Распределение детей по группам здоровья

    Группы здоровья                                                 Количество детей

1 группа здоровья 53 ребенка
2 группа здоровья 101 ребенок
3 группа здоровья нет
4 группа здоровья 2 детей
5 группа здоровья 1 ребенок

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.                                           СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.

 

II.1.   ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ              

       Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.

       Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

-предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

-психологическое обеспечение образовательных программ.

       Основными направлениями работы педагога-психолога считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.

       Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

       Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения.

       В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность.

       Педагог-психолог в ДОУ способствует:

-созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;

-повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени;

-повышению психологической компетентности педагогов;

-развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.

Цель и задачи работы педагога-психолога в ДОУ

       Цель: создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.

       Задачи:

1.Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

2 Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.

3.Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников.

 

Функции психологической службы ДОУ

 Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.

 Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.

 Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.

 Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.

Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.

Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.

 Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.

 Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания

Психологическое сопровождение призвано решать следующие задачи:

Ø обеспечение ребенку психологического комфорта, охрану его физического и психического здоровья;

Ø своевременное выявление и преодоление отклонений в развитии;

Ø содействие в дополнительном обучении воспитанников, отстающих в усвоении умений и навыков, свойственных их возрасту;

Ø изучение уровня психического развития;

Ø повышение уровня психологической просвещенности всех участников педагогического процесса;

Ø создание взрослым участникам педагогического процесса условий, способствующих проявлению педагогических и личностных качеств.

II.2.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Проводится:

· Диагностическое индивидуальное обследование детей 2-3 лет с целью выявления уровня развития познавательных процессов: понимания речи, общей осведомленности, сенсорного развития, умения группировать предметы, развития мелкой моторики.

· Групповое обследование детей 3-4 лет для определения уровня  развития психических процессов и разработки коррекционно-развивающей программы.

· Диагностика воспитанников (4-5 лет), (5-6 лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.

· Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет) 

· Диагностика воспитанников в рамках медико-психолого-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению по МПК

. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года, промежуточная диагностика в середине года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.

 

Дополнительно:

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Психопрофилактика

Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача в рамках профилактического направления- содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Для этого предусмотрено:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

  • Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
  • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
  • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
  • Участие в экспертной оценке проектируемой предметно-пространственной развивающей среды.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: