Модели консультирования профессиональной деятельности

Лечебная или оберегающая модель консультирования предполагает осуществление взаимодействия с клиентом в обстановке особого психологического комфорта, постепенное снятие напряжения и коммуникативных трудностей, щадящее педагогическое воздействие, обеспечивающее психотерапевтический эффект, ориентацию на типологические особенности личности консультируемого, его внутренний мир и его "Я-концепцию", а также на специфические черты профессионального поведения.

В русле лечебной модели выдержана содержательная схема кооперативного собеседования. Эта схема интегрирует известные положения психотерапевтического консультирования по К. Роджерсу с теорией педагогического управления. В схеме представлены два блока – психологический (понимание), содержащий элементы эмпатического слушания, открытых вопросов, воспроизведения мыслей, воспроизведения чувств; и педагогический (управление) с элементами структурирования, предъявления позиций консультанта, прояснения роли консультанта В русле лечебной модели выдержана содержательная схема кооперативного собеседования. Эта схема интегрирует известные положения психотерапевтического консультирования по К. Роджерсу с теорией педагогического управления. В схеме представлены два блока – психологический (понимание), содержащий элементы эмпатического слушания, открытых вопросов, воспроизведения мыслей, воспроизведения чувств; и педагогический (управление) с элементами структурирования, предъявления позиций консультанта, прояснения роли консультанта.

Важным элементом педагогического блока является структурирование: формального и содержательного. структурирования. Формальное структурирование предполагает выделение и соблюдение фаз консультационного взаимодействия, а содержательное – определение ключевых проблем и поиск соответствующих решений.

Фазы процесса консультирования:

1. Описание проблемы.

2. Анализ проблемы.

3. Постановка поведенческих задач.

4. Планирование изменений.

5. Анализ и оценка изменений.

Поиск путей решения проблемы предполагает всесторонне оценивание каждой альтернативы, чтобы сделать осознанный выбор с учетом своих личностных и профессиональных возможностей для реализации предложений консультанта.

Предъявление собственной позиции. Педагог-консультант четко формулирует и аргументирует свое мнение по обсуждаемым вопросам. Прояснение ролевой позиции. Особенностью педагогического консультирования является послеролевая позиция консультанта, который, с одной стороны, выступает как педагог, учитель, наставник, постигший истину и передающий ее другим, а с другой – как модератор, помогающий клиенту самостоятельно найти эту истину. Ролевая позиция консультанта определяется от ожидания клиентов относительно его роли.

Требования к лечебной модели консультирования 1) создание благоприятного сопутствующего фона для проведения беседы, исключающего наличие внешних помех несанкционированного вмешательства в процесс консультирования, коммуникативных помех, и предполагающего рациональное позиционирование участников беседы, соответствующую расстановку мебели; 2) конструирование доверительных отношений между консультантом и клиентом, основанное на готовности консультанта к открытой и доброжелательной коммуникации; 3) установление кооперативных связей в тандеме "консультант - клиент", разработка совместных стратегий постановки целей и определения действий и их последовательности, обеспечивающих разрешение проблем.

Модель барьерного консультирования. Стержнем рассматриваемой модели является барьер как средство актуализации и концентрации внутренних потенций клиента, аккумуляции его природных сил и энергии, усиление и регулирование его адаптационных возможностей.

Барьерное консультирование рассматривается как вид сопровождения, направленный на создание у клиента такого внутреннего состояния, которое повышает степень его чувствительности к привлекательным для него предметам и явлениям и повышает мотивационную готовность обладать или управлять этими предметами и явлениями путем преодоления естественных или искусственных преград.

Одной из целей барьерного консультирования является поиск необходимых средств, импульсов и стимулов, способных положительно повлиять на развитие у клиента субъектности, т.е. способности осознавать себя активным участником преобразующей деятельности, носителем знаний (в том числе профессиональных), отношений, позволяющих ему самостоятельно определять стратегию собственного личностно и профессионального становления, продуктивно разрешать ситуации затруднения.

Конструирование технологических основ барьерного консультирования исходит из посылки, что эффективность волевых установок клиента возрастает, если он сталкивается с дискомфортными условиями и эмоциями, сопровождающими волевой процесс, постепенно адаптируется к ним и начинает воспринимать их как вполне естественное явление, как своего рода барьер, который должен и может быть преодолен. Исходя из этого в практике группового барьерного консультирования используется эффект лабилизации. Под лабилизацией М.Форверг и Т.Альберг понимают переживание личностью неадекватности привычных форм поведения.

Барьерное консультирование в индивидуальном режиме рекомендуется в двух случаях. Во-первых, при недостаточной развитости субъектности клиента, волевого компонента его личности, неуверенности в своих силах и профессиональных возможностях, отсутствии внутренних и внешних условий для творческой самореализации клиента в личностном и профессиональном плане. Во-вторых, когда необходимы субъективация и опредмечивание реально существующих в ситуации профессионального затруднения клиента препятствий, сопротивлений, помех, способных оказать существенное влияние на процесс его профессиональной деятельности.

В процессе барьерного консультирования вырабатываются дифференцированные стратегии обращения с "очагами" сопротивления и намечается цель – путь продвижения инновационной идеи.

Этапы барьерного консультирования «Преодоление барьера»:

· Диалог с другим “Я” – рефлексия 

· Актуализация своего профессионального “Я” – желаемое состояние

· Мобилизация внутренних ресурсов

· Опредмечивание объективных или создание искусственных барьеров

· Расшатывание профессиональных стереотипов

· Усугубление проблемы лабилизации

· Предъявление проблемы

· Исходное состояние

Инструктирующая модель. В инструктирующей модели педагог-консультант принимает на себя роль автора готового рецепта. Выбор такой роли может объясняться различными причинами: - уверенностью консультанта в необходимости предъявления клиенту готового решения его проблемы с целью оказания ему своевременной и конкретной помощи; - невысокой оценкой консультанта возможностей или способностей клиента анализировать собственную деятельность и осуществлять осознанный поиск возникших проблем; - условиями ограниченного времени, когда отсутствует возможность длительного взаимодействия с клиентом.

Побуждающая модель. В побуждающей модели консультант принимает на себя роль инициатора самостоятельного решения.

Во-первых, собственные предложения и идеи независимо от их продуктивности, реалистичности или обоснованности редко вызывают реакцию отторжения, а процесс их анализа, оценивания, обобщения в конечном счете прокладывает путь к достаточно взвешенному решению.

Во-вторых, в процессе самостоятельного поиска укрепляется вера клиента в возможность оказания реального влияния на ход и характер происходящих событий.

Консультант должен:

· предоставить консультируемому возможность осмыслить свою собственную проблему и, стараться не предлагать готового решения;

· предложить клиенту тот минимум информации, который дает необходимые импульсы для успешного поиска самостоятельного решения;

· помочь неуверенным и ориентированным на неудачу клиентам преодолеть сложившийся стереотип каузальной атрибуции, приписывающий все успехи внешним обстоятельствам, а неудачи – внутренним факторам.


 


Приложение В


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: