Практическая работа № 2
Тема: Строение скелета человека
Цель работы:
1) Изучить кость как орган;
2) рассмотреть строение скелета человека, его составляющих частей; выделить особенности в скелете в связи с прямохождением;
3) отметить особенности скелета ребёнка.
Оборудование: Муляжи, таблицы, набор костей.
Объект исследования: Человек.
Ход работы:
Рассматривая основные части скелета необходимо обратить внимание на виды костей – трубчатые (длинные и короткие), губчатые, плоские, воздухоносные, смешанные. Необходимо уметь определять на скелете форму костей и объяснять её функциональную значимость; на длинной трубчатой кости находить диафиз (тело) и эпифизы (концы) – проксимальный и дистальный.
Изучение скелета начинайте со скелета туловища, в котором выделяют позвоночный столб и грудную клетку. Изучение позвоночного столба следует начинать с типичного по своему строению позвонка (лучше грудного). Далее отметьте отличительные признаки позвонков каждого отдела позвоночника.
|
|
Из скелета грудной клетки надо рассмотреть ребра и грудину. Скелет головы представлен мозговой и лицевой частями черепа (см. предложенную схему).
Далее рассмотрите кости, входящие в состав каждого отдела свободной верхней конечности и нижней конечности.
При изучении видов соединения костей используйте схему:
Каждый вид соединения костей надо охарактеризовать по строению и функции, определить местонахождения их в скелете человека.
Работа 1. Задания на самостоятельную работу
Используя атлас анатомии человека, зарисовать и сделать соответствующие обозначения к рисункам: любая трубчатая кость позвоночный столб, любой позвонок, грудина, тазовую кость, кисть (стопу), череп.
Работа 2. Строение и функции скелета человека
Цель работы: Выявить особенности строения скелета человека в связи с выполняемыми функциями.
Оборудование: Модели скелета человека, учебник, таблицы.
Ход работы:
1. Рассмотрите модель скелета человека. Выясните, из каких отделов состоит скелет. Найдите череп, скелет туловища (позвоночник с грудной клеткой), скелеты поясов конечностей и свободных конечностей.
2. Используя рисунок «Скелет головы» (рис. 1), изучите строение черепа. Найдите в черепе лобную, теменные, височные и затылочную кости, образующие мозговой отдел, а затем — носовую, скуловые, верхнечелюстную и нижнечелюстную кости, образующие лицевой отдел. Какие функции выполняют мозговой и лицевой отделы черепа? Какой отдел преобладает в черепе человека? С чем это связано (письменно ответ на вопрос).
|
|
Рис. 1. Скелет головы.
3. Рассмотрите позвоночник. Руководствуясь рисунком «Строение позвоночника» (рис. 2), найдите в нем шейные, грудные, поясничные, крестцовые и копчиковые позвонки. Подсчитайте количество позвонков в отделах позвоночника.
Шейный отдел позвоночника состоит из___позвонков, грудной — из ___, поясничный — из___:, крестцовый — из_____ сросшихся между собой позвонков, образуя крестец; копчик состоит из_______сросшихся позвонков.
Обратите внимание на прослойки хрящевой ткани между позвонками, обеспечивающие гибкость позвоночника, и его изгибы, связанные с прямохождением.
О чем свидетельствует наличие у человека копчиковых костей в позвоночнике? (письменно ответы на вопросы).
Найдите внутри позвоночника позвоночный канал. В нем располагается спинной мозг. Какую функцию выполняет позвоночник в связи с таким строением? (письменно ответ на
вопрос)
Рис. 2. Строение позвоночника.
4. Используя рисунок позвонков (рис. 3), изучите их строение. Руководствуясь рисунком «Строение позвонков», найдите в отдельном позвонке тело и отростки. Какая имеется связь между строением позвонков из разных отделов позвоночника и выполняемыми ими функциями? (письменно ответы на вопросы).
Рис. 3. Строение позвонков.
5. Выясните, с какими позвонками соединены ребра (рис 4). Подсчитайте количество пар ребер.
В скелет человека входит______ пар ребер, которые связаны с ______позвонками.
Найдите грудину, с которой связаны ребра, образующие грудную клетку. Опишите форму грудной клетки. Чем грудная клетка человека отличается от грудной клетки млекопитающих животных? Какие органы расположены в грудной клетке? Каковы ее функции? (письменно ответ на вопрос)
Рис. 4. Строение грудной клетки.
6. Рассмотрите строение скелетов поясов и свободных конечностей (воспользуйтесь атласом по анатомии человека). Какие кости их образуют? Каковы особенности строения скелетов конечностей в связи с трудовой деятельностью и прямохождением?
Скелет пояса верхних конечностей образуют кости:___________
Скелет свободных верхних конечностей представлен:__________
Скелет пояса нижних конечностей состоит из:________________
Скелет свободных нижних конечностей образован:____________
7. Сделайте общий вывод об особенностях скелета человека, отличающих его от скелета млекопитающих животных. О чем говорит сходство скелета человека и млекопитающих животных? Сделайте вывод.