Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование урока.
Цель – это то, что должно быть достигнуто к концу урока. Поэтому цель должна быть:
а) четкой ; б) конкретной; в) понятной; г) реальной и достижимой; д) проверяемой/контролируемой; е) соотносимой с типом и содержанием урока; ж) ориентированной на деятельность ученика и конкретный образовательный продукт. | |
Цель надо сформулировать так, чтобы в ней ясно определялся ожидаемый результат определенных действий учащихся, осуществляемых самостоятельно или совместно с учителем;
Цель должна быть сформулирована продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата.
Цель конкретизируется в системе образовательных, развивающих и воспитательных задач, которые являются шагами на пути к достигаемому результату. Согласно требованиям стандарта по каждой дисциплине достигаются предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Они должны определяться применительно к каждому конкретному уроку.
Предметные результаты изучения темы находят отражение в образовательных и развивающих задачах урока.
Личностные результаты обучения связаны с воспитательными задачами. Воспитательные задачи урока планируются как достигаемые личностные результаты учащихся в процессе формирования исторических знаний, умений, духовно-нравственных ценностей и ориентаций.
Метапредметные результаты, связанны с формированием УУД. Они также отражаются в целевом блоке урока.
Таким образом, структура целевого блока урока может быть представлена следующим образом.
Проиллюстрируем ее на примере темы урока «Окончание Смутного времени на Руси».
Цель урока: «Создать условия для усвоения учащимися характерных черт Смуты начала ХVII в. на Руси». Предметные результаты (Образовательные и развивающие задачи). Ученик будет знать и понимать: * Смысл терминов и понятий «Смута», «семибоярщина», «народное ополчение». Земский собор * Направления деятельности «семибоярщины» * Даты формирования двух ополчений, их руководителей, социальный состав, результаты национально-освободительной борьбы * Роль церкви в организации национально-освободительного движения * Дату созыва Земского собора и избрания Михаила Романова на царствование Ученик научится: * Определять понятия «семибоярщина», «народное ополчение», Земский с обор * Характеризовать деятельность «семибоярщины» * Анализировать по типовому плану деятельность первого и второго народного ополчения * Высказывать суждения о роли патриарха Гермогена, К. Минина, Д. Пожарского в организации сопротивления иноземным захватчикам * Объяснять, какое событие и почему можно считать началом конца Смутного времени. Личностные результаты: - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений (периода Смутного времени на Руси), способность к определению своей позиции |
- осознание исторической значимости деятельности первого и второго ополчения в организации сопротивления иноземным захватчикам, избрания Михаила Романова на царствование
- осознание сложности и ответственности исторического выбора в реалиях Смутного времени на Руси в начале ХVII века.
Метапредметные результаты:
Познавательные –
* анализируют факты и ситуации, выделяют существенные черты, устанавливают причинноследственные связи и зависимости между явлениями; * определяют понятия;
* извлекают информацию из разных источников и переводят ее в новые знаковые системы; * делают и обосновывают выводы; определяют и аргументируют личную позицию.
Коммуникативные –
* Излагают суждения, обмениваются мнениями, слушают друг друга
Регулятивные –
* Определяют и формулируют цель изучения материала,
* организуют свою учебную деятельность;
* соотносят свои действия с планируемыми результатами.
Структура плана-конспекта урока:
В соответствие с требованиями, изложенными в Письме МОиН РФ от 29 ноября 2010 г. №03339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников», план - конспект урока истории должен включать нижеследующие компоненты.
Вводная часть:
* школа, класс
* дата и тема урока
* цель и задачи урока (планируемые результаты обучения)
* тип урока
* структура (этапы)
* оборудование (ресурсное оснащение) урока
* методы и формы обучения
* основные понятия
Основная часть:
Этапы урока | Деятельность учителя и организация деятельности учащихся | Примечания |
1. Организационный момент | ||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | ||
3. Актуализация знаний. | ||
4. Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания (по каждому изучаемому вопросу плана урока) | ||
6. Первичное закрепление. | ||
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | ||
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | ||
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) |
2.2.2. Методические рекомендации по подготовке внеклассного мероприятия по истории При подготовке внеклассного мероприятия необходимо придерживаться следующего плана действий:
1. Определите тему мероприятия, учитывая значимость ее воспитательного потенциала для решения стратегических задач в области исторического образования. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, их запросы и интересы. Немаловажно согласовать выбор темы с учителем-предметником и общим планом воспитательной работы образовательной организации.
2. Определите цель, задачи, форму и сроки проведения мероприятия. Внеклассное мероприятие может быть проведено в различных формах: беседа, интеллектуальная познавательная игра, дебаты, инсценировки на исторические темы, встреча с интересными людьми, реальная или виртуальная экскурсия и т.п.
3. Тщательно продумайте и совместно с учащимися класса осуществите подготовительный этап работы: составить сценарий, распределить обязанности по подготовке содержательной и технической части предстоящего дела, обеспечить ресурсное оснащение, при необходимости проведите репетиции или проверку готовности участников к проведению мероприятия.
4. При подготовке деловой познавательной игры учащиеся должны быть заранее ознакомлены с правилами ее проведения и требованиями, предъявляемыми к ее участникам.
5. При проведении мероприятия особое внимание необходимо уделить организационной стороне дела, соблюдению техники безопасности.
6. В завершении мероприятия нужно подвести его итоги, поощрить активных участников. Важно выяснить мнения учащихся относительно проведенного мероприятия, выслушать их пожелания и предложения.
2.3. Третий этап – завершающий, итоговый.
Он охватывает четвертую неделю практики. В эти дни необходимо провести итоговое педагогическое анкетирование среди учащихся закрепленного класса с целью выявления их отношения к учебно-воспитательной деятельности практиканта. Учитель-предметник составляет характеристику деятельности практиканта, которая заверяется подписью представителя администрации школы и печатью образовательного учреждения.
После окончания педагогической практики студенты сдают отчетную документацию групповому руководителю практики и защищают отчет по практике.