Русов Николай Николаевич 126 9 страница

Реабилитирован по делу «Ордена Света» определением судебной коллегии по уголовным делам ВС РСФСР от 02.09.1975 г.

ПОКАЗАНИЯ КОРОЛЬКОВА П.Е. 22.09.30 г.

Познакомился с Алексеем Александровичем СОЛОНОВИЧЕМ в ГАХНе. Он был среди публики. Бывал у него на лекциях-докладах в подвале Кропоткинского музея несколько раз. Лекции носили характер популяризации анархических учений Кропоткина и Бакунина с туманным оттенком мистических учений. Там встречались знакомые — НИКИТИН Леонид Александрович, САМАРСКАЯ. Бывал на вечерах литературных у Л.А. НИКИТИНА, где встречался с его сестрой Ниной Александровной НИКИТИНОЙ, с Еленой Георгиевной АДАМОВОЙ, с Ириной ПОКРОВСКОЙ, Юрием Александровичем ЗАВАДСКИМ. У НИКИТИНЫХ слышал фамилию УЙТТЕНХОВЕН. С Константином Ивановичем ЛЕОНТЬЕВЫМ и Владимиром Федоровичем ШИШКО знаком по ГАХНу. С АДАМОВОЙ познакомился в Институте Слова, также с ИВАКИНСКОЙ — первая была на отделении художественного рассказывания, вторая на декламационном отделении. С Евгением Николаевичем СМИРНОВЫМ и Александром Сергеевичем ПОЛЕМ познакомился там же, они были на ораторском отделении. С Николаем Васильевичем ВОДОВОЗОВЫМ также в Институте Слова на литературном отделении, где был и сам. О ЛАНГЕ слышал, что он делал доклад в Кропоткинском музее, сам я на этом докладе не был. С ЛЮБИЦ- КИМ встречался в Кропоткинском музее и в ГАХНе. С ЛЮБИМОВОЙ служил в КУТВе четыре с половиной года в библиотеке, сначала в фундаментальной библиотеке, потом в общей. Со СМЫШЛЯЕВЫМ, БЛАГОНРАВОВЫМ и ДЕЙКУН встречался раз или два у НИКИТИНЫХ. Как часто бывали «сборища», это я точно сказать не могу, потому что не знаю, я же бывал в месяц несколько раз, два или три. Происходили они по пятницам и по воскресеньям. Доклады читались по вопросам искусства и литературы, о Врубеле, о Сезанне, о древнем Египте и о заграничных новых работах по искусству. Рассказывались восточные сказки. При мне делал доклад Л.А. НИКИТИН. Кто рассказывал сказки, имя не припомню. Стихи при мне не читали. Вечера эти имели литературно-искусствоведческо-мистический оттенок. Мировоззрение ряда людей, там бывших, грубо обобщая, можно назвать идеалистическим и туманным мистицизмом. После одной из лекций был у А.А. СОЛОНОВИ- ЧА на дому, беседовал на интересовавшие меня вопросы бакунинских идей.

Дать какие-либо показания об Ордене — отказываюсь, потому что не нахожу нужным отвечать на этот вопрос.                                                                                     П.Корольков

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 4, л. 227]

ПОКАЗАНИЯ КОРОЛЬКОВА П.Е. 24.10.30 г.

По убеждениям я являюсь анархистом-мистиком. К советской власти отношусь как к каждой власти, порабощающей человеческую психику, физически же сов- власть приемлю, как власть, которая в данный момент является единственной для русских.

Свои взгляды широкой терпимости, основанной на глубочайшем уважении к человеческой личности, пытался провести в жизнь — своей собственной жизнью на деле. Чувство взаимопомощи и все вышеупомянутое — старался показать в своей личной жизни.

По поводу журнала, названия сейчас не помню, который изъят у меня при обыске, — говорю: получал я его от лица, которого я не назову, об его организации ничего не знаю.

Автора найденных у меня художественных произведений в форме легенд не знаю, т.к. эти художественные произведения были мне переданы через несколько рук, как образец художественно-литературного творчества.

Орден понимаю как образ символический, существовавший и существующий в веках, и, конечно, о физическом моем знании его не может быть и разговора.

П.Корольков

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 4, л. 228]

ПОКАЗАНИЯ КОРОЛЬКОВА П.Е. 03.01.31 г.

Показания по поводу моего участия в «Ордене Света». В 1925 г. был посвящен в рыцари. Кем — не помню, кажется, у СМИРНОВА, 1-й степенью мое участие окончилось. Цели, как я слышал, были нравственно-этические (развитие человеческой сущности). В этом же году все распалось. Дальнейшие события личной жизни сумели все изгладить из памяти. Как мне помнится — все распалось из-за яркого несоответствия всего «того» с окружающей действительностью. Больше по этому вопросу прибавить не могу, т.к. не помню.

Написано собственноручно.                                                     П.Корольков

[Другой рукой:] По поводу моего участия в организации орденской библиотеки показания давать отказываюсь; никакой переплетной мастерской я не организовывал и участия в организации таковой не принимал. Правда, разговоры по этому вопросу у меня со знакомыми были и сводились они к тому, что сначала нужно самому научиться переплетному мастерству, что я и пытался сделать. Ходил я несколько раз в неделю к кустарю, фамилии не помню, где-то в одном из переулков на Поварской улице, но вскоре я понял, что дело это не по моим рукам, и я отказался от мысли организации переплетной мастерской. Цель организации переплетной мастерской у меня была, чтобы переплести свои книги и затем заниматься переплетным делом как ремеслом, подняв его на художественную ступень.

По поводу общества «Братство Милосердия» я ничего не знаю. В отношении руководства кружка могу сказать, что в 1925 г. у меня собиралось двое-трое молодых людей (двое мужчин, одна женщина, точно не помню) и беседовали на литературные темы. Больше ни о каких кружках понятия не имею. От подписи показаний отказываюсь.

Дежурный 4-й смены                                                                        Осадчий

[Рукою Королькова:] Беру свои слова обратно, потому что хотел кончить показания фразой, которую тов. следователь не написал и особого значения которой я не придаю.         П.Корольков

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 4, л. 232]

ЛАДЫЖЕНСКИЙ Николай Алексеевич

(1884 — после 1960)

Ладыженский Николай Алексеевич был арестован 08.08.30 г. в Сочи одновременно с Н.И. Проферансовым и первоначально проходил подследственным по «сочинскому делу»[19]. Его близкое знакомство с Н.К. Богомоловым, Н.К.Проферансо- вым, А.А.Карелиным и А.А.Солоновичем, а также подробные показания о том, что ему было известно в отношении Ордена тамплиеров в надежде на обещанное безусловное освобождение, о чем свидетельствует приобщенное к делу его письмо от

15.08.30 г. к брату, стали причиной перевода Ладыженского вместе с Проферансовым в Москву, в распоряжение СО ОГПУ 21.09.30 г. вместе с копиями протоколов предшествующих показаний от 11, 14, 27 августа, включая очную ставку с Н.И.Про- ферансовым 27.08.30 г., а также от 11.09.30 г. и копию «Нечто к истории Т.» Вместе с ними в Москву были отправлены подлинники показаний Ладыженского 16 и 20 сентября 1930 г., судя по датам, полученные от него еще в Новороссийске, однако отсутствующие в материалах «сочинского дела».

Поскольку подробная биографическая справка о Н.А.Ладыженском вместе в полными текстами его показаний представлена в материалах «Сочинского дела», здесь (за исключением показаний Ладыженского от 16 и 20.09.30 г.) воспроизведены его показания только московского периода следствия.

Реабилитирован определением судебной коллегии по уголовным делам ВС РСФСР от 02.09.1975 г.

В 1928 или 1929 гг., когда БОРМОТОВ был в Москве на Спартакиаде, он был у БОГОМОЛОВА и тогда там познакомился с Н.И. ПРОФЕРАНСОВЫМ.

Прочитал, записано с моих слов.                                            Ладыженский

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 5, л. 242]

ПОКАЗАНИЯ ЛАДЫЖЕНСКОГО Н.А. 20.09.30 г.

По вопросу о моем знакомстве с Николаем Ивановичем ПРОФЕРАНСОВЫМ:

Познакомился я с Н.И. ПРОФЕРАНСОВЫМ в 1930 г. в мае месяце. Н.К. БОГОМОЛОВ на мои вопросы о том, как получить духовные знания в практическом применении к познанию внутреннего человека, сказал: «Я познакомлю тебя с одним из наших, Николаем Ивановичем, он научный большой работник, имеет свои труды по психизму (по духовным вопросам), он даст тебе возможность понять и ответит на те вопросы, которые тебя волнуют». После этого он познакомил меня с Н.И. ПРОФЕРАНСОВЫМ и я с ним имел беседу примерно такого содержания: я спросил, как получить мне знание внутреннего человека и как развить в себе эти способности, т.е. я просил практических указаний развития психических способностей человека. Он ответил: «Такими познаниями мы не обладаем, в настоящий момент идет совершенно другое идеологическое течение, с помощью которого мы стараемся перевоспитать человека на принципах первоначального христианства. Ты же просишь чуда, а у нас чудес нет». С этим я ушел от Н.И. ПРОФЕРАНСОВА. На второй день я получил от него письмо к ЧАГА Я.Т.                                                                                         Ладыженский

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 5, л. 243]

ПОКАЗАНИЯ ЛАДЫЖЕНСКОГО Н.А. 29.09.30 г.

В 1926 г. с БОГОМОЛОВЫМ я встретился в Москве на его квартире в районе Армянского переулка, квартиру знал из переписки. В этот же раз я был посвящен БОГОМОЛОВЫМ в рыцари Ордена тамплиеров. В 1919 г. я приезжал по делам службы в Москву, остановился у БОГОМОЛОВА на Б[ольшом] Гнездниковском пер. в доме «Крыша». В один из свободных вечеров БОГОМОЛОВ предложил мне пойти с ним к профессору КАРЕЛИНУ, которого он собирался навестить уже несколько дней ввиду его болезни, при этом сказал: «Тебе стоит познакомиться, т.к. проф. КАРЕЛИН большая величина — анархист». По приходе у КАРЕЛИНА были двое мужчин, один из них СОЛОНОВИЧ, а другого совершенно не знаю. Сперва КАРЕЛИН говорил о каких-то личных делах по изданию произведений или что-то в этом роде, а затем разговор перешел на общую тему, где между прочим проф. КАРЕЛИН говорил о том, что современное положение являлось весьма неясным и выражало собою упадки нравов, аморализм и т.п. и что в это время необходимо как-то следует поднять сознание человека и перестроить свою работу.

В 1930 г. я встретился с СОЛОНОВИЧЕМ на его квартире, Полуэктов переулок 4, вместе с Н.К.БОГОМОЛОВЫМ, который и устроил мне свидание. Тема разговора была исключительно обращена на то, каким образом возможно получить знания внутреннего человека и какие существуют на этот счет приемы. СОЛОНОВИЧ указал на произведение Штейнера «Путь к посвящению» и др. и больше ничего не мог объяснить.

С ПРОФЕРАНСОВЫМ познакомил меня БОГОМОЛОВ Н.К., который также сказал, что он человек весьма сведущий, может объяснить вопросы, которые меня интересуют. Встретились с ПРОФЕРАНСОВЫМ, куда привел меня БОГОМОЛОВ, на квартире ПРОФЕРАНСОВА в районе Хлебного переулка. Разговор был тот же самый, что и у СОЛОНОВИЧА, причем ПРОФЕРАНСОВ также стал объяснять пути познания по сочинениям Штейнера и больше объяснить ничего не мог. Все данные мною показания могу подтвердить при очной ставке.    Ладыженский

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 5, л. 247-247об]

ПОКАЗАНИЯ ЛАДЫЖЕНСКОГО Н.А. 31.01.31 г.

При переводе меня из Кладовки в Пересыльную № 4 я встретился с тов. СОЛО- НОВИЧЕМ, ПРОФЕРАНСОВЫМ, БОГОМОЛОВЫМ, БРЕНЕВЫМ, КОРНИЛОВЫМ и АНОСОВЫМ. БРЕНЕВА, КОРНИЛОВА и АНОСОВА я раньше никогда не видел и не был с ними знаком. Относительно моего разговора о дальнейшем разоблачении интересующей меня организации тамплиеров я получил следующие данные:

СОЛОНОВИЧ — так наз[ываемые] оккультные науки не изучал. Об Ордене ничего не сказал. А когда я спросил, существует ли таковой, он сказал: «Существует, может быть, где-нибудь». Я указал, что устав о «кружках» составлен совершенно неграмотно с точки зрения так наз[ываемых] «оккультных наук», на что СОЛОНОВИЧ сказал, что так сделал БОГОМОЛОВ. ПРОФЕРАНСОВ — тоже не изучал оккультные науки, но интересовался первоначальными течениями первых веков в христианстве и на основе этого и мыслит свое внутреннее направление. На вопрос мой, есть ли физическая организация Ордена у нас, он не сказал что-либо определенное, а высказал мысль в том смысле, что люди теперь чувствуют особое настроение и такие мысли как будто носятся в воздухе. БОГОМОЛОВ — мне ничего не сказал, держался все время в стороне, но возмущался, что я следователю сказал о том, что он меня посвящал с «тряпочкой» и обещал мне сделать чистосердечное признание, но так и не сделал.

Из общего разговора с этими лицами я вынес полное убеждение, что вся организация Ордена тамплиеров является делом рук этих лиц и никакого существенного значения не имеет. Организация понадобилась как средство для проповеди анархизма среди масс.         Ладыженский

Относительно т. НИКИТИНА, то последний, сообщая мне в последние дни моего сидения в Кладовке, сказал, что ПРОФЕРАНСОВ получил пять лет лагерей, а относительно других ничего не узнал, и добавил, что дело о нашей организации, по- видимому, уже рассмотрено. Когда я спросил, откуда он знает, он мне сказал: «не все ли вам равно», и этим весь разговор и кончился.                                                                                                              Ладыженский

ПРОФЕРАНСОВ также говорил, что я не должен был рассказывать об «этом» обществе, т.к. не подлежало оглашению. Я на это сказал, что со мною поступили обманом, шантажировали, поэтому мне не было смысла что-либо скрывать.

Ладыженский

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 5, л. 248-249]

ЛЕОНТЬЕВ Константин Иванович

(1889 — после 1960)

Леонтьев Константин Иванович родился в мае 1889 г. в г. Владиславе Варшавской губернии. В 1916 г. окончил Петроградский университет, был мобилизован, находился на фронте под Якобштадтом. В феврале-марте по делам службы приезжал в Петроград, развозил оружие восставшим, нес караульную службу в Таврическом дворце, распространял листовки Совета рабочих и солдатских депутатов, после чего выехал обратно на фронт. В октябре 1917 г. лежал в лазарете в Петрограде. По излечении был командирован в Москву на Школьно-инструкторские курсы, затем в 1918—1921 гг. учительствовал в г. Бахмуте. Окончательно переехал в Москву в 1921 г. С 1922 по 1929 г. работал в Госбанке, с начала 1930 г. перешел экономистом на работу в Гос. акционерное общество «Трансстрой». К моменту ареста был женат на Надежде Алексеевне Леонтьевой, урожденной Шиманович, и проживал по адресу: Москва, ул. Станкевича, д. 11, кв. 17. Из родственников в 1930 г. был жив отец, Иван Михайлович Леонтьев, 1856 г. рожд., инвалид, и сестры — Екатерина

Ивановна Покровская, 1884 г. рожд., учительница, и Софья Ивановна Драницына, 1885 г. рожд.

Леонтьевы были связаны тесной дружбой с В.О.Нилендером, А.А.Солоновичем, Л.А.Никитиным, В.С.Смышляевым, а через них и с широким кругом московской интеллигенции, собиравшейся на заседаниях ГАХНа, в Кропоткинском музее и других подобных местах.

