекса маркетинга должны последовательно выражать выбранную позицию
Карта позиционирования - это визуальное отображение восприятия товара (бренда) потребителями по отношению к конкурентам.
Система координат (крест). На местах Х и Y находятся например цена и качество или удовлетворенность и значимость.
Виды атрибутов позиционирования. Алгоритм выбора. Позиционирование с использованием модели «Возможные варианты предложения ценности: преимущества - цена»
Атрибут позиционирования - это ключевое преимущество товара, которое позволяет потребителю удовлетворять свои потребности наилучшим образом, отличает данный продукт от товаров конкурентов и является источником мотивации его покупок.
Виды атрибутов
· Характеристики товара.
· Решение специфической проблемы.
· Индивидуальность.
· Комбинация выгод. Способ использования товара.
· Тип пользователя.
Алгоритм выбора атрибута.
1) Исследование потребителей, товара, конкурентов.
2) Выбор желаемого атрибута.
3) Позиционирование товара по отношению к конкурентам.
4) Оценка соответствия товара желаемому атрибуту.