Разг..ворная краса;
Отступают в неизвес(?)ность
Речи ру(с/сс)кой чудеса.
Сотни слов, родных и ме(д/т)ких,
Сникнув, голос пот..ряв,
Взаперти, как птицы в кле(д/т)ках,
Дремл..т в толстых сл..варях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный в..рни, Чтобы реч(?) — людское чудо — (Не)скудела в наши дни.
(В. Шефнер)
126
§ 17. Средства выразительности устной речи
159. Выразительно прочитайте высказывания. Объясните, почему важ-но владеть интонацией.
1. Помните, что ваша интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души (Б. Головин) .
2. Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится… (В. Белинский). 3. Люди обижаются не на смысл, а на инто-нацию, потому что интонация обнаруживает другой смысл, скрытый и главный (Ю. Трифонов) .
Моя Россия
Головин Борис Николаевич (1916—1984) — профессор филологии Горьковского (Нижегород-ского) государственного университета, крупный специалист по общему и русскому языкознанию, культуре речи.
|
|
Выразительность — это свойство не только письменной, но и устной речи. Важно уметь использовать богатство рус-ского языка при создании высказываний, но не менее важно уметь эти высказывания выразительно произнести, то есть правильно и уместно использовать интонационные средства.
Интонация передаёт смысловые и эмоциональные оттен-ки высказываний. Интонация складывается из движения го-лоса вверх или вниз (тона), его окраски (тембра голоса), си-лы (громкости) звучания, темпа речи (скорости произнесе-ния), небольших перерывов (пауз) между отрезками речи.
С помощью интонации в предложении может выделяться важное по смыслу слово.
160. 1) Подумайте и постарайтесь объяснить, почему в словаре эпи-тетов у слова тон более двухсот пятидесяти эпитетов. Прочитайте не-которые из них.
Тон — бодрый, вежливый, виноватый, вкрадчивый, властный, дружелюбный, игривый, иронический, каприз-ный, ласковый, льстивый, любезный, насмешливый, одобри-тельный, равнодушный, радостный, резкий, решительный, робкий, сдержанный, сердитый, серьёзный, смущённый,
127
спокойный, строгий, уважительный, уверенный, участли-вый, учтивый, шутливый.
2) Произнесите следующие высказывания, передавая с помо-щью интонации разные эмоции. Объясните, как «интонация эмоций» влияет на смысл высказываний. Менялось ли место логического уда-рения в зависимости от того, какие эмоции вы передавали? Объясни-те почему.