Для этого на ГЭС часть генераторов переводят в режим синхронного компенсатора. В этом режиме генератор не несёт активной нагрузки, т.е. турбина его не вращает. Генератор в этом случае вращается от сети как двигатель на холостом ходу, при этом происходит небольшое потребление активной мощности из сети. В этом режиме генератор выдаёт в сеть емкостной ток для компенсации реактивной мощности индуктивного характера, что позволяет повысить cosφ и уменьшить потери мощности в сетях.
Компенсация реактивной мощности в энергосистеме. Синхронный компенсатор.
Синхронные компенсаторы предназначаются для компенсации коэффициента мощности сети и поддержания нормального уровня напряжения в сети и у потребителя.
Синхронный компенсатор имеет такое же устройство, как синхронный генератор. Синхронные компенсаторы лишены приводных двигателей и с точки зрения режима своей работы в сущности являются синхронными двигателями, работающими на холостом ходу.
В перевозбужденном режиме СК выдаёт в сеть емкостную реактивную мощность, а в недовозбужденном индуктивную мощность.
|
|
Реактивная мощность ухудшает показатели работы энергосистемы:
- загрузка реактивными токами генераторов электростанций увеличивает расход топлива;
- увеличиваются потери в сетях и у потребителя;
- увеличивается падение напряжения в сетях.
Реактивная мощность, наряду с активной мощностью, учитывается поставщиком электроэнергии и подлежит оплате по действующим тарифам, поэтому составляет значительную часть счета за электроэнергию.
Основные потребители реактивной мощности - асинхронные электродвигатели, трансформаторы и сети.
Потребление реактивной мощности в процентах.
Так, в трехобмоточном трансформаторе ТДТН-40000/220 при коэффициенте загрузки, равном 0,8, потери реактивной мощности составляют около 12%. На пути от электростанции происходит самое меньшее три трансформации напряжения, и поэтому потери реактивной мощности в трансформаторах и автотрансформаторах достигают больших значений.