Научная форма познания

Тема 3 Историческое познание

Научная форма познания.

Историческая наука как способ познания прошлого. Особенности исторического познания.

Ретроспективность исторического познания.

Соотношение объекта и субъекта в историческом познании.

Научная форма познания.

Поппер предложил биологизаторскую модель научного познания, сопоставляя развитие науки с развитием живого, законы которого описаны в дарвинизме. Развитие науки предстает как цепь сменяющих друг друга теорий. Теория рассматривается им как клеточка научного организма. Научной теорией он называет некую символическую формулу, схему, подобную сети, которую мы забрасываем, чтобы уловить мир, рационально объяснив его себе. Мы трудимся, говорил К. Поппер, чтобы сделать ячейки сети все более мелкими. Смысл научной деятельности заключается в поиске удовлетворительных объяснений. Чтобы объяснение было научным, оно должно быть причинным (не телеологическим). К. Поппер пояснял, что дать причинное объяснение события – значит дедуцировать утверждение, которое его описывает, используя универсальные законы, т.е. проверка научных гипотез – это дедуктивный процесс.

Важнейшей идеей К. Поппера является концепция трех миров. Мир научного знания – не только открытая развивающаяся, но и автономная система. Научное знание, которое, как и любое знание, является продуктом познавательной деятельности субъекта, в то же время объективно. Мир научных знаний – это мир объективного содержания мышления (третий мир), он существует наряду с миром физических объектов (первый мир), психическим миром состояний индивидуального сознания (второй мир). Он считает, что почти все знание зависит от содержания третьего мира, в этом смысле знание не только субъективно, но и объективно. Поппер утверждал, что объективное знание не может быть абсолютным, поскольку объективное – значит проверяемое, проверяемое – значит опровержимое, опровержимое – значит не абсолютное. Здание науки, как говорил Поппер, воздвигнуто на болоте, оно подобно дому, построенному на сваях. Сваи погружаются в болото сверху вниз, но они не достигают никакого естественного или «данного» основания; если мы прекращаем попытки забить эти сваи еще на один слой глубже, то не потому, что достигли твердой почвы. Мы просто останавливаемся, убедившись, что сваи достаточно прочны, чтобы выдержать здание, по крайней мере, на данный момент.

В зависимости от сферы, в которой происходит процесс познания, различают следующие виды познавательной деятельности: обыденное, научное, философское, художественное, социальное.

На обыденном уровне познание меньше всего проявляет себя как самостоятельный вид деятельности. Как правило, оно не планируется заранее и не имеет четкой направленности. Обыденное познание касается именно того, с чем люди сталкиваются в повседневном опыте. Когда же оно выходит за пределы этого опыта, то отражаемый им объект отражается неадекватно. На этом уровне не происходит строго концептуального, систематического оформления получаемого знания; для своего постижения и передачи оно, как правило, не требует специальной подготовки и является общим внепрофессиональным достоянием всех членов общества. Достигаемые в нем результаты закрепляются в повседневном языке.

Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества

Существуют различные дефиниции науки: наука – теория предметности (М. Хайдеггер); наука – интеллектуальное чувство природы (О. Шпенглер); наука – деятельность, направленная на производство нового знания (В. С. Степин); наука – целокупность истинных предложений (Л. Витгенштейн) и др.

Объект информационного отражения науки – окружающий мир; Предмет отражения - внутренняя сущность событий; цель отражения – объективная картина мира; форма отражения – теоретически систематизированное знание; социальный субъект –  ученый, коллективы ученых; социальные функции в обществе – познавательная, производственная, прогностическая; способ приобретения знаний - на основе системы доказательств.

Научное познание является самостоятельным видом деятельности, требует специальной подготовки, а его субъект имеет четкие границы. Оно связано с постановкой и разрешением проблемы. Поэтому в нем имеется четкая цель, которая касается отражения и постижения законов и их модификаций. По мере реализации цели субъект получает строго определенные сведения, в которых отображаются заранее намеченные к познанию стороны объекта. Его результаты упорядочиваются и систематизируются. Одним из средств того и другого служит язык науки, описывающий «научную картину мира» в ее различных аспектах. В связи с этим называются различные специально-научные концепции познания — психологическая, нейрофизиологическая, лингвистическая, социологическая, логическая, информационная, синергетическая, выступающие в единстве как с практикой, так и с определенными философскими учениями. Оформление данного типа познания принято соотносить со становлением естествознания в период Великих географических открытий и становлением капиталистического способа производства (XV—XVII вв.). Научное познание традиционно ориентировано на открытие и изучение объективных законов развития мира. Поскольку научная терминология и методология, философское осмысление науки в целом, в течение нескольких столетий формировались под влиянием экспериментальных и естественных наук, научное познание принято связывать с изучением материальной стороны мира.

Главным критерием классификации науки и научного познания является направленность на определенную форму материи, ту или иную сторону действительности в целом, в зависимости от чего наука разделяется на множество отраслей знания, или частных наук. Используются и другие критерии. Ее основная задача заключается в изучении объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на существенные свойства предмета и их выражение в системе абстракций. Само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений, что с достаточной степенью достоверности становится возможным лишь на ментальном уровне. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, хотя и с участием чувственных способностей. Познавательные способности человека и способы исследования и осмысления изучаемых феноменов образуют эмпирическую и теоретическую ступени в научном познании. Активность субъекта — еще одно важное условие и предпосылка данного типа познания, однако приоритет в нем отдается объективности

Особенности научного познания:

· опирается на рациональность, непротиворечивость, доказательность и системность;

· осуществляется профессионально подготовленными людьми;

· опирается на правила, нормы, методы, строго определенные для конкретной области.

· в большей мере, чем другие виды познания, ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике;

· универсальные результаты, раскрывающие сущность изучаемого предмета, законы его функционирования и развития. Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: