Цель:
1) актуализировать знания: целое, часть целого, нахождение части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9;
2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Тренинг вычислительного навыка.
Работа организуется фронтально.
- Сосчитайте от 1 до 9, от 4 до 8, от 7 до 2.
-
с |
с |
с |
с |
с |
ж |
ж |
ж |
ж |
- Расскажите все, что знаете о числе 9.
2) Актуализация взаимосвязи части и целого.
Учитель открывает на доске геометрические
фигуры (Д-2):
- На какие части можно разбить круги на рисунке? (По цвету.)
- Составьте все возможные равенства.
|
|
Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся работают на индивидуальных планшетках или в рабочих тетрадях.
- Проверьте, что у вас получилось.
Целесообразно предложить учащемуся, работающему у доски, прокомментировать свой результат. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.
- Какое действие выполняете, когда находите целое? (Сложение.)
- С помощью какого действия находили неизвестную часть? (С помощью действия вычитания.)
3) Составления выражения по рисунку.
Учитель открывает на доске задание 3 (Д-3):
? |
березки |
7 деревьев |
- Посмотрите на рисунок. Что можете узнать? (Мы можем узнать, сколько березок.)
- Почему? (Нам известно, что всего деревьев 7 – это целое, 4 елочки – это часть, чтобы найти другую часть надо из целого вычесть известную часть, из 7 вычесть 4.)
- Запишите это выражение и найдите его значение.
Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках.
- Сколько же березок? (3.)
- А как проверить рассуждения? (Если сложить части, получим целое, 4+3=7.)
4) Пробное действие.
- Что вы повторили? (Мы повторили числа от 1 до 9, находили целое и части, составляли выражение по рисунку.)
- Какое задание вы получите? (Задание, с помощью которого мы поймем, чего мы еще не знаем.)
- Откройте конверты, достаньте задания.
Учащиеся достают карточки из конвертов Р-2, аналогичные карточки учитель открывает на доске Д-4.
- Прочитайте тексты и попробуйте составить из них задачу.
- Что нового для вас в этом задании? (Мы не составляли раньше задачи.)
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Научиться составлять задачи.)
|
|
- Как назовете урок? (Задача.)
Учитель открывает тему урока.
- Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
- Итак, посмотрите, что у вас получилось.
- Кто не смог выполнить это задание?
Учащиеся поднимаю руки.
- Что показало выполнение пробного действия? (Мы не смогли составить задачу.)
- Кто составил задачу? Прочитайте.
Учащиеся читают составленные тексты задач.
- Обоснуйте свои результаты. (Мы не можем обосновать свои результаты.)
- Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)