Николай Петрович кивает, выходит на середину комна-ты. Рисует сапогом на полу воображаемые дуги, линии — направление ударов. Рисует пушки, танки

 

— Это Дрезден, — говорит он. — Это наши главные си-лы. А этот клин — мой артиллерийский полк. Вперёд мы ушли, наши только ещё подтягиваются. И вот берём пленных. Они говорят — готовится танковый удар. Направление — та-кое-то. Что делать? Если сомнут нас, перед главными силами нет противотанковой защиты. Решаю: удар танков встретить

 

с флангов. Выстраиваюсь углом к противнику. Начинается мясорубка. Открываем огонь — не в лоб, как немцы ждут. А сбоку. И по всей глубине. Немцы в замешательстве. Танки горят. Огонь ведём прицельный, точный. Подпускаем близко.

— Антошка, — говорит мне дед, — Николай Петрович командовал противотанковой артиллерией. Это очень труд-но — стрелять по движущимся танкам, которые ещё по тебе стреляют.

Меня подмывает спросить. Но я не знаю — как. И очень неудобно.

— Понятно? — спрашивает Николай Петрович.

— А вы, — говорю я и краснею. — А руки у вас тогда были?

— Нет! — отвечает Иванов. — Не было! Руки я на берегу Днепра потерял.

Я не могу поверить. Про лётчика Маресьева я читал. И кино не раз видел. Он без ног был, это известно. Но руки же у него были! А как артиллеристу без рук? Надо же коман-довать! А командовать — на карте схемы чертить! В телефон-ную трубку кричать! В бинокль смотреть! Если надо — сна-ряд схватить и пушку зарядить! Разве же без рук это можно?


 


122


Я смотрю на генерала Иванова и не понимаю: может, он шутит? Но разве так шутят? Я поворачиваюсь к деду. Смо-


Трю на него вопросительно.

— Я ведь говорил тебе, Антон, — произносит задумчиво дед, — генерал Иванов — необыкновенный человек.

 

2) Найдите в тексте обращения. Как обращения характеризуют героев? Как они относятся друг к другу? Обоснуйте своё мнение.

 

3) В чём особенность употребления местоимений вы и ты в этом тексте?

 

Круг чтения

 

Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.

Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой

этикет в нашем общении).

 

151. Орфографический и пунктуационный практикум.

 

Чел..век не подобен бабочк..-однодневк.., весело п..рхаю-щей при со(?)нце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. В его судьбе спл..таются в единый узел былое нынешнее и завтрашнее. Человек сын своего времени и своей страны; чу(?)ство Родины всегда неотделимо от чу(?)ства ис-тории. Не случайно в годины военных и иных лихолетий лю-ди обр..щаются к пам..тным страницам прошлого, ища в от-шумевших веках поддер..ку ответы на зага..ки современно-сти.

(Е. Осетров)

 

152. 1) Раскройте значение ключевых слов раздела «Культура речи».

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК                        хорошая и правильная речь

нормы литературного языка                     НОРМЫ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: