Эффекты избирательных систем

Разные избирательные системы приводят к различным результатам. Как показывают исследования, при одинаковых предпочтениях электората итоги голосования в условиях мажоритарной, пропорциональной и других избирательных систем будут неодинаковыми. Политические последствия избирательных систем имеют несколько аспектов воздействия:

· на пропорциональность результатов выборов;

· партийные системы;

· представительство социальных групп и меньшинств в парламенте;

· электоральное поведение избирателей (явку и предпочтения);

· стратегию и тактику кандидатов и партий, участвующих в выборах.

Каждая избирательная система диктует участникам предвыборной борьбы особые правила политической игры, влияет на политический процесс. Сравнительное рассмотрение преимуществ и недостатков разных избирательных систем позволяет сделать некоторые выводы. Мажоритарная система приводит к диспропорциональным результатам, но способствует установлению стабильного правительства. Пропорциональная система открывает новым партиям путь в парламент, а мажоритарная система закрывает. Мажоритарная система «подыгрывает» крупным партиям. Пропорциональная система ведет к созданию коалиционных правительств, а мажоритарная система – однопартийных правительств. Мажоритарная система в один тур способствует установлению двухпартийности, пропорциональная система, наоборот, многопартийности, а мажоритарная в два тура – объединению партий в коалиции. Если не ввести заградительный барьер, пропорциональная система ведет к высокой степень фрагментации парламента.

Напротив, пропорциональная система становится более представительной при увеличении размеров округов и снижении или устранении заградительного барьера. Пропорциональная система способствует более высокой явке избирателей. Мажоритарная система требует определения границ округов, что дает возможность для политических манипуляций. Пропорциональную систему считают более справедливой: число голосов соответствует числу мест. При этом трудно однозначно ответить, какая система демократичнее, лучше учитывает мнение избирателей. Пропорциональная система отражает палитру общественных интересов и политический партий. Мажоритарная система заставляет избирателей принять более категоричный и обдуманный выбор.

Избирательные системы оказывают непосредственное воздействие на партийные системы. Партийная система и система выборов – две взаимосвязанные между собой компоненты. Законы М. Дюверже выявляют следующие зависимости:

· пропорциональное представительство способствует формированию системы многих независимых, несклонных к коалиции и стабильных партий;

· мажоритарная система абсолютного большинства (выборы в два тура) ведет к системе многих, гибких, независимых и относительно стабильных партий;

· система относительного большинства приводит к двухпартийности с чередование независимых и стабильных партий;

· мажоритарная система в одномандатных округах ведет к формированию устойчивой двухпартийной системы.

Принцип пропорциональности способствует развитию малых партий, имеющих равномерную поддержку на территории страны. Принцип большинства помогает малым партиям, имеющим локальную поддержку в отдельных округах. Крупные партии больше выигрывают от принципа большинства, чем от пропорционального принципа.

Преимущества мажоритарной системы видят в простоте, строгом территориальном представительстве, подотчетности депутатов избирателям, понятном выборе между двумя основными партиями (правая – левая), формировании сильной политической оппозиции и исключении экстремистских партий. Преимуществами пропорциональной системы считают резкое сокращение потерянных голосов, поощрение малых партий, учет интересов социальных меньшинств.

Политической проблемой, связанной с выборами, стала научная дискуссия о том, что важнее для данного общества: сильное правительство или более представительное правление? Так, например, существует устойчивое мнение о том, что мажоритарная система позволяет укрепить власть, а пропорциональная – содействует плюрализму и развитию многопартийности. Сторонники пропорциональной системы и сторонники принципа большинства не согласны друг с другом не столько в оценке последствий проведения выборов, сколько в значении последствий. Стороны согласны, что принцип пропорциональности обеспечивает бо́льшую представительность вообще, и в частности меньшинств, а принцип большинства способствует складыванию двухпартийных систем и однопартийных органов исполнительной власти. Стороны расходятся в споре о предпочтительности результатов, об эффективности обеих систем. Пропорционалисты ценят представительство меньшинств не просто за демократическое качество такого порядка, но и за его способность обеспечивать сохранение единства и мира в разделенных обществах. В свою очередь сторонники принципа большинства настроены в пользу однопартийных кабинетов не только ради их демократической подотчетности, но и ради обеспечиваемой ими твердости руководства и эффективности при разработке и проведении политики. Только в двухпартийных системах достижима четкая ответственность за правительственную политику. Стороны делают различение в акцентах, соответственно, на качестве и на эффективности. Пропорционалисты склонны придавать большее значение представительности правления, тогда как мажоритаристы более существенным соображением считают способность управлять, – полагает А. Лейпхарт[14].

Тип избирательной системы тесно связан с развитием партийной системы страны, с типом существующей в ней исполнительной власти (однопартийное или коалиционное правительство) и с отношениями между исполнительной властью и законодательным органом. В странах, где на выборах общенационального уровня действует принцип большинства скорее всего утверждаются двухпартийные системы, появляются однопартийные правительства, и существует доминирующее положение исполнительной власти по отношению к соответствующим законодательным органам. Таковы основные особенности вестминстерской, или мажоритарной модели демократии, при которой власть сосредоточивается в руках партии большинства. Пропорциональное представительство скорее ассоциируется с многопартийными системами, коалиционными правительствами и с более сбалансированным соотношением исполнительной и законодательной властей. Этими особенностями характеризуется консенсусная модель демократии, которая – в противоположность однозначному и безраздельному правлению большинства – воплощает стремление к ограничению, разделению, разграничению и распределению власти.

Между избирательной системой и политическим режимом отмечают обоюдную зависимость. Во-первых, выборы, проводимые на основе принципа большинства, благоприятствуют утверждению двухпартийной системы; но и существование двухпартийной системы способствуют сохранению мажоритарного принципа, дающего обеим главным партиям большие преимущества. Во-вторых, если при создании демократического политического строя хотят способствовать утверждению черт, характерных для мажоритарного его типа (принцип большинства, двухпартийная система и сильный, однопартийный кабинет) или для консенсусного типа (пропорциональное представительство, многопартийность, коалиционные правительства и более сильный законодательный орган), то наиболее практически целесообразным способом достижения этого является выбор соответствующей избирательной системы.

Форма правления во много обусловливает выбор избирательной системы. Президентская система правления способствует мажоритарной системе. В зависимости от формы правления и типа избирательных систем А. Лейпхарт различает четыре основных типа демократии:

1) президентско-мажоритарную: президентская форма правления с выборами по мажоритарному принципу;

2) президентско-пропорциональную: президентская форма правления с пропорциональным представительством;

3) парламентско-мажоритарную: парламентская форма правления с выборами по мажоритарному принципу;

4) парламентско-пропорциональную: парламентская форма правления с пропорциональным представительством.

Выраженные примеры сочетания президентской формы с принципом большинства дают США, а также демократии, испытавшие сильное их влияние (Филиппины и Пуэрто-Рико). Латиноамериканские страны в подавляющем большинстве избрали системы, сочетающие президентскую форму с пропорциональным представительством. Парламентско-мажоритарные системы существуют в Великобритании и ее бывших колониях (Индия, Малайзия, Ямайка и др.), а также странах Содружества (Канада, Австралия и Новая Зеландия). Системы, сочетающие парламентскую форму правления с пропорциональным представительством сконцентрированы в континентальной Западной Европе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: