Лечебная или оберегающая модель консультирования предполагает осуществление взаимодействия с клиентом в обстановке особого психологического комфорта, постепенное снятие напряжения и коммуникативных трудностей, щадящее педагогическое воздействие, обеспечивающее психотерапевтический эффект, ориентацию на типологические особенности личности консультируемого, его внутренний мир и его "Я-концепцию", а также на специфические черты профессионального поведения.
В русле лечебной модели выдержана содержательная схема кооперативного собеседования. Эта схема интегрирует известные положения психотерапевтического консультирования по К. Роджерсу с теорией педагогического управления. В схеме представлены два блока – психологический (понимание), содержащий элементы эмпатического слушания, открытых вопросов, воспроизведения мыслей, воспроизведения чувств; и педагогический (управление) с элементами структурирования, предъявления позиций консультанта, прояснения роли консультанта В русле лечебной модели выдержана содержательная схема кооперативного собеседования. Эта схема интегрирует известные положения психотерапевтического консультирования по К. Роджерсу с теорией педагогического управления. В схеме представлены два блока – психологический (понимание), содержащий элементы эмпатического слушания, открытых вопросов, воспроизведения мыслей, воспроизведения чувств; и педагогический (управление) с элементами структурирования, предъявления позиций консультанта, прояснения роли консультанта.
|
|
Важным элементом педагогического блока является структурирование: формального и содержательного. структурирования. Формальное структурирование предполагает выделение и соблюдение фаз консультационного взаимодействия, а содержательное – определение ключевых проблем и поиск соответствующих решений.
Фазы процесса консультирования:
1. Описание проблемы.
2. Анализ проблемы.
3. Постановка поведенческих задач.
4. Планирование изменений.
5. Анализ и оценка изменений.
Поиск путей решения проблемы предполагает всесторонне оценивание каждой альтернативы, чтобы сделать осознанный выбор с учетом своих личностных и профессиональных возможностей для реализации предложений консультанта.
Предъявление собственной позиции. Педагог-консультант четко формулирует и аргументирует свое мнение по обсуждаемым вопросам. Прояснение ролевой позиции. Особенностью педагогического консультирования является послеролевая позиция консультанта, который, с одной стороны, выступает как педагог, учитель, наставник, постигший истину и передающий ее другим, а с другой – как модератор, помогающий клиенту самостоятельно найти эту истину. Ролевая позиция консультанта определяется от ожидания клиентов относительно его роли.
|
|
Требования к лечебной модели консультирования 1) создание благоприятного сопутствующего фона для проведения беседы, исключающего наличие внешних помех несанкционированного вмешательства в процесс консультирования, коммуникативных помех, и предполагающего рациональное позиционирование участников беседы, соответствующую расстановку мебели; 2) конструирование доверительных отношений между консультантом и клиентом, основанное на готовности консультанта к открытой и доброжелательной коммуникации; 3) установление кооперативных связей в тандеме "консультант - клиент", разработка совместных стратегий постановки целей и определения действий и их последовательности, обеспечивающих разрешение проблем.
Модель барьерного консультирования. Стержнем рассматриваемой модели является барьер как средство актуализации и концентрации внутренних потенций клиента, аккумуляции его природных сил и энергии, усиление и регулирование его адаптационных возможностей.
Барьерное консультирование рассматривается как вид сопровождения, направленный на создание у клиента такого внутреннего состояния, которое повышает степень его чувствительности к привлекательным для него предметам и явлениям и повышает мотивационную готовность обладать или управлять этими предметами и явлениями путем преодоления естественных или искусственных преград.
Одной из целей барьерного консультирования является поиск необходимых средств, импульсов и стимулов, способных положительно повлиять на развитие у клиента субъектности, т.е. способности осознавать себя активным участником преобразующей деятельности, носителем знаний (в том числе профессиональных), отношений, позволяющих ему самостоятельно определять стратегию собственного личностно и профессионального становления, продуктивно разрешать ситуации затруднения.
Конструирование технологических основ барьерного консультирования исходит из посылки, что эффективность волевых установок клиента возрастает, если он сталкивается с дискомфортными условиями и эмоциями, сопровождающими волевой процесс, постепенно адаптируется к ним и начинает воспринимать их как вполне естественное явление, как своего рода барьер, который должен и может быть преодолен. Исходя из этого в практике группового барьерного консультирования используется эффект лабилизации. Под лабилизацией М.Форверг и Т.Альберг понимают переживание личностью неадекватности привычных форм поведения.
Барьерное консультирование в индивидуальном режиме рекомендуется в двух случаях. Во-первых, при недостаточной развитости субъектности клиента, волевого компонента его личности, неуверенности в своих силах и профессиональных возможностях, отсутствии внутренних и внешних условий для творческой самореализации клиента в личностном и профессиональном плане. Во-вторых, когда необходимы субъективация и опредмечивание реально существующих в ситуации профессионального затруднения клиента препятствий, сопротивлений, помех, способных оказать существенное влияние на процесс его профессиональной деятельности.
В процессе барьерного консультирования вырабатываются дифференцированные стратегии обращения с "очагами" сопротивления и намечается цель – путь продвижения инновационной идеи.
Этапы барьерного консультирования «Преодоление барьера»:
· Диалог с другим “Я” – рефлексия
· Актуализация своего профессионального “Я” – желаемое состояние
· Мобилизация внутренних ресурсов
|
|
· Опредмечивание объективных или создание искусственных барьеров
· Расшатывание профессиональных стереотипов
· Усугубление проблемы лабилизации
· Предъявление проблемы
· Исходное состояние
Инструктирующая модель. В инструктирующей модели педагог-консультант принимает на себя роль автора готового рецепта. Выбор такой роли может объясняться различными причинами: - уверенностью консультанта в необходимости предъявления клиенту готового решения его проблемы с целью оказания ему своевременной и конкретной помощи; - невысокой оценкой консультанта возможностей или способностей клиента анализировать собственную деятельность и осуществлять осознанный поиск возникших проблем; - условиями ограниченного времени, когда отсутствует возможность длительного взаимодействия с клиентом.
Побуждающая модель. В побуждающей модели консультант принимает на себя роль инициатора самостоятельного решения.
Во-первых, собственные предложения и идеи независимо от их продуктивности, реалистичности или обоснованности редко вызывают реакцию отторжения, а процесс их анализа, оценивания, обобщения в конечном счете прокладывает путь к достаточно взвешенному решению.
Во-вторых, в процессе самостоятельного поиска укрепляется вера клиента в возможность оказания реального влияния на ход и характер происходящих событий.
Консультант должен:
· предоставить консультируемому возможность осмыслить свою собственную проблему и, стараться не предлагать готового решения;
· предложить клиенту тот минимум информации, который дает необходимые импульсы для успешного поиска самостоятельного решения;
· помочь неуверенным и ориентированным на неудачу клиентам преодолеть сложившийся стереотип каузальной атрибуции, приписывающий все успехи внешним обстоятельствам, а неудачи – внутренним факторам.
Приложение В