Способы регуляции эмоциональных состояний: мимика хорошего настроения, звукодвигательные упражнения

Психология

Билет №1

1. Психологические особенности выполнения специалистами спасателями профессиональных задач, динамика психических состояний в процессе выполнения спасательных работ.

Степень боеспособности подразделений ПСФ при ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий во многом зависит от влияния на его личный состав внешних пси­хологических факторов - опасных при ликвидации ЧС:

• Высокая температура;

• Плотное задымление, опасная концентрация отравляющих и ядовитых веществ;

• Низкая температура, повышенная влажность, шум, повышенный уровень радиа­ции и т. п.

Наиболее характерными и часто встречающимися стресс-факторами в боевой работе спасателей являются:

Высокая температура окружающей среды. Сначала приводит к кратковременному усилению возбуждения; затем - к угнетенному состоянию, нарушает равновесие между возбуждением и торможением, ослабляет тормозной процесс, создает дискоордина- цию движений.

Напряженная физическая работа, связанная с большим теплообразованием в орга­низме, при высокой температуре окружающей среды и значительной влажности возду­ха (например, характерных для тушения пожара в тоннелях, подземных галереях, кол­лекторах для прокладки инженерных коммуникаций, подвалах жилых домов) вызывает ухудшение самочувствия: появляются жажда, головная боль, головокружение, стук в висках, слабость, нежелание двигаться и т. д.

При повышении температуры тела до 40о и более может наступить тепловой удар, кото­рый сопровождается появлением судорог, галлюцинаций, потерей сознания. Высокая концентрация дыма, оказывающая отрицательное воздействие в первую очередь на органы чувств:

• вызывает сильное раздражение слизистой оболочки глаз и носоглотки;

• вызывает кашель, одышку;

• нередко приводит к потере работоспособности, а иногда к отравлению организма. Шум способствует:

• возникновению страха, тревоги, беспокойства;

• затрудняет речевой обмен, приводит к искажению приказов, распоряжений и пос­тупающей информации;

• в условиях шума уменьшается сосредоточение внимания, снижается мыслительная способность, увеличивается время реакции на различные сигналы.

Ограниченное пространство (например, при работе в тоннелях, подземных галереях, каналах кабельных коммуникаций и т. д.), вызывает трудности не только физического, но и психического порядка, что приводит к значительному снижению работоспособ­ности.

Ядовитые газы выделяемые при горении химическими веществами и материалами оказывают отравляющее воздействие на организм человека. Наиболее постоянный компонент всех токсичных примесей является окись углерода, которая образуется при неполном горении. Вдыхание воздуха с примесью СО в количестве 0,4 - 5% в течение нескольких минут может вызвать смертельный исход. Отравление окисью углерода ха­рактеризуется общей слабостью, усилением сердцебиения, нарушением ритма и глуби­ны дыхания, потерей сознания.

Высокой тренированности от личного состава требует боевая работа на высотах. Уста­новлено, что одна и та же работа, выполняемая на разных высотах, по мере увеличения высоты вызывает увеличение частот сердечных сокращений. Это объясняется тем, что с увеличением высоты увеличивается доля риска, и человек, работающий на большой высоте, испытывает большое нервно-эмоциональное напряжение. Внутренние психологические факторы:

Психические процессы личности (познавательные, эмоциональные, волевые) Психические состояния (бодрости, утомление, страх, аффект, настроение и т.д.) Психические свойства (тип нервной системы — темперамент, способности, характер) Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессо- генный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благопо­лучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, му­чительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых специа­листов покидает профессию первые 5 лет трудового стажа. Профессионалы спустя 11 -16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной де­ятельности. И один из распространенных вариантов таких стратегий - эмоциональное выгорание.

Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной инте- риоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сто­рон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуа­ции, конфликты, допущенные ошибки. К примеру, врач, который, казалось бы, привык проявлять выдержку, наблюдая смерть больных, периодически переживает сильные отрицательные, эмоции. Вместе с тем нередки моменты, когда он ловит себя на мысли, что ему все безразлично и ничто уже не волнует. Педагог, научившийся спокойно реа­гировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг «срывается» в обще­нии с определенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается — тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.

Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопережи­вание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы — безразличие, равноду­шие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональ­ной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами — матери­альными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, «выгорать» ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Ут­рату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности;

Нравственные дефекты и дезориентация личности.

Возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен не­способностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности.

Нравственная дезориентация вызывается иными причинами — неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности.

Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориен­тации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероят­ность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям. Теперь перейдем к поведенческим проявлениям, то есть симптомам эмоционального выгорания; Каковы они и как их определить? Чтобы ответить на эти вопросы важно подчеркнуть очевидную связь эмоционального выгорания со стрессом. Оно может проходить через следующие три стадии.

Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и све­жести переживаний.

Вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе. Затем человек перестает получать положительные ощущения от общения с природой. Появляется некоторая от­страненность в отношениях с членами семьи. Даже любимая раньше еда становится невкусной и пресной.

Вторая стадия «выгорания» характеризуется возникновением недоразумений с кли­ентами. Вначале они скрытые. Начавший «выгорать» профессионал лишь в кругу своих коллег с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о некоторых своих клиен­тах. В последующем неприязнь к клиенту проявляется уже в его присутствии. Вначале это бывает с трудом сдерживаемая антипатия, но наступает момент, когда «тормоза ослабевают» окончательно и раздражение выплескивается непосредственно на голову озадаченного клиента. Трудно даже представить степень недоумения человека, обра­тившегося в организацию, сотрудники которой призваны проявлять участие к людям, оказывать им душевную поддержку, и вдруг встречающего ничем не мотивированную раздражительность и злобу. А между тем подобное поведение профессионала нередко бывает лишь проявлением инстинкта самосохранения при потерях энергии, превыша­ющих безопасный для организма уровень.

Третья стадия «выгорания» считается наиболее серьезной, так как в этом случае притупляются представления индивида о ценностях жизни. Эмоциональное отно­шение человека к миру упрощается, и он становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. По привычке такой человек может еще сохранять вне­шнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза полностью теряют блеск

интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия по­селяется в его душе.

Острые реакции на стресс: плач, двигательное возбуждение (их внешние проявления, приемы оказания экстренной психологической помощи пострадавшим с данными реакциями на стрессовую ситуацию).

Плач можно отнести к реакциям, которые позволяют отреагировать негативные эмо­ции, поэтому реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желатель­ную реакцию в ситуациях потери близкого человека, потери жилья, дома. Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоций, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.

Признаки: Человек уже плачет или готов разрыдаться; подрагивают губы; наблюдается ощущение подавленности; в отличие от истерики нет возбуждения в поведении. Помощь. В ситуации, когда у пострадавшего начинается реакция плача, крайне важным является дать человеку поддержку на рациональном, вербальном и телесном уровне. Нежелательно оставлять пострадавшего одного, если невозможно оказать такому чело­веку профессиональную помощь, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек. Можно и желательно использовать элементарные приемы телесноориентированной терапии: установите физический контакт с пострадавшим (взять за руку; положить свою руку на плечо или спину; погладьте по голове). Это поможет человеку почувствовать, что кто- то рядом, что он не один.

Применение приемов «активного слушания», помогает присоединиться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплес­нуть свое горе: периодически произносите «угу», «ага», «да», кивайте головой т.е. под­тверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за человеком отрывки фраз, в ко­торых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего. Не задавайте вопросов, не давайте советов.

Если человек сдерживает слезы, не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Если это продолжается достаточно долго, то может повредить физическому и психоло­гическому здоровье человека.

Двигательное возбуждение. Иногда потрясение от критической ситуации настолько сильное, что человек просто перестает понимать что происходит вокруг него. Он не понимает где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Единственное что он может делать это двигаться. Движения могут быть совсем простые (я побежал, а когда пришел в себя оказалось, что я обнаружил, что не знаю где нахожусь) или до­статочно сложные (я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить). Признаки. Движения резкие, часто бесцельные и бессмысленные действия; ненормально громкая речь; часто отсутствует реакция на окружающих. Есть опасность причинения вреда себе и другим. Помощь. Необходимо поймать человека с помощью приема «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки подмышки постра­давшему, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя; изолируйте пострадавшего от окружающих; массируйте ему позитивные точки; говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».

Двигательное возбуждение может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрес­сивным поведением (см. помощь при данных состояниях).

Билет №2

1. Понятие стресса. Физиологические и психологические составляющие стресса.

Стресс — это напряженное состояние человека, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов внешней среды. «Стресс» в переводе с английского языка означает «нажим, давление, напряжение». Энциклопеди­ческий словарь дает следующее толкование стресса: «Совокупность защитных физио­логический реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воз­действие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)».Виды стресса: информационный стресс, эмоциональный, конструктивный (де­структивный).

Способы регуляции эмоциональных состояний: мимика хорошего настроения, звукодвигательные упражнения.

Звукодвигательные упражнения. В таких упражнениях используется звук в сочетании с пением с целью вибрационного воздействия на определенные органы. Считается, что звук «и» вибрирует глотку и гортань, звук «ы» вызывает вибрацию голо­вного мозга, «а» и «о» — область груди, «э» и «оу» — легких, сердца, печени, желудка. Вибрация звуком оказывает благоприятное влияние на все органы, особенно на сердеч­но-сосудистую систему, усиливает защитно-адаптационные реакции организма. Для снятия психических напряжений, негативных эмоциональных состояний рекомен­дуется напевать звукосочетание «м-пом-пээээ»: «М — пом» — коротко, а «пеэ-эээ» — растянуто. Известно, что мимическая мускулатура способна оказывать влияние на эмо­циональное настроение человека; поэтому необходимо приучать себя поддерживать постоянно доброе, приятное выражение лица.

Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому, ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц. Самым мощным методом восстановления эмоционального равновесия является аутот­ренинг — особая методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслаб­ления.

Медитация представляет собой систему психотехнических приемов, предназначен­ных для вхождения в определенные состояния сознания и пребывания в них во время выполнения какой-либо деятельности. Доказано, что она способствует нормализации нервных процессов, повышению жизненного тонуса, формированию воли, развитию интеллектуальных способностей, изменению отдельных черт темперамента и характе­ра, улучшению работоспособности, снижению конфликтности при взаимодействии с другими людьми, предотвращению и преодолению различных заболеваний. Чем медитация отличается от АТ? В аутогенной тренировке требуется волевое усилие, а в медитации необходимо ни о чем не думать, не делать никаких усилий, наблюдать за происходящими мыслями и ощущениями.

Существует много видов медитации, но общим является наличие стимула или предме­та, на котором концентрируется внимание.

Билет №3

1. Влияние ЧС на функционирование психики человека. Признаки стрессового напряжения. Адекватное и неадекватное реагирование на стресс.

Стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию).

Адекватное реагирование на стресс. В соответствии представленному здесь взгляду на природу стрессов адаптация происходит за счет повышения порогов сенсорных ре­акций на внешние раздражители, - человек перестает обращать внимание практически на все слабые раздражители, сильные и сверхсильные раздражители воспринимает как нормальные, сохраняя избирательное внимание, направленные на внешние раздражи­тели, способствующие достижению цели. При этом происходит концентрация на де­ятельности, внимание сужается (не видит и не слышит ничего, кроме того, что важно), переключаемость внимания резко возрастает, что обеспечивает возможность не фик­сироваться на травмирующем раздражителе, отвлекаться от него.

Происходят изменения памяти: актуализируется воспроизведение. Человек может ни­чего не запомнить в условиях стресса, но зато мгновенно вспомнить (воспроизвести) весь жизненный опыт, который может быть использован для создания модели дости­жения цели и, следовательно, выхода из стресса.

Резко изменяется структура мышления. Начинают преобладать классификации с уменьшением критериев для принятия решений, что делает их оригинальными, нестан­дартными, нетрадиционными. Личностные изменения не происходят, что выражается в сохранении иерархии мотивов существующих до стресса.

Неадекватное реагирование на стресс. При неадекватном реагировании на стрессо- генную ситуацию происходит смена ранее существующих мотивов с преобладанием мотивов самосохранения. Происходят серьезные изменения Я-концепции, под которой в данном случае понимается устойчивая и в большей или меньшей степени осознанная, неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе самому. Изменение ког­нитивного компонента Я-концепции ведет к изменению восприятия своих собственных качеств, внешности, способностей, социальной значимости. Изменение эмоционально­го компонента Я-концепции означает изменение самоуважения, неадекватно возрас­тает или снижается себялюбие, эгоцентризм, может возникать самоуничижение, либо наоборот происходит выплеск негативной энергии, агрессии на близких людей. Изме­нение оценочно-волевого компонента Я-концепции проявляется в снижении стремле­ния повысить самооценку, завоевать уважение окружающих людей. Все это может приводить к изменению восприятия времени, при котором короткие временные интервалы недооцениваются (кажутся короче), а длинные переоценивают­ся (кажутся длиннее). Воспроизведение долговременной памяти практически невоз­можно - человек исходит только из настоящей ситуации, отсутствует стратегическое планирование. Мышление становится шаблонным, стандартным, снижаются критерии для принятия решений, поведение стереотипизируется. В ситуациях сильного стресса возможно появление паники - целенаправленное поведение, планирование, оценка си­туации и адекватности действий невозможны, возникает моторная расторможенность (человек бежит, мечется, совершает множество бессмысленных действий)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: