Проектирование элемента цифровой образовательной среды с использованием дистанционных образовательных технологий

Традиционное обучение средних профессиональных учреждений постоянно совершенствуется, а с цифровизацией образования переход в дистанционный формат, который позволяет увеличить спрос на образовательные услуги и позволяет повысить квалификацию, находясь дома. В свою очередь компьютерные технологии дают возможность создать высокоэффективную среду обучения в образовании [99].

Проведённое маркетинговое исследование ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» позволяет перейти к проектированию элемента цифровой образовательной среды с использованием дистанционных образовательных технологий – дистанционного курса повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности».

По мнению исследователей В.В. Васюкевича [20], В.П. Демкина и Г.В. Можевой [30; 31] основным средством обучения на базе системы дистанционного обучения являются электронные образовательные ресурсы, которые реализуются в виде электронного учебно-методического комплекса дисциплины.

Под электронным учебно-методическим комплексом дисциплины следует понимать совокупность электронных материалов, которые отобраны и приведены в соответствие с рабочей программой, и которые функционируют на базе системы дистанционного обучения [29; 35; 41; 44].

При проектировании дистанционного курса необходимо учитывать требования к электронным образовательным ресурсам. К ним относятся педагогические, технические, эргономические, эстетические и требования к оформлению документации [82].

Процесс разработки электронного учебно-методического комплекса включает в себя следующие этапы: проектирование, формирование контента, техническое исполнение, тестирование, информационная и коммуникационная среда колледжа [23; 30; 31; 51; 63; 83; 95; 100].

На этапе проектирования целесообразно формировать модульную структуру учебно-методических материалов (изложение содержания материала небольшими структурными частями). Такой принцип позволяет избежать избыточности материалов в компонентах и дает возможность выбирать траекторию обучения [94].

На рисунке 29 приведена организационная структура электронного учебно-методического курса повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» на базе системы дистанционного обучения, которая включает в себя информационный, содержательно-методический и контролирующий блоки.

Рисунок 29 – Структура электронного учебно-методического курса повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» на базе системы дистанционного обучения

Первый блок носит информативный характер, включая в себя общие данные по курсу: рабочая программа, график проведения учебных дисциплин, список литературы, глоссарий и др. 

Содержательно методический блок включает в себя модули. Каждый модуль – это учебная дисциплина. В соответствии с разработанным учебным планом программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» с применением дистанционных образовательных технологий и заочной формы обучения, представленном в таблице 7, данный блок включает в себя четырнадцать модулей. Каждый модуль состоит из следующих обязательных компонентов: цель модуля, лекции с представлением визуальной информации, практические работы с примерами выполнения заданий, лабораторные работы (семинарские занятия), задания для самостоятельной работы, вопросы и упражнения для самоконтроля, методические рекомендации по изучению дисциплины.

Таблица 7 – Учебный план программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» с применением дистанционных образовательных технологий и заочной формы обучения

№ п/п

Наименование дисциплин

Общая трудоемкость (ч)

По учебному плану (ч)

Самостоятельная работа (ч)

Форма контроля

 
Лекции Практические занятия  
  1. Общепрофессиональные дисциплины
1 Трудовое право. 24 12 4 8 зачет  
2 Налоговое право. 24 12 4 8 зачет  
3 Предпринимательское право. 24 12 4 8 зачет  
4 Основы маркетинга и постановка системы продаж. 24 12 4 8 зачет  
5 Основы менеджмента в малом бизнесе. 16 8 2 6 зачет  
6 Бухгалтерский и налоговый учет малого и среднего бизнеса. 24 12 4 8 зачет  
  1. Специальные дисциплины
7 Бизнес-планирование. 20 8 4 8 зачет  
8 Управление финансами предприятий малого и среднего бизнеса, угроза банкротства. 20 8 4 8 зачет  
9 Управление трудовыми ресурсами. 20 8 4 8 зачет  
10 Информационные технологии в предпринимательстве. 20 10 4 6 зачет  
11 Коррупционные риски в предпринимательстве, правовые основы противодействия коррупции. 20 10 2 8 зачет  
12 Деловые коммуникации. 20 6 4 10 зачет  
13 Лидерство как предпосылка к успешному бизнесу. 16 6 2 8 зачет  
14 Культура деловой этики и имидж. 20 8 2 10 зачет  

