Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше

— Ты читал «Тома Сойера»?

— Нет.

— А «Вия»?

— Нет.

— Счастливый, — вздохнул с завистью старший.

 

И правда, можно было позавидовать. Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только ещё будет глазами, расширенны-


 


130


ми от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Всё это впереди. Важ-но лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти пре-красные книги.

(С. Михалков)

 

2) Подумайте и объясните, как автору удалось дословно пере-дать услышанный разговор и чувства одного из его участников. Как называются использованные автором формы речи? Чем они различа-ются?

 

168. 1) Прочитайте текст Василия Александровича Сухомлинского. Из скольких реплик состоит диалог? Постарайтесь догадаться, каким было продолжение последней реплики.

 


Сегодня в школу впервые пришли малыши. Мамы привели их и остави-ли с учителем на зелёной поляне, под высокой липой.

Учитель Иван Филиппович встре-чает десятое поколение детей. Дове-дёт он этих малышей до четвёртого класса, и его работе в школе испол-нится сорок лет.

 

Весёлые, приветливые глаза учи-теля смотрят в чёрные, синие, голу-бые глаза ребятишек.

 

— Дети, вы не видели, как задол-го до рассвета восходит заря? — спра-шивает Иван Филиппович, и его ла-сковая улыбка вызывает у малышей ответную улыбку.

 

— Нет, не видели, — вразнобой отвечают ребята.

— А не видели вы, как соловей пьёт росу?

— Нет, не видели…

 

— А как шмель чистит крылышки, перед тем как уле-теть с цветка?

 

— Не видели…

— Какие же вы счастливые… — говорит учитель.

 

2) Прочитайте монолог учителя Ивана Филипповича. Насколько верными оказались ваши предположения?

 

— Всё это вы ещё увидите. Я поведу вас на берег озера, и вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах,


 


131


затаим дыхание и будем смотреть, как соловушка, проснув-шись, пьёт капельку росы. Подойдём к большому красивому цветку и застанем там медового шмеля: он переночевал в цветке, проснулся и чистит крылышки.

 


Ранней весной мы остановимся у нагретого солнцем де-рева. Что это? Из-под коры выглядывает кто-то живой и бы-стрый. Это «солнышко», самая ранняя букашка. Жарко, она проснулась, а вылезать на волю боится: кругом лежит снег.

Вы очень счастливые, дети, вы всё это увидите!

 

3) Составьте небольшое монологическое высказывание на тему «Что делает нас счастливыми». Запишите составленный монолог.

 

169. Составьте и разыграйте диалоги (пять — семь реплик) в одной из ситуаций: 1) беседа за завтраком; 2) обсуждение воскресных планов; 3) случайная встреча одноклассников на катке (в театре, в спортклу-бе, в библиотеке, в зоопарке, в магазине).

170. Орфографический практикум.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: