На высшем уровне управления системой защиты предпринимательства в качестве субъекта выступают высшие органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Анализ научной литературы, посвященной проблемам экономической реформы, показывает, что в качестве общих объектов государственного регулирования на высшем уровне выступают:
· процесс социальной трансформации;
· общие условия деятельности и развития (в т.ч. условия выживания общества);
· финансовая национальная система;
· государственное хозяйство и государственная собственность.
В качестве специфичного объекта государственного регулирования в области защиты предпринимательства следует рассматривать:
· государственные органы и структуры, в функции которых входит в тех или иных формах защита предпринимательства;
· ту часть инфраструктуры рыночной экономики, которая ориентирована на осуществление защиты предпринимательства;
· предпринимательские структуры и объединения деловых кругов;
|
|
· частных граждан, в деятельности которых присутствуют элементы предпринимательства;
· рынок услуг в сфере защиты предпринимательства;
· широкие слои населения страны, имеющие в настоящее время негативное отношение к предпринимательству.
В числе основных факторов среды по отношению к субъекту управления на данном уровне необходимо учитывать:
· традиции населения, иные сакральные факторы;
· традиции предпринимательства в стране;
· географические и природные факторы;
· геополитическое положение страны;
· внешнеполитические факторы;
· научно-технический прогресс.
Важнейшими функциями управления на высшем уровне являются:
· управление приоритетами на собственном уровне управления защитой предпринимательства и на нижестоящих уровнях;
· создание правовых, организационных, экономических, политических условий защищенности предпринимательства;
· разработка и контроль реализации, корректировка государственной политики (экономической, инвестиционной, кредитной, налоговой, кадровой и иной) в связи с необходимостью повышения уровня защищенности предпринимательства;
· пропаганда идей предпринимательства среди населения и деловой этики среди предпринимателей;
· организация обучения предпринимателей приемам «безопасного» бизнеса;
· защита интересов отечественного предпринимательства, отдельных предпринимателей за рубежом.
Субъекты высшего уровня управления воздействуют на все нижестоящие уровни в целом, а также на отдельных субъектов и объектов управления в пределах этих уровней - на министерства и ведомства, регионы, объединения деловых кругов, отдельные предпринимательские структуры. В качестве методов подготовки информации для принятия решений используется обратная связь с нижестоящими уровнями, а также обобщение и экспертный анализ.
|
|
Прямое воздействие, оказываемое государственными органами на нижестоящие уровни, отражается в законах, принимаемых высшим органом представительной и законодательной властей, в частности в указах Президента, постановлениях Правительства.
В отношении министерств и ведомств прямое управляющее воздействие заключается в принятии конкретных управленческих решений и распоряжений, получении информации, направляющей деятельность ведомства, постановке задач, формулируемых высшими органами государственной власти и конкретизируемых применительно к условиям реализации федеральных программ, разработке уставных документов, распоряжений по конкретным вопросам, входящим в компетенцию ведомства. Это прежде всего организационно-административные методы управления.
Регулирующее влияние на предпринимательские структуры проявляется в создании для них общих условий безопасной деятельности.
Воздействие на конкретную предпринимательскую структуру осуществляется и чисто экономическими методами. Так, частной специализированной фирме может быть сделан государственный заказ, связанный с проблематикой защиты бизнеса. В настоящее время актуален, например, вопрос идентификации продукции, ценных бумаг. Для этого используются, в частности, голографические метки. Изготовление такого рода меток может быть заказано не обязательно государственной организации. Для частной фирмы это не только крупнейший заказ, но и создание (повышение) имиджа.
В целях изменения сложившейся антирыночной социально-психологической среды, пропаганды цивилизованного предпринимательства и этики бизнеса используются методы социально-психологического воздействия, в их числе печать, радио, телевидение.
Помимо прямого воздействия существуют формы обратной связи. К ним относятся:
· подготовка министерствами, ведомствами и направление и инстанции информации, отражающей результаты работы в сфере защиты предпринимательства в соответствии с их компетенцией;
· разработка предложений по линии ведомства, направленных на повышение эффективности защиты предпринимательства, например о создании соответствующих специализированных подразделений;
· представительство руководителей ведомства в различного рода совещательных, координирующих и иных органах высшего уровня.
Для регионального уровня важными формами обратной связи являются:
· законодательная инициатива, которая может быть направлена, в частности, на повышение уровня защищенности цивилизованного бизнеса;
· представительство регионов в Совете Федерации;
· информация, касающаяся безопасности бизнеса на местах и поступающая из регионов.
В части, касающейся предпринимателей, обратная связь - это прежде всего заявления и письма граждан. В качестве основных средств регулирования защиты бизнеса на высшем уровне можно рассматривать государственные органы; средства массовой информации; государственные учебные заведения; законодательство.
Важнейшими критериями эффективности регулирования на высшем уровне являются:
· эффективное использование государственных ресурсов в интересах защиты предпринимательства в масштабах страны;
· уровень организованности в рассматриваемой сфере;
· минимизация вероятности нанесения ущерба экономике страны;
· максимум экономического эффекта от проводимых защитных мероприятий в масштабах страны;
· быстрота действий и управляемость системы регулирования защиты предпринимательства.