Группы здоровья Количество детей
1 группа здоровья | 53 ребенка |
2 группа здоровья | 101 ребенок |
3 группа здоровья | нет |
4 группа здоровья | 2 детей |
5 группа здоровья | 1 ребенок |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.
II.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.
Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
-предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
|
|
-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
-психологическое обеспечение образовательных программ.
Основными направлениями работы педагога-психолога считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения.
В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность.
Педагог-психолог в ДОУ способствует:
-созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;
-повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени;
-повышению психологической компетентности педагогов;
-развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.
Цель и задачи работы педагога-психолога в ДОУ
Цель: создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.
|
|
Задачи:
1.Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2 Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.
3.Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников.
Функции психологической службы ДОУ
Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.
Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания
Психологическое сопровождение призвано решать следующие задачи:
Ø обеспечение ребенку психологического комфорта, охрану его физического и психического здоровья;
Ø своевременное выявление и преодоление отклонений в развитии;
Ø содействие в дополнительном обучении воспитанников, отстающих в усвоении умений и навыков, свойственных их возрасту;
Ø изучение уровня психического развития;
Ø повышение уровня психологической просвещенности всех участников педагогического процесса;
Ø создание взрослым участникам педагогического процесса условий, способствующих проявлению педагогических и личностных качеств.
II.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Проводится:
· Диагностическое индивидуальное обследование детей 2-3 лет с целью выявления уровня развития познавательных процессов: понимания речи, общей осведомленности, сенсорного развития, умения группировать предметы, развития мелкой моторики.
· Групповое обследование детей 3-4 лет для определения уровня развития психических процессов и разработки коррекционно-развивающей программы.
· Диагностика воспитанников (4-5 лет), (5-6 лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.
· Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет)
· Диагностика воспитанников в рамках медико-психолого-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению по МПК
. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года, промежуточная диагностика в середине года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.
|
|
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психопрофилактика
Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача в рамках профилактического направления- содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Для этого предусмотрено:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
- Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
- Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
- Участие в экспертной оценке проектируемой предметно-пространственной развивающей среды.
|
|