Конкуренция – это соперничество между участниками рынка, направленное на получение наибольшей выгоды от использования ограниченных ресурсов.
Виды конкурентных структур рынка
Области конкуренции по Котлеру.
Товары-конкуренты по Ф. Котлеру – способы удовлетворения потребностей, соперничающие в сознании потребителя:
--Желания-конкуренты (генерическая конкуренция) – разные желания (потребности) потребителя, в равной мере важные для него. (газированые напитки – шоколад – чипсы – мороженое)
--Товарно-родовые конкуренты (формальная конкуренция) – разные способы удовлетворения одной потребности. (газированный напиток – вода – чай – сок)
--Товарно-видовые конкуренты (отраслевая конкуренция) – аналогичные товары, имеющие некоторые более или менее существенные различия. (sprite – fanta – cola)
--Марки-конкуренты (прямая конкуренция) – товары, единственным существенным отличием которых является марка. (sprite – sevenup)
Модели анализа конкуренции М. Портера и Эйбелла.
|
|
Модель 5 сил конкуренции М. Портера: условия конкуренции в отрасли определяются действием 5 факторов:
• внутриотраслевая конкуренция существующих фирм
• угроза выхода новых фирм
• давление со стороны товаров-заменителей
• рыночная сила покупателей и посредников
• рыночная сила поставщиков
Трехмерная модель Абеля
Понятие конкурентных преимуществ. Подходы разных специалистов к определению конкурентных преимуществ. Понятие рыночной силы организации
Конкурентные преимущества – характеристики товара или особенности технологии, создающие фирме определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.
-- Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных свойствах товаров и услуг - «ценность для покупателя».
-- Внутреннее конкурентное преимущество основано на превосходстве фирмы в области технологии производства или сбыта товара при прочих равных условиях - «ценность для производителя».
По М. Портеру конкурентное преимущество основывается на низких издержках и качестве товара, превосходящем конкурентов.
По П. Друкеру основным источником конкуретного преимущества является инновация.
Рыночная сила организации - это способность организации заставить рынок принять более высокую цену, чем у приоритетных конкурентов.
Рыночная сила расчитывается по формуле: RS = Pf max / Pk max * 100%, где
Pf max – максимально возможная цена на товар фирмы
Pk max – максимально возможная цена на товар конкурента
Виды конкурентных стратегий по М.Портеру
М. Портер выделил 3 базовые конкурентных стратегии.
|
|
1)Лидерство по издержкам (ценовое лидерство) – ориентация на минимизацию затрат с целью завоевания большей рыночной доли за счет установления более низких цен на товар по сравнению с конкурентами.
Снижение издержек обеспечивается за счет:
--экономии на масштабах;
--передовой технологии;
--свободного доступа к источникам сырья;
--более выгодного географического расположения
2)Лидерство в дифференциации – ориентация на производство продукции и маркетинговую программу, обеспечивающие неповторимые с точки зрения потребителей конкурентные преимущества.
3)Фокусирование (концентрация) - ориентация на четко определенный целевой рынок (рыночную нишу) и обслуживание клиентов лучше и эффективнее конкурентов.