Сопоставьте роли и статусы

1Дочь А предписанные
2Женщина Б достигаемые
3Врач  
4Президент  
5Русская (национальность)  
6Кандидат в мастера спорта  
7лауреат  
8мужчина  

20. Приведите три примера ролевых конфликтов.



ТЕМА 18. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЕГО ФОРМЫ, ПРОЯВЛЕНИЯ.

 

 

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ

Понятие отклоняющегося поведения.

2. Виды:

· девиантное

· делинквентное

 

Причины девиантного поведения

–влияние общества

–биопсихические личные особенности

- наследственность

- отдельные негативные явления(революция, войны)

 

4. Типы девиантного поведения

 

инновация
ритуализм
ретритизм
Бунт, мятеж

5. Проявления позитивного девиантного поведения:

- рекламная акция

- флешмоб

- новые стили в искусстве

Проявления негативного девиантного поведения

- вызывающее поведение в общественном транспорте

- вызывающее поведение в церкви

1. Выберите вер­ные суж­де­ния об от­кло­ня­ю­щем­ся по­ве­де­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Нервно-психические за­бо­ле­ва­ния человека, за­держ­ка его пси­хи­че­ско­го и фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия яв­ля­ют­ся одной из при­чин от­кло­ня­ю­ще­го­ся поведения.

2) Примером по­зи­тив­но­го от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния яв­ля­ет­ся за­ня­тие благотворительностью.

3) Снижение уров­ня эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия не свя­за­но с уве­ли­че­ни­ем числа лиц с от­кло­ня­ю­щим­ся поведением.

4) Распад су­ще­ству­ю­щей си­сте­мы со­ци­аль­ных цен­но­стей и норм, ре­гу­ли­ру­ю­щих жиз­не­де­я­тель­ность людей, вы­зы­ва­ет де­ви­ант­ное поведение.

5) Основными фор­ма­ми де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния являются: пьянство, наркомания, преступность.

 

 

2. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «девиантное поведение».

 

1) правонарушение

2) отклонение

3) социальный статус

4) проступок

5) мобильность

6) преступление

 

 

3 Верны ли следующие суждения о девиантном поведении?

 

А. Девиантное поведение всегда содержит определенный вызов обществу, устоявшейся в нем системе отношений.

Б. Позитивная девиация может быть связана с особой одаренностью, талантом личности, нетривиальностью самореализации.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

 

4. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример

 

1) адаптивного поведения

2) конформистского поведения

3) делинквентного поведения

4) девиантного поведения

 

 

5. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Отклоняющееся поведение—это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.

2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.

3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.

4) Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение общепринятых норм.

5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида.

 

 

6.Установите со­от­вет­ствие между ви­да­ми отклоняющегося по­ве­де­ния и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми примерами: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

 

ПРИМЕРЫ         A) мо­ло­дой человек со­би­ра­ет коллекцию ста­рин­ных дверных замков, в его кол­лек­ции уже более 300 экземпляров   Б) пред­при­ни­ма­тель Н. от­крыл в своём род­ном городе музей кре­стьян­ских промыслов, в ко­то­ром в сво­бод­ное от биз­не­са время про­во­дит экскурсии для посетителей   B) фут­боль­ный болельщик во время матча вы­стре­лом петарды нанёс трав­му вратарю команды-соперника   Г) граж­да­не Н. и П., от­ме­чая уход в отпуск, зло­упо­тре­би­ли алкоголем и устро­и­ли драку на своём ра­бо­чем месте   Д) 12-летняя М. вы­иг­ра­ла международный кон­курс исполнителей оперы и на­ча­ла выступать в мест­ном театре   Е) 16-летнего граж­да­ни­на П. после по­бе­ды на меж­ду­на­род­ной олимпиаде по ма­те­ма­ти­ке зачислили на механико-математический фа­куль­тет МГУ   ВИДЫ ОТ­КЛО­НЯ­Ю­ЩЕ­ГО­СЯ ПО­ВЕ­ДЕ­НИЯ            1) позитивное   2) негативное  

 

7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об от­кло­ня­ю­щем­ся по­ве­де­нии человека?

