Психология
Билет №1
1. Психологические особенности выполнения специалистами спасателями профессиональных задач, динамика психических состояний в процессе выполнения спасательных работ.
Степень боеспособности подразделений ПСФ при ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий во многом зависит от влияния на его личный состав внешних психологических факторов - опасных при ликвидации ЧС:
• Высокая температура;
• Плотное задымление, опасная концентрация отравляющих и ядовитых веществ;
• Низкая температура, повышенная влажность, шум, повышенный уровень радиации и т. п.
Наиболее характерными и часто встречающимися стресс-факторами в боевой работе спасателей являются:
Высокая температура окружающей среды. Сначала приводит к кратковременному усилению возбуждения; затем - к угнетенному состоянию, нарушает равновесие между возбуждением и торможением, ослабляет тормозной процесс, создает дискоордина- цию движений.
Напряженная физическая работа, связанная с большим теплообразованием в организме, при высокой температуре окружающей среды и значительной влажности воздуха (например, характерных для тушения пожара в тоннелях, подземных галереях, коллекторах для прокладки инженерных коммуникаций, подвалах жилых домов) вызывает ухудшение самочувствия: появляются жажда, головная боль, головокружение, стук в висках, слабость, нежелание двигаться и т. д.
|
|
При повышении температуры тела до 40о и более может наступить тепловой удар, который сопровождается появлением судорог, галлюцинаций, потерей сознания. Высокая концентрация дыма, оказывающая отрицательное воздействие в первую очередь на органы чувств:
• вызывает сильное раздражение слизистой оболочки глаз и носоглотки;
• вызывает кашель, одышку;
• нередко приводит к потере работоспособности, а иногда к отравлению организма. Шум способствует:
• возникновению страха, тревоги, беспокойства;
• затрудняет речевой обмен, приводит к искажению приказов, распоряжений и поступающей информации;
• в условиях шума уменьшается сосредоточение внимания, снижается мыслительная способность, увеличивается время реакции на различные сигналы.
Ограниченное пространство (например, при работе в тоннелях, подземных галереях, каналах кабельных коммуникаций и т. д.), вызывает трудности не только физического, но и психического порядка, что приводит к значительному снижению работоспособности.
Ядовитые газы выделяемые при горении химическими веществами и материалами оказывают отравляющее воздействие на организм человека. Наиболее постоянный компонент всех токсичных примесей является окись углерода, которая образуется при неполном горении. Вдыхание воздуха с примесью СО в количестве 0,4 - 5% в течение нескольких минут может вызвать смертельный исход. Отравление окисью углерода характеризуется общей слабостью, усилением сердцебиения, нарушением ритма и глубины дыхания, потерей сознания.
|
|
Высокой тренированности от личного состава требует боевая работа на высотах. Установлено, что одна и та же работа, выполняемая на разных высотах, по мере увеличения высоты вызывает увеличение частот сердечных сокращений. Это объясняется тем, что с увеличением высоты увеличивается доля риска, и человек, работающий на большой высоте, испытывает большое нервно-эмоциональное напряжение. Внутренние психологические факторы:
Психические процессы личности (познавательные, эмоциональные, волевые) Психические состояния (бодрости, утомление, страх, аффект, настроение и т.д.) Психические свойства (тип нервной системы — темперамент, способности, характер) Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессо- генный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых специалистов покидает профессию первые 5 лет трудового стажа. Профессионалы спустя 11 -16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. И один из распространенных вариантов таких стратегий - эмоциональное выгорание.
Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной инте- риоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. К примеру, врач, который, казалось бы, привык проявлять выдержку, наблюдая смерть больных, периодически переживает сильные отрицательные, эмоции. Вместе с тем нередки моменты, когда он ловит себя на мысли, что ему все безразлично и ничто уже не волнует. Педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг «срывается» в общении с определенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается — тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.
Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
Здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы — безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами — материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, «выгорать» ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности;
|
|
Нравственные дефекты и дезориентация личности.
Возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности.
Нравственная дезориентация вызывается иными причинами — неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности.
Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям. Теперь перейдем к поведенческим проявлениям, то есть симптомам эмоционального выгорания; Каковы они и как их определить? Чтобы ответить на эти вопросы важно подчеркнуть очевидную связь эмоционального выгорания со стрессом. Оно может проходить через следующие три стадии.
Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний.
Вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе. Затем человек перестает получать положительные ощущения от общения с природой. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. Даже любимая раньше еда становится невкусной и пресной.
Вторая стадия «выгорания» характеризуется возникновением недоразумений с клиентами. Вначале они скрытые. Начавший «выгорать» профессионал лишь в кругу своих коллег с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о некоторых своих клиентах. В последующем неприязнь к клиенту проявляется уже в его присутствии. Вначале это бывает с трудом сдерживаемая антипатия, но наступает момент, когда «тормоза ослабевают» окончательно и раздражение выплескивается непосредственно на голову озадаченного клиента. Трудно даже представить степень недоумения человека, обратившегося в организацию, сотрудники которой призваны проявлять участие к людям, оказывать им душевную поддержку, и вдруг встречающего ничем не мотивированную раздражительность и злобу. А между тем подобное поведение профессионала нередко бывает лишь проявлением инстинкта самосохранения при потерях энергии, превышающих безопасный для организма уровень.
|
|
Третья стадия «выгорания» считается наиболее серьезной, так как в этом случае притупляются представления индивида о ценностях жизни. Эмоциональное отношение человека к миру упрощается, и он становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза полностью теряют блеск
интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Острые реакции на стресс: плач, двигательное возбуждение (их внешние проявления, приемы оказания экстренной психологической помощи пострадавшим с данными реакциями на стрессовую ситуацию).
Плач можно отнести к реакциям, которые позволяют отреагировать негативные эмоции, поэтому реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желательную реакцию в ситуациях потери близкого человека, потери жилья, дома. Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоций, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.
Признаки: Человек уже плачет или готов разрыдаться; подрагивают губы; наблюдается ощущение подавленности; в отличие от истерики нет возбуждения в поведении. Помощь. В ситуации, когда у пострадавшего начинается реакция плача, крайне важным является дать человеку поддержку на рациональном, вербальном и телесном уровне. Нежелательно оставлять пострадавшего одного, если невозможно оказать такому человеку профессиональную помощь, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек. Можно и желательно использовать элементарные приемы телесноориентированной терапии: установите физический контакт с пострадавшим (взять за руку; положить свою руку на плечо или спину; погладьте по голове). Это поможет человеку почувствовать, что кто- то рядом, что он не один.
Применение приемов «активного слушания», помогает присоединиться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе: периодически произносите «угу», «ага», «да», кивайте головой т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за человеком отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего. Не задавайте вопросов, не давайте советов.
Если человек сдерживает слезы, не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Если это продолжается достаточно долго, то может повредить физическому и психологическому здоровье человека.
Двигательное возбуждение. Иногда потрясение от критической ситуации настолько сильное, что человек просто перестает понимать что происходит вокруг него. Он не понимает где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Единственное что он может делать это двигаться. Движения могут быть совсем простые (я побежал, а когда пришел в себя оказалось, что я обнаружил, что не знаю где нахожусь) или достаточно сложные (я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить). Признаки. Движения резкие, часто бесцельные и бессмысленные действия; ненормально громкая речь; часто отсутствует реакция на окружающих. Есть опасность причинения вреда себе и другим. Помощь. Необходимо поймать человека с помощью приема «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки подмышки пострадавшему, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя; изолируйте пострадавшего от окружающих; массируйте ему позитивные точки; говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».
Двигательное возбуждение может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением (см. помощь при данных состояниях).
Билет №2
1. Понятие стресса. Физиологические и психологические составляющие стресса.
Стресс — это напряженное состояние человека, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов внешней среды. «Стресс» в переводе с английского языка означает «нажим, давление, напряжение». Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «Совокупность защитных физиологический реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)».Виды стресса: информационный стресс, эмоциональный, конструктивный (деструктивный).
Способы регуляции эмоциональных состояний: мимика хорошего настроения, звукодвигательные упражнения.
Звукодвигательные упражнения. В таких упражнениях используется звук в сочетании с пением с целью вибрационного воздействия на определенные органы. Считается, что звук «и» вибрирует глотку и гортань, звук «ы» вызывает вибрацию головного мозга, «а» и «о» — область груди, «э» и «оу» — легких, сердца, печени, желудка. Вибрация звуком оказывает благоприятное влияние на все органы, особенно на сердечно-сосудистую систему, усиливает защитно-адаптационные реакции организма. Для снятия психических напряжений, негативных эмоциональных состояний рекомендуется напевать звукосочетание «м-пом-пээээ»: «М — пом» — коротко, а «пеэ-эээ» — растянуто. Известно, что мимическая мускулатура способна оказывать влияние на эмоциональное настроение человека; поэтому необходимо приучать себя поддерживать постоянно доброе, приятное выражение лица.
Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому, ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц. Самым мощным методом восстановления эмоционального равновесия является аутотренинг — особая методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслабления.
Медитация представляет собой систему психотехнических приемов, предназначенных для вхождения в определенные состояния сознания и пребывания в них во время выполнения какой-либо деятельности. Доказано, что она способствует нормализации нервных процессов, повышению жизненного тонуса, формированию воли, развитию интеллектуальных способностей, изменению отдельных черт темперамента и характера, улучшению работоспособности, снижению конфликтности при взаимодействии с другими людьми, предотвращению и преодолению различных заболеваний. Чем медитация отличается от АТ? В аутогенной тренировке требуется волевое усилие, а в медитации необходимо ни о чем не думать, не делать никаких усилий, наблюдать за происходящими мыслями и ощущениями.
Существует много видов медитации, но общим является наличие стимула или предмета, на котором концентрируется внимание.
Билет №3
1. Влияние ЧС на функционирование психики человека. Признаки стрессового напряжения. Адекватное и неадекватное реагирование на стресс.
Стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию).
Адекватное реагирование на стресс. В соответствии представленному здесь взгляду на природу стрессов адаптация происходит за счет повышения порогов сенсорных реакций на внешние раздражители, - человек перестает обращать внимание практически на все слабые раздражители, сильные и сверхсильные раздражители воспринимает как нормальные, сохраняя избирательное внимание, направленные на внешние раздражители, способствующие достижению цели. При этом происходит концентрация на деятельности, внимание сужается (не видит и не слышит ничего, кроме того, что важно), переключаемость внимания резко возрастает, что обеспечивает возможность не фиксироваться на травмирующем раздражителе, отвлекаться от него.
Происходят изменения памяти: актуализируется воспроизведение. Человек может ничего не запомнить в условиях стресса, но зато мгновенно вспомнить (воспроизвести) весь жизненный опыт, который может быть использован для создания модели достижения цели и, следовательно, выхода из стресса.
Резко изменяется структура мышления. Начинают преобладать классификации с уменьшением критериев для принятия решений, что делает их оригинальными, нестандартными, нетрадиционными. Личностные изменения не происходят, что выражается в сохранении иерархии мотивов существующих до стресса.
Неадекватное реагирование на стресс. При неадекватном реагировании на стрессо- генную ситуацию происходит смена ранее существующих мотивов с преобладанием мотивов самосохранения. Происходят серьезные изменения Я-концепции, под которой в данном случае понимается устойчивая и в большей или меньшей степени осознанная, неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе самому. Изменение когнитивного компонента Я-концепции ведет к изменению восприятия своих собственных качеств, внешности, способностей, социальной значимости. Изменение эмоционального компонента Я-концепции означает изменение самоуважения, неадекватно возрастает или снижается себялюбие, эгоцентризм, может возникать самоуничижение, либо наоборот происходит выплеск негативной энергии, агрессии на близких людей. Изменение оценочно-волевого компонента Я-концепции проявляется в снижении стремления повысить самооценку, завоевать уважение окружающих людей. Все это может приводить к изменению восприятия времени, при котором короткие временные интервалы недооцениваются (кажутся короче), а длинные переоцениваются (кажутся длиннее). Воспроизведение долговременной памяти практически невозможно - человек исходит только из настоящей ситуации, отсутствует стратегическое планирование. Мышление становится шаблонным, стандартным, снижаются критерии для принятия решений, поведение стереотипизируется. В ситуациях сильного стресса возможно появление паники - целенаправленное поведение, планирование, оценка ситуации и адекватности действий невозможны, возникает моторная расторможенность (человек бежит, мечется, совершает множество бессмысленных действий)