Раздел 7. Диагностическое сопровождение программы.
Программа изучения процесса воспитания.
Содержание (что изучаем) | Диагностические методики | Методы | Сроки | Исполнители | Фиксация результа-тов |
1. Уровень воспитанности школьников | 1) Капустин Н.П. «Уровень воспитанности» 1-4 кл. «Самоанализ личности» О.И. Мотков (5-8 классы). Примечание* 5е классы проводят эту диагностику 2 раза в год (сентябрь-март) «Личностный рост» (7-9 класс) П.В.Степанов «Диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников» (9-11 класс. М.И. Шилова) | Анкета (об-ся, родители, учитель) наблюдение. Анкетирование Анкетирование Анкетирование | До 25 марта До 25 марта (5й класс до 25 сентября) До 25.09 До 25 марта | Классные руководители | Заполнение сводного листа данных изучения уровня воспитан- ности. |
2. Уровень сформированности коллектива | 1.Тестирование коллектива по А.Н. Лутошкину (2-5 классы) 2.Социально - психологическая самоаттестация коллектива (методика Р.С.Немова) (6-9 класс) | Анкетирова- ние, беседа, наблюдение | март | Классные руководители | Заполнение критериальной карты. |
3. Уровень развития самоупрале-ния | М.И. Рожков «Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе» (5-11 классы) | Анкетирова- ние, беседа, наблюдение. | март | Классные руководители | Заполнение критери-альной карты. |
4.Диагностика оценки ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания | Анкета для анализа и оценки ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания (по Кузьминой И.Е.) 1-11 (родители, педагоги) 2-11 (учащиеся) | Анкетирование | 18-25 сентябрь | Классные руководители | Заполнение критериальной карты |
5.Диагностика оценки гражданственно-патриотических ориентиров | Анкета «Отечество мое-Россия» (7-11 классы) | Анкетирование | До 25 марта | Классные руководители | Заполнение критериальной карты |
6. Профессии- ональная по- зиция педаго- га, как усло- вие развития личнос- ти школьника | Диагностика профессионал. позиции как воспитателя. Методика изучения профессионал. педагогического коллектива в сфере воспитания. (г. Саянск, СОШ № 4) | Анкетирова- ние. | март | Зам. по ВР | Заполнение критери- альной карты. |
|
|
Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина) 1-4 класс * Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха
|
|
Я оцениваю* себя (2-4)/родитель оценивает(1й класс) | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Оценка результатов:
5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко 2 – никогда 1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
_____________________________________
* В 1ом классе диагностику высчитываем из показателей родителей+ учителя, находим среднее арифметическое.
Методика «Самоанализ личности».
Мотков Олег Иванович ведущий психолог России.1994г
Цель: оценить уровень проявления социально значимых качеств личности:
- активность нравственной позиции;
- коллективизм;
- гражданственность в труде;
- трудолюбие;
- творческая активность;
- волевые качества.
Каждый фактор представлен четырьмя вопросами. Он разбит на два подфактора, по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления, степень оценки данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору — 20, по подфактору – 10, минимальный соответственно — 4 и 2.
Текст методики приводится в Приложении 7.
Учителю и родителям рекомендуется также провести анализ личности каждого ученика по этим же вопросам. По результатам исследований учителя дают самые строгие (низкие) оценки качеств личности учащихся, родители — несколько более высокие, а дети — самые высокие самооценки. Уровень самооценки учащихся постепенно снижается от 6 к 10 классу, сближаясь с оценками учителей.
Степень расхождения между оценками учителя и самооценками детей указывает на характер их взаимоотношений, влияет на психологический климат в классе. При большом расхождении (более 1 балла) отсутствуют отношения взаимного доверия и сотрудничества.
Методика «Самоанализ личности» не только позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, но и активизировать углубленный самоанализ качеств (при углубленном варианте предъявления). Такое самопознание является начальным этапом самовоспитания нравственных и трудовых сторон личности.
|
|
Повторное предъявление методики через год показывает динамику изменений в проявлениях ценных качеств личности.
Инструкция:
«Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашей личности. Я буду читать номер вопроса и сам ответ, а в должны записать номер и напротив него — свой ответ.
Ответ выбирается по шкале возможных ответов:
неверно скорее неверно когда как в целом верно верно
1 2 3 4 5
Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, какой ответ вам больше всего подходит: или 1, или 2, или 3, или 4, или 5. Например, на первый вопрос вы выбрали ответ "скорее неверно". Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом нужно отвечать на все вопросы».
Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов» (см. Приложение 4). Данные по классу представляются в виде таблицы (см. Приложение 8), данные по школ в целом — в виде аналогичной таблицы (см. Приложение 13).
3. Методика «Я — лидер».
Цель: изучение операциональных коммуникативных умений (лидерских, организаторских качеств) учащихся.
Методика направлена на определение лидерских качеств и включает оценку таких коммуникативных и организационные умений, как умение повести за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе, управлять собой, решать проблемы, влиять на окружающих, работать с группой и др.
Инструкция:
«Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашего умения организовывать различные дела и особенностях вашей личности. Я буду читать номер утверждения и самоутверждение, а вы должны записать номер и напротив него — свой ответ.
Ответ выбирается по шкале возможных ответов:
4 — полностью согласен;
3 — скорее согласен, чем не согласен;
2 — трудно сказать;
1 — скорее не согласен, чем согласен;
О — полностью не согласен».
Текст методики приводится в Приложении 9.
Ответы на поставленные вопросы учащиеся записывают на «Бланке ответов» (см. Приложение 4). Данные по классу представляются в виде таблицы (см. Приложение 10), по школе в целом — в виде аналогичной таблицы (см. Приложение 14).
|
|
Текст методики «Самоанализ личности»
1. Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
2. Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.
3. Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.
5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.
7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.
8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
9. Часто изобретаю свой подход к делу.
10.Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
11.Я — целеустремленный человек.
12.Умею длительно работать с полной отдачей сил./
13.Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
14.Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
15.Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
16.Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
17.Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
18.Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям,
водоемам и т.д.
19.Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
20.Люблю самостоятельную, трудную работу.
21.Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
22.Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
23.Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
24.Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.