 

А. Со­че­та­ние за­вы­шен­ных по­треб­но­стей с на­ли­чи­ем воз­мож­но­стей на­ру­шать дей­ству­ю­щее за­ко­но­да­тель­ство может вы­сту­пать в ка­че­стве ис­точ­ни­ка пре­ступ­но­го поведения.

 

Б. Кри­те­рии де­ви­ант­но­сти не­ред­ко ме­ня­ют­ся на про­тя­же­нии вре­ме­ни даже в рам­ках одной и той же культуры.

 

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

 

Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

 

1) Отклоняющееся поведение индивида всегда связано с нарушением нравственных норм.

2) Отклоняющееся поведение индивида может быть вызвано его социальным окружением.

3) Отклоняющееся поведение индивида может иметь как негативный, так и позитивный характер.

4) Отклоняющееся поведение проявляется только у индивидов и не свойственно социальным группам.

5) Отклоняющееся поведение влечёт определённые социальные санкции.

 

Житель Новосибирска коллекционирует копеечные монеты. Он собрал более 3 тысяч монет. Какое поведение иллюстрирует этот пример?

 

1) конструктивное

2) негативное отклоняющееся

3) противоправное

4) позитивное отклоняющееся


 


ТЕМА 19. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ.

 

Определение

Субъекты конфликта

  • Свидетели
  • Посредники
  • Пособники
  • Подстрекатели

Предмет конфликта

Причины конфликта

Повод к конфликту

Виды соц. Конфликтов

  • По длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся
  • По объему –глобальные, национальные, локальные, региональные, групповые, личные
  • По источнику возникновения – объективные, субъективные, ложные
  • По используемым средствам – насильственные, ненасильственные
  • По форме – внутренние, внешние
  • По влиянию на ход развития общества – прогрессивные и регрессивные
  1. Способы решения социальных конфликтов
  • Компромисс
  • консенсус
  • Переговоры
  • сотрудничество
  • Посредничество
  • Арбитраж
  • Применение силы

8.

 

 

 

  1. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «социальный конфликт»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два предложения: одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о видах со­ци­аль­но­го конфликта, и одно пред­ло­же­ние о при­чи­нах со­ци­аль­но­го конфликта.
  2. К юби­лею фирмы со­труд­ни­кам вы­пи­са­ли премии. Некто А. узнал, что по­лу­чил меньше, чем другие. Он всту­пил в спор с начальником. Отметим, что в этом учре­жде­нии ре­ше­ния ру­ко­вод­ства о пре­ми­ро­ва­нии со­труд­ни­ков не­ред­ко вы­зы­ва­ли недовольство.

Определите по сфере про­яв­ле­ния вид этого конфликта. На­зо­ви­те любые два условия, при ко­то­рых кон­флик­та можно было избежать. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские знания, пред­ло­жи­те один спо­соб раз­ре­ше­ния конфликта, про­ком­мен­ти­ро­вав его.

 

  1. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три причины возникновения социальных конфликтов.
  2. Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Противоречия между субъектами конфликта могут существовать довольно длительный период времени и всегда перерастают в конфликт.

2) Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия.

3) Форма столкновений – насильственная или ненасильственная – зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта.

4) Причиной конфликта всегда является спор по поводу материальных ресурсов.

5) По учёту содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют внутренние и внешние конфликты.

Одним из наиболее сложных и болезненных для человека конфликтов является конфликт между личными нравственными принципами и требованиями социальной роли. Среди приведенных примеров определите подобный личностно-ролевой конфликт.

 

1) Учительница проверила контрольные работы класса и выставила всего две «двойки»

2) Профессор прочитал лекцию студентам, рассказав по ходу лекции забавный случай из своей жизни

3) Офицер получил от вышестоящего командования приказ, с которым не согласен.

4) Врач порекомендовал своему пациенту помимо традиционных лекарств попить отвары целебных трав.

6.Во время научной дискуссии прозвучало мнение о том, что внутриличностный конфликт служит источником развития личности, её совершенствования. Согласны ли Вы с приведённым мнением? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента в обоснование своей позиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: