Мотков Олег Иванович ведущий психолог России.1994г

Раздел 7. Диагностическое сопровождение программы.

Программа изучения процесса воспитания.

Содержание (что изучаем) Диагностические методики Методы Сроки Исполнители Фиксация результа-тов
1. Уровень воспитанности школьников 1) Капустин Н.П. «Уровень воспитанности» 1-4 кл.    «Самоанализ личности» О.И. Мотков  (5-8 классы). Примечание* 5е классы проводят эту диагностику 2 раза в год (сентябрь-март)     «Личностный рост» (7-9 класс) П.В.Степанов   «Диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников» (9-11 класс. М.И. Шилова) Анкета (об-ся, родители, учитель) наблюдение.     Анкетирование   Анкетирование     Анкетирование   До 25 марта     До 25 марта (5й класс до 25 сентября)   До 25.09   До 25 марта Классные руководители Заполнение сводного листа данных изучения уровня воспитан- ности.
2. Уровень сформированности коллектива 1.Тестирование коллектива по А.Н. Лутошкину  (2-5 классы) 2.Социально - психологическая самоаттестация коллектива (методика Р.С.Немова) (6-9 класс) Анкетирова- ние, беседа, наблюдение     март Классные руководители Заполнение критериальной карты.
3. Уровень развития самоупрале-ния М.И. Рожков «Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе» (5-11 классы) Анкетирова- ние, беседа, наблюдение. март Классные руководители Заполнение критери-альной карты.
4.Диагностика оценки ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания Анкета для анализа и оценки ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания (по Кузьминой И.Е.) 1-11 (родители, педагоги) 2-11 (учащиеся) Анкетирование 18-25 сентябрь Классные руководители Заполнение критериальной карты
5.Диагностика оценки гражданственно-патриотических ориентиров Анкета «Отечество мое-Россия» (7-11 классы) Анкетирование До 25 марта Классные руководители Заполнение критериальной карты
6. Профессии- ональная по- зиция педаго- га, как усло- вие развития личнос- ти школьника Диагностика профессионал. позиции как воспитателя. Методика изучения профессионал. педагогического коллектива в сфере воспитания. (г. Саянск, СОШ № 4) Анкетирова- ние. март Зам. по ВР Заполнение критери- альной карты.

 

 

Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина) 1-4 класс *                                                                                                                          Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха

  Я оцениваю* себя (2-4)/родитель оценивает(1й класс)   Меня оценивает учитель Итоговые оценки
  1. Любознательность:
- мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки (для 1-2 класса - одобрение и похвалу учителя)
       
  1. Прилежание:
- я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома
     
  1. Отношение к природе:
- я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу
     
  1. Я и школа:
- я выполняю правила для учащихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми
     
  1. Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха   - у меня нет вредных привычек
       

Оценка результатов:

5 – всегда                                                                                                                                         По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – часто                                                                                                                                                В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

3 – редко 2 – никогда 1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5.                                                                        Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

_____________________________________

* В 1ом классе диагностику высчитываем из показателей родителей+ учителя, находим среднее арифметическое.

 



Методика «Самоанализ личности».

Мотков Олег Иванович ведущий психолог России.1994г

 

Цель: оценить уровень проявления социально значимых качеств личности:

  • активность нравственной позиции;
  • коллективизм;
  • гражданственность в труде;
  • трудолюбие;
  • творческая активность;
  • волевые качества.

Каждый фактор представлен четырьмя вопросами. Он разбит на два подфактора, по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления, степень оценки данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору — 20, по подфактору – 10, минимальный соответственно — 4 и 2.

Текст методики приводится в Приложении 7.

Учителю и родителям рекомендуется также провести анализ личности каждого ученика по этим же вопросам. По результатам исследований учителя дают самые строгие (низкие) оценки качеств личности учащихся, родители — несколько более высокие, а дети — самые высокие самооценки. Уровень самооценки уча­щихся постепенно снижается от 6 к 10 классу, сближаясь с оценками учителей.

Степень расхождения между оценками учителя и самооценками детей указывает на характер их взаимоотношений, влияет на психологический климат в классе. При большом расхождении (более 1 балла) отсутствуют отношения взаимного доверия и сотруд­ничества.

Методика «Самоанализ личности» не только позволяет рас­крыть сильные и слабые стороны личности учащихся, но и активизировать углубленный самоанализ качеств (при углубленном варианте предъявления). Такое самопознание является началь­ным этапом самовоспитания нравственных и трудовых сторон личности.

Повторное предъявление методики через год показывает динамику изменений в проявлениях ценных качеств личности.

Инструкция:

«Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашей личности. Я буду читать номер вопроса и сам ответ, а в должны записать номер и напротив него — свой ответ.

 

Ответ выбирается по шкале возможных ответов:

неверно скорее неверно     когда как  в целом верно     верно
1                2                  3               4               5

Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, какой ответ вам больше всего подходит: или 1, или 2, или 3, или 4, или 5. Например, на первый вопрос вы выбрали ответ "скорее неверно". Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом нужно отвечать на все вопросы».

Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов» (см. Приложение 4). Данные по классу представляются в виде таблицы (см. Приложение 8), данные по школ в целом — в виде аналогичной таблицы (см. Приложение 13).

3. Методика «Я — лидер».

Цель: изучение операциональных коммуникативных умений (лидерских, организаторских качеств) учащихся.

Методика направлена на определение лидерских качеств и включает оценку таких коммуникативных и организационные умений, как умение повести за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе, управлять собой, решать пробле­мы, влиять на окружающих, работать с группой и др.

Инструкция:

«Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашего умения организовывать различные дела и особенностях ва­шей личности. Я буду читать номер утверждения и самоутвержде­ние, а вы должны записать номер и напротив него — свой ответ.

Ответ выбирается по шкале возможных ответов:

4 — полностью согласен;

3 — скорее согласен, чем не согласен;

2 — трудно сказать;

1 — скорее не согласен, чем согласен;

О — полностью не согласен».

Текст методики приводится в Приложении 9.

Ответы на поставленные вопросы учащиеся записывают на «Бланке ответов» (см. Приложение 4). Данные по классу представляются в виде таблицы (см. Приложение 10), по школе в целом — в виде аналогичной таблицы (см. Приложение 14).


Текст методики «Самоанализ личности»

1. Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.

2. Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, ак­тивно помогать им.

3. Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллек­тива.

4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.

5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.

6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.

7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.

8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.

9. Часто изобретаю свой подход к делу.

10.Люблю предлагать и осуществлять новые дела.

 

11.Я — целеустремленный человек.

12.Умею длительно работать с полной отдачей сил./

13.Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.

14.Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недо­статками.

15.Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за об­щий успех.

16.Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.

17.Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.

18.Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям,

водоемам и т.д.

19.Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.

20.Люблю самостоятельную, трудную работу.

21.Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.

22.Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, на­выки.

23.Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на посторон­нее.

24.Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: