Внешние препятствия для интеллектуального, или объективного понимания многочисленны.
Понимание смысла слов другого, его идей, его видения мира всегда и всюду подвергается угрозе из-за множества факторов.
Существует «шум», который создает помехи при передаче информации, порождая недопонимание или непонимание.
Существует многозначность понятий, которые, будучи высказанными в одном смысле, поняты в другом. Так, слово «культура» — настоящий концептуальный хамелеон: оно может означать все то, что должно быть приобретено и усвоено в процессе обучения, а не изначально врождено человеку; оно может означать обычаи, ценности, верования этнической группы или нации; оно может означать все то, что вносят гуманитарные науки, литература, искусство, философия.
Существует незнание обрядов и привычек другого, особенно правил вежливости, что может привести к неумышленному оскорблению другого или к тому, что опозорит тебя в глазах другого.
Существует непонимание обязательных и безапелляционных Ценностей, принятых в другой культуре, каковыми являются в традиционных обществах уважение к старшим, беспрекословное повиновение детей, религиозная вера, а в наших современных демократических обществах, напротив, культ индивидуальности и уважение прав человека.
|
|
Существует непонимание этических императивов, присущих каждой отдельной культуре: императива мести в племенных обществах или императива закона в развитых обществах. Часто невозможно, будучи приверженцем какого-то определенного видения мира, понять идеи и аргументы, развитые в рамках другого видения мира, как, впрочем, находясь внутри одной философии, понять другую философию.
Существует, наконец, невозможность понимания ментальной структуры, присущей другому человеку.
Внутренние препятствия для этих двух типов понимания колоссальны: это не только равнодушие, но и эгоцентризм, этноцентризм, социоцентризм, которые сходны в том, что ставят себя в центр мира и считают вторичным, незначительным или враждебным все то, что является чужим или удаленным.
2.1. Эгоцентризм. Эгоцентризм культивирует самообман, надувательство по отношению к самому себе, порожденные самооправданием, самовосхвалением и склонностью свалить на другого, будь он посторонний или нет, причину всех бед. Самообман — это сложная подвижная игра лжи, искренности, убеждения, двойственности, которая ведет к пренебрежительному восприятию слов и поступков других, отбирая то, что им не благоприятствует, и уничтожению того, что им благоприятствует. Мы лелеем воспоминания о наших заслугах и вознаграждениях и безжалостно вычеркиваем из памяти или видоизменяем позорящие нас факты.
|
|
В «Круге креста» Иена Пирса содержатся четыре различных рассказа об одних и тех же событиях и об одном и том же убийстве, что убедительно демонстрирует несовместимость между этими рассказами, вызванную не только утаиванием мыслей и чувств и выдумкой, но и предвзятыми мнениями, рационализацией, эгоцентризмом и религиозными верованиями. «Феерия в другой раз» Луи-Фердинанда Селина представляет собой уникальное свидетельство неистового самооправдания автора, его неспособности к самокритике, его параноидальной рассудочной деятельности.
Фактически непонимание самого себя является очень важным ис-ючником непонимания других. Когда человек скрывает свои недостатки и слабости, он делается беспощадным к недостаткам и слабостям других.
Эгоцентризм усиливается в случае ослабления принуждений и обязательств, которые прежде заставляли отказываться от индивидуальных желаний, когда они противостояли желаниям родителей или супругов. Сегодня непонимание опустошает отношения между родителями и детьми, а также между супругами. Оно распространяется быстро и всюду как рак в повседневной жизни, вызывая клевету, насилие, психические убийства (желания смерти близких). Мир интеллектуалов, писателей и преподавателей университетов, людей, которые, по идее, должны прекрасно понимать друг друга, в наибольшей степени подвержен разложению в результате гипертрофии Я, питаемой потребностью признания и славы.
2.2. Этноцентризм и социоцентризм. Они питают ксенофобию и расизм и могут доходить до того, что обращаются с иностранцами, как будто они не люди. Поэтому борьба против различных форм расизма была бы более эффективной, если бы она была направлена на уничтожение его эгосоциоцентрических корней, а не его внешних проявлений.
Предвзятые мнения, рациональные размышления, базирующиеся на произвольных посылках, исступленное самооправдание, неспособность к самокритике, параноидальная рассудочная деятельность, высокомерие, отречение, пренебрежение, фабрикация обвинений и осуждение виновных — все это причины и следствия худшего непонимания, проистекающего из эгоцентризма и этноцентризма.
Непонимание порождает отупение, точно также как и отупение порождает непонимание. Негодование не тратит время на обсуждения и анализ. Как говорит Клемент Россе, «дисквалификация по причине морального порядка — это способ избежать всякого умственного усилия понять дисквалифицируемый объект, так что моральное суждение всегда выражает отказ анализировать и даже отказ мыслить». Как заметил по этому поводу Вестермарк: «отличительная особенность морального негодования заключается в инстинктивном желании причинить боль за боль».
Неспособность понять сложное целое и сведение познания целого к познанию одной из его частей приводит к гораздо более пагубным последствиям в мире человеческих отношений, чем в случае познания физического мира.
2.3. Редуцирующий рассудок. Сведение познания сложного целого к познанию одного из его элементов, расцениваемого как единственно значимый, имеет более губительные последствия в этике в физическом познании. К тому же, именно этот преобладающий, редуцирующий и упрощающий способ мышления, связанный с механизмами непонимания, обусловливает сведение множественной по своей природе личности к одной-единственной из ее характерных черт. Если это положительная черта, то негативные качества этой личности останутся незамеченными. Если это негативная черта, то игнорируются ее позитивные черты. Как в том, так и в другом случае будет иметь место непонимание. Понимание требует от нас, например, не ограничивать, не сводить человеческое существо к его преступлению или же, если человек совершил несколько преступлений, к его преступности. Как говорил Гегель: «Абстрактное мышление видит в убийце не что иное, как его абстрактное качество (вытянутое из его сложного целого) и (разрушает) в нем, с помощью этого единственного качества все остальное в его человеческой природе».
|
|
И нельзя забывать, что обладание одной идеей или верой наделяет абсолютным убеждением в ее истинности и уничтожает всякую возможность понимания другой идеи, другой веры, другой личности.
Итак, препятствия для понимания множественны и многообразны: самые серьезные возникают из-за эгоцентризма <-> самооправдания - самообмана, из-за одержимости и редукции, а также оплаты и мщения. Эти структуры, укорененные неизгладимым образом в человеческом рассудке, не могут быть вырваны из него, но могут и должны быть преодолены.
Наложение друг на друга непонимания разных типов — интеллектуального и человеческого, индивидуального и коллективного – это главное препятствие для улучшения отношений между индивидами, группами, народами, нациями.
Пути понимания прокладываются не только экономическими, юридическими, социальными, культурными средствами, но и интеллектуальными и этическими средствами. Именно последние открывают возможность развивать двоякое, интеллектуальное и человеческое, понимание.
Этика понимания
Этика понимания — это своего рода искусство жить, которое предусматривает прежде всего бескорыстное понимание. Это требует большого напряжения сил, поскольку иногда безнадежно ждать взаимности: человек, который подвержен смертельной угрозе со стороны фанатика, понимает, почему фанатик хочет его убить, и знает, что фанатик никогда его не поймет. Понять фанатика, который неспособен понять нас, означает понять корни, формы и проявления человеческого фанатизма. То есть понять, почему и как ненавидят и презирают. Этика понимания требует от нас умения понимать непонимание, им понимания требует, чтобы мы приводили аргументы и опровергали, а не отстранялись от общения и проклинали. Замыкание на понятии "изменник» — что освобождает наиболее широкую способность мышления от ее деятельности — препятствует признанию заблуждений и ошибок, пониманию иных идеологий и отклонений.
|
|
Понимание ни извиняет, ни обвиняет: оно требует от нас избегать безапеляционного, бесповоротного осуждения, ведь и мы сами порой подвержены внезапным слабостям и совершаем ошибки. Если мы научимся понимать до того, как осуждать, то мы вступим на путь гуманизации человеческих отношений.
Вот что способствует пониманию.
3.I. «Хорошо мыслить». Это — способ мышления, который позволяет схватить текст и контекст, индивида и его окружение, локальное и глобальное, многомерное, короче говоря, сложное целое, т.е. условия человеческого поведения. Такое всестороннее осмысливание дает возможность понять как объективные, так и субъективные условия поведения (самообман, одержимость верой, манию и истерию).
3.2. Интроспекция. Умственная практика постоянного самоанализа необходима, потому что, осознавая свои собственные слабости и недостатки, мы можем понимать слабости и недостатки других людей. Если мы сможем осознать, что все мы являемся грешными, хрупкими, неспособными к чему-то и лишенными чего-то существами, то мы обнаружим, что все мы имеем взаимную потребность в понимании.
Критический самоанализ дает нам возможность в определенной мере децентрализоваться, т.е. признать свой эгоцентризм и выносить суждения о нем. Он позволяет не ставить себя в позицию знатоков всех вещей *.
«Это дурак», «это подлец» — два словосочетания, которые выражают одновременно и полное непонимание, и претензию на интеллектуальную и моральную самостоятельность.
|