Школьная ж..знь ребёнка, (не)прочти он многих др..гоцен-ных де..ских книг — он окажет(?)ся много..о лишён. Такие утраты нев..сполнимы. Это взрослые могут пр..честь кни..ку се..одня или через год — разн..ца нев..лика. В де..стве же счёт времени ведёт(?)ся иначе, тут каждый день — открытия.
И острота во..приятия в дни де..ства такова, что ранние впе-ч..тления могут вл..ять потом на всю жизнь. Вот почему и страшно пот..рять н..прасно хоть час в пору этих з..л..тых лет.
(С. Михалков)
§ 19. Текст и его строение
171. 1) Прочитайте. Можно ли сказать, что вы прочитали текст? Объ-ясните почему.
Морозная ночь. Утро. Земля и воздух словно скованы морозом. Со склонов гор стекает нежный аромат утренних цветов. Крупные звёзды, как яркие фонари, висят в застыв-шем воздухе. На цветочных лепестках, на листьях деревьев, на стеблях травы блестят хрустальные капли росы. Тёплые
132
Экол́гия, -и, ж. Наука об отноше-ниях растительных и животных ор-ганизмов друг к другу и к окружаю-щей их среде.
|
Патр́ль, -я, м. Небольшая группа людей, которая осуществляет наблю-дение за порядком, безопасностью в определённом районе. |
Толковый словарь |
лучи солнца ласково гладят деревья. Мелкие звёзды усеяли всё небо.
2) На какие группы можно разделить предложения? Докажите, что каждую группу предложений объединяет своя тема.
3) Определите последовательность предложений в каждой груп-пе так, чтобы получилось два текста. Запишите тексты «Морозная ночь» и «Утро». Подчеркните в текстах слова, которые связывают предложения.
172. Прочитайте заголовки текстов и определите, тема или главная мысль отражена в каждом из них.
Человек и природа.
Природа — наш дом.
Природа нуждается в защите.
Друзья природы.
Берегите лес!
Как сберечь зелёные насаждения.
Быть другом природы — великое счастье!
Охрана природы.
Зелёный патруль.
Посадите дерево!
173. 1) Прочитайте текст и оза-
главьте его, выбрав название из ряда предложенных в упражне-нии 172.
Зелёный патруль — это общественная форма органи-зации охраны растительного мира. Зелёные патрули созда-ются в школах, оздоровитель-ных лагерях, высших учебных заведениях, чтобы бороться с
Нарушителями законов об охране природы, принимать ак-тивное участие в озеленении городов и посёлков, распростра-нять знания о значении природы в жизни людей.
(Из «Экологического словаря»)
2) Что означает словосочетание зелёный патруль?
3) Каковы обязанности тех, кто патрулирует зелёные территории?
4) Насколько важной является деятельность зелёного патруля?
|
|
133
5) Хотели бы вы стать членами зелёного патруля? Объясните по-
чему.
6) Найдите в Интернете логотип (эмблему) общероссийской об-щественной организации «Зелёный патруль». Что на нём изображе-но? Объясните, какой смысл он в себе заключает. Можно ли назвать это изображение текстом? Обоснуйте свою точку зрения.