нормы лексические | РЕЧЕВАЯ ОШИБКА |
НОРМЫ ГРАММАТИЧЕСКИЕ | грамматическая ошибка |
речевой этикет ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ
2) Прочитайте ещё раз эпиграф к разделу «Культура речи». Объ-ясните, как вы понимаете смысл высказывания Л. И. Скворцова.
123
Речь. Текст
Да будет же честь и слава нашему язы-ку, который в самородном богатстве своём… течёт, как гордая, величественная река.
Н. Карамзин
Карамзин Николай Михайлович
(1766—1826) — историк, писатель, просветитель, реформатор русского литературного языка, ав-тор «Истории государства Российского».
§ 16. Язык и речь
153. 1) Подумайте и ответьте на следующие вопросы.
Зачем нам нужен язык?
Что значит «владеть языком»?
Как сделать свою речь правильной и выразительной?
2) Прочитайте текст. Объясните, насколько совпали ваши ответы с высказываниями автора.
Попробуем представить, что исчез язык. Люди потеряли возможность мыслить, общаться, учиться, сотрудничать. Мы понимаем, что в такой ситуации человек перестаёт быть че-ловеком.
|
|
Люди постоянно говорят, слушают, читают, пишут. Так происходит речевое общение. Речевое общение обеспечивает язык. Владеть языком — значит свободно использовать язы-ковые средства в различных ситуациях общения. Чтобы речь была правильной и выразительной, нужно изучать законы языка.
(А. Пешнин)
3) Подготовьте устный пересказ второго абзаца текста.
154. 1) Прочитайте высказывания. Какая тема их объединяет?
1. Язык — орудие мышления (А. Н. Толстой). 2. Каж-
дый язык отражает культуру того народа, который на нём говорит (Л. Щерба). 3. Язык — это история народа (А. Куприн). 4. Создать язык невозможно, ибо его творит
124
народ (В. Белинский). 5. Как ни говори, а родной язык все-гда остаётся родным (Л. Толстой).
2) Объясните, как вы понимаете смысл каждого высказывания.