Скороговорка — это специально придуманное высказыва-ние с труднопроизносимым подбором звуков, шуточная прибаут-ка. Скороговорку трудно произнести в быстром темпе: Тридцать
Три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.
163. 1) Прочитайте скороговорки Михаила Давидовича Яснова снача-ла медленно, а затем в быстром темпе. Старайтесь отчётливо прогова-ривать все звуки.
Пели в поле у просёлка перепел и пе-репёлка, а перепелёнок плакал: вся пелёнка полиняла, и перепелёнка перепёлка перепе-ленала. 2. Ежели вы жили возле ежевичника
и ежели вы не жили возле земляничника, то, значит, ежевичное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье земляничное. 3. Если к таксе с таской, станет такса плак-сой, станет славной такса, если к таксе с ла-ской: чтоб не тосковала такса от досады и не так совала нос куда не надо!
2) Вспомните и запишите две-три скороговор-ки. Произнесите их в быстром темпе.
164. Выясните, на какие сочетания звуков чаще всего составляются скороговорки. Распределитесь с одноклассниками по группам, подбе-
129
рите скороговорки на разные сочетания звуков и подготовьте их от-чётливое произнесение.
165. 1) Прочитайте предложения из произведений художественной литературы. Как жесты персонажей помогают передать их интонацию?
1. Грозно колдун погрозил пальцем. «Разве я тебя про-сил говорить про это?» — сказал он суровым голосом, и воз-душная красавица задрожала (Н. Гоголь). 2. «Оля!» — сказа-ла она и всплеснула руками, и уж не могла говорить от вол-нения (А. Чехов). 3. «Ах, отцы мои! — Он схватился за голову. — Да кто же мне цветы привезёт?» (Л. Толстой) .
4. Полицейский приблизил к самому носу Сашки указатель-ный палец, поднятый вверх, и грозно покачал им влево и вправо: «Ник-как-ких!» (А. Куприн) .
2) Выразительно прочитайте высказывания персонажей, поста-райтесь воспроизвести их жесты.
166. Орфографический и пунктуационный практикум.
Инт..нация его гол..са пост..янно м..нялась: то он гов..-рил на высоких тонах то ни..ким баритоном то скор..говор-кой, точно мелкие кам..шки с горы катятся, то ост..новится тян..т подыскивает для своей мысли обр..зное выр..жение, и всегда подыщет такое, что в двух-трёх сл..вах ясно выр..зит то, что хотел ск..зать.
(В. Тищенко)
§ 18. Формы речи: монолог и диалог
167. 1) Прочитайте текст. Какую мысль стремится донести автор до чи-тателя? Согласны ли вы с утверждениями автора? Объясните почему.