Арестован К.И.Леонтьев был в ночь с 11 на 12 сентября 1930 г. на своей квартире, когда Н.А.Леонтьева находилась на курорте. При обыске были изъяты тетради с записями, адреса, переписка и две «схемы». 25.09.30 г. Леонтьеву было предъявлено стандартное обвинение: участие в контрреволюционной организации, создание подпольных кружков и руководство таковыми. Содержался во время следствия в Бутырской тюрьме. Постановлением Коллегии ОГПУ 13.01.31 г. по делу «Ордена Света» К.И.Леонтьев был приговорен к заключению в концлагерь сроком на три года.

Как явствует из воспоминаний В.Р.Никитиной, К.И.Леонтьев вместе с женой были направлены сначала на строительство Беломорканала, а вскоре переведены на Свирьстрой, откуда К.И.Леонтьев был освобожден 27.11.33 г.[20]

После возвращения в Москву Леонтьевы развелись, по-видимому, сначала de juro, чтобы прописаться, а затем и de facto: Н.А.Леонтьева вышла замуж за В.О.Ни- лендера, а К.И.Леонтьев женился на ее сестре, Евгении Алексеевне Шиманович. Последнее, как и дальнейшая судьба Леонтьева, выясняется из «Жалобы Верховному Прокурору СССР» К.И.Леонтьева от 22.06.40 г., подшитой в архивно-следственное дело «Ордена Света». Вот она.

ВЕРХОВНОМУ ПРОКУРОРУ СССР

приготовленного к этапу и осужденного ОСО ЛЕОНТЬЕВА Константина Ивановича, находящегося в Бутырской тюрьме

ЖАЛОБА

Пока не поздно, прошу Вашего срочного вмешательства и объективного рассмотрения моего дела, законченного после 2-годичного следствия приговором ОСО НКВД от 03.06.40 г., осуждающим меня к 5 годам заключения в лагерях, так как я совершенно не виновен в предъявленном обвинении. Дело мое за № 6808 с обвинением меня в антисоветских разговорах по ст. 58 п. 10 проходило след. стадии. Первоначальное следствие 1938 г., совершив ряд беззаконных действий, принуждая меня при помощи мордобоя и других приемов насилия подписать заранее без моего участия, а не с моих слов составленный в вопросах и ответах протокол допроса от 28.10.38 г., а также под их впечатлением искажающих сущность моих показаний формулировки следователя в других протоколах, было закончено 20.12.38 г. На заседаниях Мосгорсуда от 3 и 11 февраля 1939 г., на которых рассматривалось мое дело, я самим ходом вопросов вынужден был заявить правду об упомянутых обстоятельствах следствия и о признании себя невиновным в предъявленном мне обвинении. Единственные свидетели, предъявленные следствием со стороны обвинения, моя жена и шурин — Евгения и Александр Алексеевич ШИМАНОВИЧИ, заявили об искажении следствием их показаний и установили мою невиновность. Наконец, и 3-й свидетель на суде, гр. ТУПИНГ, один разговор с которым мне инкриминировался, будучи следствием искажен по существу, также вполне реабилитировал меня своими показаниями как на суде, так, очевидно, и письменными, которые предварительным следствием к делу не приложены. Горсуд 20.02.39 г. вынес решение передопросить меня и свидетелей и дело направить в Спецпрокуратуру. 04.04.39 г., не будучи передопрошен, я был извещен Таганской тюрьмой, что дело мое направлено опять в Горсуд. После этого, не дождавшись ни вызова в суд, ни передопроса, я обратился в январе 1940 г. к Верховному прокурору РСФСР за содействием, от которого получил сообщение, что им сделано распоряжение об объективном расследовании моего дела. Только после этого, спустя почти год после решения суда, 27.01.40 г. я и свидетели были передопрошены в присутствии спецпрокурора ГРИГОРКОВА. Но здесь, как и на суде, моя невиновность была подтверждена вторично. Тем не менее в поисках дополнительных материалов обвинения следствие приобщило к моему делу статьи и показания лиц, привлекавшихся в 1930 г. по делу группы анархистов-мистиков, связанных с Музеем Кропоткина, большинство которых мне неизвестно, равно как и размеры деятельности. Мне инкриминировалось участие в одном кружке этой группы, за что я был осужден Тройкой ОГПУ в лагеря на 3 года, хотя мое участие в этом кружке, изучавшем вопросы этики анархизма, относилось только к 1924-25 гг. (давность 5-6 лет) и объяснялось моим чисто теоретическим интересом к этике в разрезе тех требований, которые предъявляет социалистическая культура к человеку как нравственной личности. Подчеркиваю, что вопросы политики анархизма меня не занимали и разговоры о ней при мне не происходили. Я и тогда считал анархизм как социальное учение совершенно утопичным, ненаучным и бессильным разрешать большие социальные проблемы, как это делает марксизм-ленинизм. Я давно, с 1926 г., порвал всякие связи с анархистами; не являясь таковым по своим убеждениям, я не мог нигде и ни с кем высказывать анархических мыслей — ни на службе, ни в ближайшем окружении, ни с гр. ТУПИНГОМ, при содействии которого я по договоренности занимался в последние месяцы перед арестом переводами с иностранных языков статей для «Бюллетеня» Центрплодовощ. Следствие инкриминировало мне хранение нескольких книг в моей библиотеке по анархизму, как хранение контр-рев[олюционной] литературы, и составило акт об их сожжении, не позволив в протоколе допроса перечислить их. Это потому, что они имеются до сих пор в продаже и даже в школьных библиотеках. Это след. книги: проф. Корнилова «Молодые годы М.Бакунина», «Сочинения М.Ба- кунина» и две книги по анархизму — Эльцбахера и Борового. В последней редакции обвинительного заключения, которое было мне зачитано 27.05.40 г., мне был приклеен нелепый ярлык «неразоружившийся анархист», не обоснованный ни одной ссылкой на факты или свидетелей. Хотя в результате 2-годичного пребывания в тюрьме мои силы изрядно истощены, я не теряю все же надежды, что в конце концов правосудие и правда восторжествуют над злой нелепостью, которая, к сожалению, реализовалась в приговоре ОСО от 03.04. с.г. Почему нарушается законный и нормальный путь разрешения моего дела? Если нет в моем деле криминала — а это так, — то освободите меня; если же есть — пусть разрешит вопрос об этом та нормальная инстанция — Горсуд, — куда оно было первоначально направлено.    К. Леонтьев

22.06.40 г.

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 2, л. 43-43об]

Отсюда следует, что в 1938 г. К.И.Леонтьев был снова арестован и приговорен ОСО НКВД 03.04.40 г. к пяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях.

Этот документ не был передан по назначению, и, как следует из приложенной к делу справки, В.К.Леонтьев был освобожден только 26.06.43 г. из ИТЛ Иркутской области, что примерно определяет дату его ареста — 26.06.38 г.

Судя по сохранившимся в архиве В.О.Нилендера письмам К.И.Леонтьева к Н.А.Леонтьевой-Нилендер [РГБ, Рукописный отдел, ф. 83, ед. хр. 5-8], а также по воспоминаниям дальних родственников Леонтьева, после возвращения из заключения он жил в Москве и умер в середине 60-х гг.

Реабилитирован по делу «Ордена Света» определением судебной коллегии по уголовным делам ВС РСФСР от 02.09.1975 г.

ную совесть человека. К соввласти отношусь вполне сочувственно и всемерно поддерживаю ее строительство. Обнаруженные у меня схемы греческого мифа мне не принадлежат, а принесены ко мне моим знакомым, филологом по образованию, НИЛЕНДЕРОМ Владимиром Оттоновичем, служащим в Румянцевской библиотеке. Мне кажется, что схема эта есть попытка связать греческий миф с мифом христианским. Взятые у меня «арканы» написаны рукой моей жены при моем участии. Представляют они из себя выдержки или основные мысли из книг, в которых давались комментарии к картам Таро. Смысл этих карт, выраженный в изображениях, — основные взгляды древнего человека на мир, бытие и вселенную. Изучением этих арканов я занимался вдвоем с женой. Из анархистов я знаю СОЛОНОВИЧА по Музею Кропоткина, слышал фамилии БЕМА и БОГОМОЛОВА. Из Толстовского музея знаю ЧЕРТКОВА, ПОПОВА[21]. ПОЛЬ Александр Сергеевич — знакомый по ГАХНу. По мировоззрению он социалист, но какого течения — не знаю. У меня на квартире он бывал, я у него — тоже.

Я еще исповедую христианские идеи, заключающиеся в той проповеди любви, которая изложена в Евангелии, но не в церковном толковании, а в моем собственном, именно: Церковь истолковывает учение Христа для поддержки власть имущих, а в моем истолковании учение Христа является попыткой построить на земле братство на основах любви и равенства. Пропагандой учения Христа я не занимаюсь и считаю это бесполезным навязывать каждому. Преобразовывать общество считаю идеальным в виде образования свободных анархических коммун, основанных на началах любви. В записной книжке жены 2-46-33 (телефон) принадлежащий, как значится в книжке, ЗАВАДСКОМУ Юрию Александровичу, помещен там для обращения к нему с просьбой предоставить помещение для устройства утра детской гимнастики. Схема, состоящая из кругов с линиями, принадлежит к тексту записок об «арканах».                                                                               Леонтьев

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 5, л. 270-271об]

По своим взглядам я считаю себя анархистом мистического толка, с каковой точки зрения склонен разрешать вопросы мировоззрения.

С 1927 г. наши встречи почти прекратились и мы встречались изредка друг с другом большей частью в ГАХНе. С 1925 г. я посещал лекции, происходившие в столовой им. Л.Н.Толстого и Музее П.А.Кропоткина. В столовой мне приходилось слушать выступления ЧЕРТКОВА, ПОПОВА, ГУСЕВА и др., в Музее Кропоткина — СО- ЛОНОВИЧА, БЕМА, БОРОВОГО. О докладах в Музее Кропоткина впервые узнал по объявлениям, вывешиваемым на стенах Толстовской столовой.

Из выступлений, имевших место в Музее Кропоткина, казались оригинальными, смелыми и охватывающими большой круг вопросов выступления СОЛОНОВИЧА, которые в значительной степени соответствовали моим воззрениям.

НИКИТИНА знал по его выступлениям в ГАХНе с лекциями о Врубеле и книге Воррингера о египетской культуре. Бывая у СМИРНОВА, встречал П.Е.КОРОЛЬ- КОВА и А.С.ПОЛЯ.

Факт существования анархо-мистической организации «Орден Света» не отрицаю.    Леонтьев

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 5, л. 275-275об]

ПОКАЗАНИЯ ЛЕОНТЬЕВА К.И. 15.11.30 г.

Кружок мистико-анархического направления, именуемый «Орденом Света», который существовал, как мне помнится, с декабря 1924 по осень 1925 г., ставил своей задачей ознакомление с этикой мистического анархизма. В основе ее лежала христианская этика, очищенная от примесей церковного догматизма. В образе так наз. «рыцаря» мыслился человек самоотверженный, осуществляющий любовь и добро в жизни. Одним из основных положений этой этики было то, что как в жизни личной, так и общественной — в политике, цель не может оправдывать средства. Это значит, что, как бы ни была высока цель, она не может осуществляться нечистыми средствами, как, например, ложь, насилие над совестью, спекуляция на народной темноте и дурных человеческих инстинктах.

Занятия этого кружка и заключались в том, что во время встреч, которые происходили раз или два раза в месяц, разбирались те или иные вопросы этики, возникавшие при чтении или рассказывании легенд и лекций А.А.СОЛОНОВИЧА.

Именование членов этого кружка «рыцарями» имело чисто символическое значение и связывалось с воспитанием в себе начал христианской этики. Существование степеней объяснялось ростом этического характера. Количество всех степеней мне неизвестно, т.к. за время своего кратковременного пребывания в этом кружке я числился только рыцарем 1-й степени. Так называемой обрядовой стороны здесь не было, по крайней мере мне она почти неизвестна, кроме того, что при слушании чтения садились в круг. Мое посвящение происходило на квартире у Е.Н.СМИРНО- ВА в декабре 1924 г. На этом собрании присутствовали действительно все те лица, т.е. СМИРНОВ Е.Н., ДЕЙКУН, БЛАГОНРАВОВ, СМЫШЛЯЕВ, КОРОЛЬКОВ, ИВАКИНСКАЯ, ПОЛЬ, НИКИТИН и какой-то по имени Феликс[22]. Посвящение производили НИКИТИН и СМЫШЛЯЕВ. Заключалось оно в том, что перед посвящением произносились слова, смысла такого: «Вы, такой-то (имярек), посвящаетесь в рыцари «Ордена Света», и рукой его ударяли по плечу.

Собрания этого кружка, за исключением ПОЛЯ и СМЫШЛЯЕВА, происходили в квартире у СМИРНОВА и у ИВАКИНСКОЙ — иногда один раз, иногда два раза в месяц. Легенды в кружках читал НИКИТИН. Моя жена, Надежда Алексеевна ЛЕОНТЬЕВА, в этом кружке не участвовала и о существовании его не знала. В дальнейшем я ей сообщил только то, что я бывал в кружке, изучающем вопросы этики, не называя его мистико-анархическим кружком.      Леонтьев

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 5, л. 274-274 об]

ЛЕОНТЬЕВА Надежда Алексеевна

(1898 — после 1965)

Леонтьева Надежда Алексеевна, урожд. Шиманович, родилась в 1898 г. в г. Курске в семье банковского служащего. До 1914 г. училась в г. Вильно, затем в Москве, где окончила женскую гимназию Е.Н. Дюлу. В 1918—1919 гг. работала разъездным инструктором Пролеткульта на фабрике в Щелкове; в 1919—1920 гг. — преподавателем гимнастики в 20-й опытно-показательной школе в Москве, затем вела частные группы ритмо-пластической гимнастики, в том числе в Белорусской драматической студии в Москве. Специальность — ритмо-пластическая гимнастика.

Из воспоминаний В.Р.Никитиной известно, что Н.А.Леонтьева принимала деятельное участие в подготовке и демонстрации в Хореологической лаборатории ГАХНа в 1926 и 1928 гг. отдельных хореографических моментов древнеегипетского танца, доклад о котором на основании реконструкции делал В.И.Авдиев[23].

К моменту ареста из родственников была жива ее мать, Софья Александровна Шиманович, сестра, Евгения Алексеевна, служащая Госбанка, братья Александр, 1909 г. рожд., Михаил, аккомпаниатор, и Леонид (1895—1957), работавший на заводе «Келер и Ко».

Н.А.Леонтьева была арестована после ее возвращения с курорта Мацеста 06.10.30 г. в Комендатуре ОГПУ по обвинению в участии в контрреволюционной организации. Содержалась в Бутырской тюрьме, категорически отрицала свое участие в «Ордене Света» и само его существование, несмотря на уличающие показания мужа и других подследственных. Постановлением Коллегии ОГПУ 13.01.31 г. по делу «Ордена Света» приговорена к трем годам концентрационных лагерей (Беломорканал). По воспоминаниям В.Р.Никитиной, вместе со своим мужем находилась сначала на Беломорканале, а затем была переведена в Свирьлаг (Свирьстрой), откуда и освобождена в 1933 г.

По возвращении развелась с К.И.Леонтьевым и вышла замуж за В.О.Ниленде- ра, с которым была дружна на протяжении всех предшествующих лет. Неясно, через кого Леонтьева приходилась двоюродной сестрой Сергею Михайловичу Соловьеву, племяннику философа В.С.Соловьева. Умерла в Москве в конце 60-х или в начале 70-х гг.

Реабилитирована определением судебной коллегии по уголовным делам ВС РСФСР от 02.09.1975 г.

С НИКИТИНЫМ у меня были беседы на темы об искусстве, т.к. я работала над темой «Танец в историческом разрезе». Мы говорили с ним как с художником о греческом, критском, египетском танце. Он ставил «Орестею» во 2-м МХАТе; он знает греческий костюм, кроме того, он перевел работу Воррингера о египетском искусстве.

Политическая принадлежность указанных лиц мне неизвестна. Разговоры на политические темы не вела, разговоры сосредотачивались на темах искусства, литературы, театра. Ни в какой Орден я никогда никем не посвящалась, о «Храме Искусств» ничего не знаю.Н.Леонтьева


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: