Сравнимые характеристики | Традиционные организации | Современные организации |
Общая характеристика Мышления руководящего персонала | Мышление закрытой системы | Мышление открытой системы |
Основная цель | Экономическая эффективность | Устойчивое развитие в условиях неопределенности окружающей среды | |
Предположение об окружающей среде | Окружающая среда прогнозируемая | Окружающая среда совершенно неопределенная |
Общая характеристика поведения | Установившееся однообразие. Все направляемые к цели переменные (объем продукции, комплектующие, прибыль) известны и управляемы. Неопределенность может быть устранена путем планирования и управления | Поиски нового типа поведения. Направленные к цели переменные часто подвергаются внешним воздействиям (ассортимент продукции, спрос, | прибыль, цены, поставщики ресурсов), которые не всегда поддаются управлению и практически непредсказуемы ! |
Источники развития | Внутренние: рост производительности труда персонала; сокращение издержек; экономия ресурсов; собственные инновации; собственные средства из прибыли | Внутренние: те же. Преимущественно - внешние: информация о новшествах; инвестиции; новые ресурсы; новые рынки |
Технология управления На основе: | власти и ответственности, т.е. бюрократической регламентации; - разделения и кооперации труда на предприятии, в отрасли; - экономического принуждения | - интеграции интересов, ценностей и целей персонала; - привлечения персонала к принятию решений; - передачи персоналу информации, обучения пользованием информацией |
Новая парадигма управления требует, чтобы на смену управленческим иерархиям, жестким схемам и правилам пришла работа в командах, совершались непосредственные взаимодействия, возникали перманентные инновации, проходило непрерывное обучение и совершенствование. В этом случае менеджеры превращаются в помощников и партнеров для подчиненных, они должны уметь идти на осознанный риск, способствовать более полному развитию способностей и эффективно использовать их энергию.
Подобные требования обусловили появление организации нового типа - обучающаяся организация. Ключ к успеху подобных организаций - создание рабочих команд и взаимный обмен информацией, что способствует формированию в организации атмосферы доверия, чувства принадлежности к компании. Традиционная модель организационной структуры, построенной на основе одной цепочке «сверху вниз», уступает место новым, более плоским моделям, обеспечивающим поддержку самоуправляемых конкурирующих команд, включающих в себя представителей разных отделов и разных уровней управления. Особенно широко и плодотворно используется командный менеджмент в сфере искусства и культуры.
Обучающая организация может быть представлена следующими элементами:
1) видение и культура менеджеров;
2) наделение всех властью;
3) новые структуры и их «уплощение»;
4) открыты для каждого менеджмент и источники внутренней информации;
5) социокультурные технологии: обучение, тренинги, командные действия.
Новая парадигма управления базируется на современном интегрирующем восприятии мира, которой не является устойчивым и предполагает поиск приемлемого состояния объекта (организации) в непрерывном изменении.
Обратимся к таблице, отражающей доминирующие представления управленческих парадигм конца XX - начала XXI века.