Итоговая аттестация

8     8 зачет  

ИТОГО

300 132 48 120    

Заключительный модуль называется контролирующим блоком полученных компетенций, который может включать тестирование по дисциплинам, итоговый экзаменационное тестирование, разработку и выполнение курсовых работ и проектов. Данный блок ориентирован на проверку хода и результатов теоретического и практического усвоения учебного материала (итоговый и промежуточный контроль), а также на коррекцию полученных знаний обучающихся.

Каждый преподаватель при наполнении своего курса должен руководствоваться общими правилами. В приложении Г представлен внутренний стандарт по разработке авторских электронных учебно-методических курсов, который позволит грамотно выстроить и оформить материал. 

На этапе формирования контента каждый преподаватель готовит учебный материал в электронном виде с помощью глобальной сети Интернет, оцифровки материалов из книг или самостоятельном создании различных объектов (тексты, рисунки, схемы, видеофрагменты, звуки) с помощью доступных программ. Учебный материал в электронном виде можно представить в виде текстовой информации, графических объектов (схемы, таблицы, рисунки, диаграммы, формулы и др.), демонстрационных материалов (видеоролики, презентации и др.) или аудиоматериала.

Этап технического исполнения представляет собой осуществление работы курса и лицензирование инструментальных средств, предназначенных для обеспечения его работы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Другими словами, необходимо выбрать систему дистанционного обучения и на ней реализовать дистанционный курс. Наиболее популярными системами дистанционного обучения являются: WebTutor, Доцент, Прометей, eLearпiпg Server, Moodle. Разумеется, использование данных систем подразумевает материальную составляющую. Существуют бесплатные платформы для ведения дистанционных курсов, самой популярной является Google Classroom, которая объединяет полезные сервисы Google, организованные специально для учёбы. Но на данной платформе не предусмотрена вебинарная комната, однако эта проблема решается достаточно просто. Преподаватель может использовать возможности YouTube, Google Hangouts (Google Meet и Google Chat) или Zoom, которые позволяют провести онлайн встречу с обучаемыми.

На этапе тестировании определяется корректная работа курса: соответствие заявленному формату файла, наличие элементов управления, работоспособность всех заявленных связей и переходов. После четырёх этапов готовый к использованию курс размещается в информационная и коммуникационная среда колледжа.

Используя все этапы, изложенные выше, спроектируем работу в ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» курса повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» на базе системы дистанционного обучения Google Classroom.

На официальном сайте необходимо создать новую страницу данного курса, на которой с помощью гипертекста будут представлена основная информация. Данную информацию можно разделить на два блока. Первый блок «Основные сведения» включает нормативные документы, информацию об организации дистанционного обучения, рабочую программу, график проведения учебных дисциплин, список литературы, глоссарий, ссылки на Интернет-ресурсы. Второй блок «Учебные дисциплины» включает наименования всех дисциплин, изучаемых на курсе. Каждое название дисциплины является гипертекстом и позволяет перейти на изучение дисциплины на платформе Google Classroom. Для организации доступа к данным дисциплинам, обучающимся выдается памятка с кодами курса. 

В соответствии с приложением Д создана рабочая программа учебной дисциплины «Культура деловой этики и имидж», которая представлена в приложении Е. Полный поэтапный обзор создания данной дисциплины на платформе Google Classroom представлен в приложении Ж.

Для организации объяснения теоретического материала, семинарских занятий, текущего и итогового контроля в данной дисциплине использовалась форма вебинара с помощью приложения Zoom.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: