Вспаханное поле. 1923—1924 гг

Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк.

Хоан Миро.

Каталонский пейзаж. Охотник. 1923—1924 гг. Музей современного искусства, Нью-Йорк.

К 1924 г. — тогда художник рабо­тал в Париже — в творчестве Миро произошла существенная переме­на. Он страстно увлёкся живопис­ным автоматизмом. Два полотна 1923—1924 гг., которые Миро при­вёз в Париж из испанской провин­ции (из местечка Монтройч, где он часто проводил время в детстве и куда на протяжении всей жизни ез­дил отдыхать и работать), ознамено­вали собой начало нового этапа. Первая из этих картин — «Вспахан­ное поле» — ещё населена узнава­емыми «персонажами»: улитка, рыб­ка, кролик, дерево с наростом-ухом на стволе и кроной-глазком. А вот в полотне «Каталонский пейзаж. Охотник» язык Миро обретает чер­ты тайнописи. Пространство поде­лено волнистой границей по гори­зонтали лишь на две цветовые зоны, в которых «плавают» разноцветные и разновеликие геометрические фи­гурки, вспыхивают язычки пламени. Тончайшими нитями ассоциаций и намёков объединяются геометри­ческие фигуры, магические знаки и символы человеческой культуры: лестница, связующая небо и землю, солнце и луна как противостояние мужского и женского начал. В этот «хор» вливается слово.

Буквы, слова, надписи прочно вошли в живописный словарь Ми­ро. Подчас прихотливо бегущие, кудрявые строчки становились, наряду с линией, основным вырази­тельным средством, как в картинах-поэмах 1925 г. «Ах, это один из тех, кто всё это сделал», «Звёзды и улит­ка». Такие пристрастия иногда при­писывают дружбе Миро со многи­ми поэтами.

Миро был официально принят в группу сюрреалистов в 1924 г. С 1925 г. ежегодно и уже с неизмен­ным успехом проходили его персо­нальные выставки, но и в совмест­ных мероприятиях сюрреалистов Миро участвовал охотно. В его кар­тинах появлялись странные формы, похожие на амёбы, которые витали в пустом пространстве, двоились, менялись, растворялись...

Поездки в Монтройч в 1926 — 1927 гг. привнесли новую ноту в жи­вопись Миро. Картины стали менее загадочны, в их наивности обнару­жился тонкий лиризм. Так, в «Собаке, лающей на луну» (1926 г.) художник решительно проводит неровную границу между коричневой землёй и чёрным ночным небом, на кото­ром висит прелестная белая луна. Её-то и пытается «достать» собака. И как воплощение мечты — с земли на небо устремилась цветная ле­сенка-трап.

Ещё одно путешествие, на этот раз в Голландию. Посещение её му­зеев одарило Миро новой темой — в своей яркой, упрощённой, линеар­ной манере он создал несколько

Хоан Миро.

Собака, лающая на луну. 1926 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: