Общие рекомендации к выбору темы курсовой работы

 

Выбор темы и постановка проблемы – начало любого исследования. При выборе темы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать. Темы курсовых работ, как правило, определяются и утверждаются на заседании кафедры теоретической и инклюзивной педагогики и доводятся до сведения студентов.

Основным критерием при выборе темы курсовой работы служит научный и практический интерес студента. В целях усиления связи обучения с практикой и подготовки студента к практической работе кафедра может рекомендовать студентам выполнение заказных тем курсовых работ, по заказам школ, детских садов, больниц, предприятий и организаций. Тема курсовой работы должна быть сформулирована в терминах теории и методики воспитания. В названии темы частично может быть обозначена проблема. Таким образом, формулируя тему, мы выделяем проблему и сужаем диапазон ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования, поэтому приступать к работе можно тогда, когда абсолютно ясна и отчетливо видна ее тема.

Работа должна быть представлена руководителю для проверки не позднее, чем за три недели до защиты. Руководитель не несет ответственность за своевременную проверку работы в случае, если работа не сдана в указанные сроки. Кафедра периодически заслушивает информацию научных руководителей и студентов о ходе подготовки курсовых работ.

Составление плана курсовой работы

Студент совместно с научным руководителем составляют примерный

график написания курсовой работы. Составляется также примерный план всей курсовой работы. Во введении указывается в основных чертах гипотеза и проблема исследования, цель и конкретные задачи, основные методики исследования, характеристика выборки. Первоначальный рабочий план студент составляет совместно с руководителем. В дальнейшем такой план может уточняться, изменяться, однако основная задача должна оставаться неизменной.

При составлении плана студенту необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ, определиться с базой исследования, уточнить объём выборки, выбрать необходимые приемы и методы (методики) исследования, сформулировать гипотезу, цель и задачи своего исследования. В творческом исследовании план имеет динамический, подвижный характер.

Библиографический подбор и изучение литературных источников

 

Следующий этап работы – знакомство с опубликованной литературой по теме курсовой работы. Для подбора литературы могут быть использованы библиографии монографий по теме курсовой работы или близкой к ней, библиографические справочники, тематические сборники. Основную часть литературы можно найти в каталогах библиотеки. На основе небольшого числа обнаруженных работ по теме исследования появляется возможность выявить другие монографии, статьи авторов, занимающихся фундаментальными проблемами или смежными вопросами, так как каждая научная работа содержит, как правило, список литературы. Можно отбирать статьи по изучаемой проблеме из периодических изданий за определенный период.

Значительно облегчит путь подбор монографии на нужную тему и изучение напечатанного в ней списка литературы. Получив книгу в библиотеке и просмотрев оглавление, введение и заключение, можно понять, насколько она будет полезна для работы. Фрагменты некоторых книг следует отметить для ксерокопирования, чтобы иметь их дома. Так же можно воспользоваться и электронной библиотекой, войдя в личный кабинет студента на сайте  КИУ ИЭУП (http://www.ieml/ru).

Изучение научных публикаций можно проводить по следующему алгоритму:

ü общее ознакомление с книгой, методическим пособием в целом по его оглавлению;

ü беглый просмотр всего содержания;

ü чтение в порядке последовательности расположения материала;

ü выборочное чтение какой-либо части книги;

ü выписка представляющих интерес материалов;

ü критическая оценка записанного, его редактирование.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания. При изучении литературы необходимо выбирать только ту информацию, которая имеет непосредственное отношение к теме курсовой работы. Необходимо тщательно оформлять выписки, указывая страницы.

О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе. Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать только авторитетные источники.

Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст курсовой работы. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств или использовать их для подтверждения отдельных суждений, которые делаются в курсовой работе.

Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. При этом в выписках обязательно нужно точно указывать источник заимствования, чтобы при необходимости можно было легко найти его.

Сбор и анализ эмпирического материала

В основе планирования эксперимента лежат гипотеза и исследовательские задачи. Необходимо наметить программу и выбрать оптимальные методики для проверки гипотезы. После того, как будет принято решение о том, какие методики применять, строится план проведения эксперимента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: