Понятие конкуренции. Виды конкурентных структур рынка. Модели определения областей конкуренции

 

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка, направленное на получение наибольшей выгоды от использования ограниченных ресурсов.

 

Виды конкурентных структур рынка

 

 

Области конкуренции по Котлеру.

 

Товары-конкуренты по Ф. Котлеру – способы удовлетворения потребностей, соперничающие в сознании потребителя:

--Желания-конкуренты (генерическая конкуренция) – разные желания (потребности) потребителя, в равной мере важные для него. (газированые напитки – шоколад – чипсы – мороженое)

--Товарно-родовые конкуренты (формальная конкуренция) – разные способы удовлетворения одной потребности. (газированный напиток – вода – чай – сок)

--Товарно-видовые конкуренты (отраслевая конкуренция) – аналогичные товары, имеющие некоторые более или менее существенные различия. (sprite – fanta – cola)

--Марки-конкуренты (прямая конкуренция) – товары, единственным существенным отличием которых является марка. (sprite – sevenup)

 

Модели анализа конкуренции М. Портера и Эйбелла.

 

Модель 5 сил конкуренции М. Портера: условия конкуренции в отрасли определяются действием 5 факторов:

• внутриотраслевая конкуренция существующих фирм

• угроза выхода новых фирм

• давление со стороны товаров-заменителей

• рыночная сила покупателей и посредников

• рыночная сила поставщиков

 

Трехмерная модель Абеля

 

 

Понятие конкурентных преимуществ. Подходы разных специалистов к определению конкурентных преимуществ. Понятие рыночной силы организации

 

Конкурентные преимущества – характеристики товара или особенности технологии, создающие фирме определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.

-- Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных свойствах товаров и услуг - «ценность для покупателя».

-- Внутреннее конкурентное преимущество основано на превосходстве фирмы в области технологии производства или сбыта товара при прочих равных условиях - «ценность для производителя».

По М. Портеру конкурентное преимущество основывается на низких издержках и качестве товара, превосходящем конкурентов.

 

По П. Друкеру основным источником конкуретного преимущества является инновация.

 

Рыночная сила организации - это способность организации заставить рынок принять более высокую цену, чем у приоритетных конкурентов.

 

Рыночная сила расчитывается по формуле: RS = Pf max / Pk max * 100%, где

Pf max – максимально возможная цена на товар фирмы

Pk max – максимально возможная цена на товар конкурента

 

Виды конкурентных стратегий по М.Портеру

 

М. Портер выделил 3 базовые конкурентных стратегии.

1)Лидерство по издержкам (ценовое лидерство) – ориентация на минимизацию затрат с целью завоевания большей рыночной доли за счет установления более низких цен на товар по сравнению с конкурентами.

 

Снижение издержек обеспечивается за счет:

--экономии на масштабах;

--передовой технологии;

--свободного доступа к источникам сырья;

--более выгодного географического расположения

2)Лидерство в дифференциации – ориентация на производство продукции и маркетинговую программу, обеспечивающие неповторимые с точки зрения потребителей конкурентные преимущества.

3)Фокусирование (концентрация) - ориентация на четко определенный целевой рынок (рыночную нишу) и обслуживание клиентов лучше и эффективнее конкурентов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: