Способы регуляции эмоциональных состояний: дыхательные упражнения («Успокаивающее дыхание», «Выдыхание усталости», «Зевок»)

Если нужно взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость, подготовиться к активной деятельности, то рекомендуется верхнее (ключичное) дыхание. Оно проводится энергичным глубоким вдохом через нос с поднятием плеч и резким выдохом через рот. При этом никаких пауз между вдохом и выдохом не производится. Уже через несколько циклов такого дыхания появится ощущение «мурашек» на спине, свежести, прилива бодрости. Можно использовать следующие упражнения:

«Успокаивающее дыхание». В исходном положении стоя или сидя сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием повторить четыре раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него три раза. Затем подобным же образом дважды выдохнуть в квадрат. После выполнения этих процедур обязательно наступит успокоение. «Выдыхание усталости». Лечь на спину. Расслабиться, установить медленное и рит­мичное дыхание. Как можно ярче представить, что с каждым вдохом легкие наполняет жизненная сила, а с каждым выдохом она распространяется по всему телу. «Зевок». По оценке специалистов зевок позволяет почти мгновенно обогатить кровь кислородом и освободиться от избытка углекислоты. Напрягающиеся в процессе зев­ка мышцы шеи, лица, ротовой полости ускоряют кровоток в сосудах головного мозга. Зевок, улучшая кровоснабжение легких, выталкивая кровь из печени, повышает тонус организма, создает импульс положительных эмоций. Говорят, что в Японии работники электротехнической промышленности организованно зевают через каждые 30 минут.

Билет №4

Психологическое воздействие ЧС на население. Группы пострадавших в зоне ЧС. Задачи психологической помощи различным группам пострадавших, формы и методы психологической помощи. Вербальное и невербальное общение.

Выделяют четыре группы пострадавших в зоне чрезвычайной ситуации, также задачи и принципы работы с каждой группой (см. таблицу).

Группа пост­радавших Задачи психологичес­кой помощи Основные принципы работы
1. Жертвы, т.е пострадав­шие, изоли­рованные в очаге ЧС информационная под­держка индивидуальная работа с пострадавшими сообщения о том, что помощь идет и о том, какие меры необходимо предпри­нимать для сохранения жизни — необ­ходимость актуализации психологичес­ких ресурсов и постройки перспективы на будущее, т.к. часто смерть наступает, когда человек уже спасен, и перестает бо­роться за жизнь самостоятельно
2. Пострадав­шие непос­редственно материально или физи­чески; люди, потерявшие своих родных и близких или не имеющие информации об их судьбе Выявление лиц с сим­птомами психических заболеваний и направ­ление к медицинским специалистам для ока­зания соответствую­щей помощи. Оценка группы риска. Снятие острых аффек­тивных реакций. Помощь в преодолении психосоматических проявлений. Вывод из пассивного состояния в активное создание сети социаль­ной поддержки Данная группа более всех нуждается в психологической и медицинской помо­щи. Пострадавшие этой категории, как правило, находятся как можно ближе к месту происшествия или месту поступ­ления оперативной информации. В первую очередь в психологической по­мощи нуждаются люди, находящиеся в состоянии шока, ступора. Необходимо дать возможность отреагировать аффек­тивное состояние (истерика, плач, двига­тельное возбуждение, агрессия). Базовый момент помощи — поиск пси­хологического ресурса. Необходимо ак­тивно подключать людей к деятельности (оформление документов, подготовка к похоронам и т.д.)
3. Очевид­цы — люди, проживаю­щие в непос­редственной близости от места траге­дии — ориентация очевид­цев на оказание помо­щи пострадавшим — снижение риска воз­никновения массовых негативных реакций — механизм травматизации людей дан­ной группы формируется как некое внутреннее переживание произошедших событий, примеривания на себя и своих близких обстоятельств трагедии — основные проявления у данной группы пострадавших: аффективные реакции; повышенная речевая и двигательная ак­тивность; поиск виновных — привлечение людей к посильной де­ятельности с целью снижения уровня не­адекватной поведенческой активности
4. Наблюда­тели отслеживание вероят­ности возникновения массовых негативных реакций — выявление инициаторов негативных массовых реакций и удаление их с места массовых скоплений людей

 

Специалистам работающим с пострадавшим необходимо контролировать свое эмоци­ональное состояние, которое отражается в речи (тембр, громкость голоса, интонации). В вашем голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника. Речь должна быть плавная (не рубленная по слогам), медленная с элементами внушения: «О тебе знают, помощь идет, все будет хорошо!», «Слушай меня!... Надо жить!» Не делайте того, в пользе чего Вы не уверены. Ограничьтесь тогда лишь сочуствием и как можно скорее обратитесь за помощью к специалисту (психотерапевту, психиатру, психологу). Если в поведении пострадавшего Вы обнаруживаете психотическую симп­томатику (бред, галлюцинации), немедленно обратитесь за помощью к психиатру. Первой, наиболее важной частью помощи является создание ощущения безопасности - поддержка окружающих, обнимая человека, держа его руку в своей, Вы возвращаете ему чувство защищенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: