Песни - с яйцами. Теми самыми, давинчиевскими.
Мелодии - сферы. Те самые, энгровские.
Аккомпанемент - удары носо-рогом. Привет, Дали (и Михей)!
Я уже проводил параллельки между Дали и Дольником. Эти прямые в этом тексте еще, думаю, пересекутся. А пока трусим дальше.
"Капитан Рок" - с плохо скрываемой завистью называл лидера локально известного тогда Verve Ричарда Эшкрофта его старый знакомец, лидер всемирноизвестного Oasis Ноэль Галлахер.
Я бы сказал... да, что там "бы", говорю! Дольник - Майор Рок. Нет, заблуждаюсь и тебя ввожу. Не major, генерал! Вот, General Rock!
Редко кто так чувствует ИХ форму. По пальцам можно пересчитать. Там, Умка, БГ... Рок Дольника - не побеги, не листья, не почки. Корни. Потому, кстати, и general.
Рок UNB - может, и из раньшего времени, но из ПРАВИЛЬНОГО времени. Когда в почете были "ходы". Вот он меня понял. И "Smoke On The Water" становилась эпохальной. А авторы и критики спорили, стибрил Лу Рид для своей "Wishes" роллинговский ход из "Satisfaction" или нет.
Ходы кривые роет
|
|
Подземный умный крот
Нормальные герои
Всегда идут в обход
Дольник - тот еще крот. Герой. Хоть, может, и не-нормальный. "Ходы роет" - заплутаешь! Послушай "Пигмалион", "Зигмунд спит в гараже" и "Coda di mopedo". Какой тебе еще музыки?
Нынче в почете винтаж да ривайвл. Игра "Оживи покойничка!" Когда лабают ПОХОЖЕ НА, подснимают форму. И вот уже летят утки: ах, это почти как Muse! А вот в них - заряд дроби: за теми же Muse встают, чешуёй как жар горя, тридцать три богатыря. А то и больше.
Был бы UNB похож, был бы ривайвл, как бы отдельные личности заходились в восторге. А тут, бля, ни фига не ривайвл (даже не Creedence Clearwater). Ни хера не шугейзинг. Не тычется Дольник взглядом в ботинки - ни в твои, ни в свои. Усмехается в губернаторские бакенбарды и щурится прямо тебе в глаза: let's rock, dude?
И если кто-то внутри тебя вскидывает руку в пионерском салюте - immer bereit! - всё, чувак, ты - уэнбин. Как я, как он и вон она. И тогда, как говорилось слегка по другому поводу,
он - чу
я - ча
он - чу
я - ча
и Козел на саксе: фа-фа!
Потому что это НЕ ПОХОЖЕ НА. Это ОНО И ЕСТЬ!
Вот те, допустим, Talking Heads ("Цикады плачут"). Вот ему, скажем, Sex Pistols ("Отставной маньяк"). Вот нам, пожалуй, Stooges ("Пигмалион")...
"Допустим", "скажем", "пожалуй" - ключевые слова. Кто-то услышал Зазеркалье и ЫЫЫ. И по-своему прав. Потому что, процитирую себя, "с не меньшим успехом я мог бы назвать другой десяток исполнителей разных стран и поколений. А там и третий".
В чем и подписуюсь в очередной раз. Навскидку: Damned, Madness, Lords Of The New Church, Clutch, Violent Femmes, Inspiral Carpets (не верь мне:)... Кого знаешь? Patti Smith знаешь? А Seeds? А Can? Подставляй. Это логично по-своему естественно. Только ээээ непродуктивно. Так и будешь бродить в поисках мелких жемчужин, не замечая, что ты - ВНУТРИ одной большой жемчужины. Пока я прусь.
|
|
Хотел присовокупить: мол, жаль, что внутрь сложно попасть волевым решением, скомандовав себе - "Кру-у-гом! В арш!" Но НЕ ЖАЛЬ. Как уже цитировал, рокенрол - это такой оазис, который одному нужен, другому просто необходим на его дороге. А третьему меньше, четвертому совсем не нужен. Так, UNB в этом оазисе - один из колодцев. Со всеми вытекающими.
Ты настаиваешь: музыки нет? У меня - другой взгляд на музыку. Однако сегодня я - покладистый, могу согласиться. Нет, так нет.
Зато есть стиль. Так и называется, u'n'b.
А, как говаривал герой фильма Марко Феррери "История обыкновенного безумия"? Вот как:
"Стиль - это ответ на всё. Лучше делать скучную вещь со стилем, чем опасную вещь без стиля. Делать опасную вещь со стилем - это то, что я называю "искусство".
Не у многих есть стиль. И немногие могут стиль сохранить. Я видел псов, у которых больше стиля, чем у людей. У кошек много стиля...
Стиль - это образ жизни, образ того, "как надо сделать".
Зецол!
Форму сшили. Набьем содержанием.
"И свербит мысль, что где-то ты уже такое видел. Иииии? Эээээ? Да, вот же оно!
Сальвадор Дали! Как же я раньше... Дольник. Дали. Это ж сюрреализм!"
Любит аффтар себя почитать...
Однако на этот раз сюрреализм вышел такой, что мало отличается от реализма. Более реальный, чем реализм.
Для начала сделаю подарок русскому языку и Сетиву.
Не каждый, кто оппонирует, - оппонент. Есть и другие, имя которым - оппонисты.
А вот и доказательства.
Начни с названия альбома. "Д'Урбан. Истории из жизни".
Истории из жизни - абсолютно недвусмысленно. Не веришь? Давай проверим.
Все будет чудно
Совсем не трудно
Мышьяк хорош
Это ведь лучше, чем ложь
"Цикады плачут"
Знаешь ли ты, дружок, что Беларусь - на 10-м месте в мире по убийствам? Что каждый день в стране случается три-четыре бытовых убийства? А что тебе говорит словосочетание "каждый четвертый"? Думаешь, я об Отечественной 1941-го? Ничуть! Я о другой войне. Из ВСЕХ погибших в РеБе КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ погибает от рук РОДНЫХ И БЛИЗКИХ!
А еще мы - в первой десятке по количеству несчастных случаев на дорогах. На третьем месте по количеству заключенных. На втором - по самоубийствам... Чувствуешь, как слово "памяркоунасць" наполняется новым смыслом... Куда уж реальнее?
Или вот "Случай из жизни" - старая сказочка про Красную Шапочку на новый лад - про мальчика Афанасия Коложуева - "в панаме красной с белой лентой".
Дятлы, увидав такое дело
Сразу невзлюбили чужака
Вроде бы, как дятел, красно-белый
Только подозрительный слегка
И заклевали мальчонку до смерти. Гы-гы. Гы-гы? Неужто, ничего не напоминает? Может, что-нибудь эдакое:
"Толькi у Беларусi бяз зьверкi прапiскi ў пашпарце ня знойдзеш дыск беларускага артыста ў сэкцыi "Отечественные исполнители" нашых жа музычных крамаў...
Такое руйнаваньне нацыянальнага духу не з'яўляецца выпадковасьцю ўжо i ў сфэры маскульта. Гэта вынiк сьвядомай працы пэўных колаў, што нiбы хамелеоны перафарбоўваюцца пад любыя актуальныя лёзунгi, а насамрэч самааддана нясуць праз жыццё вернасць каланiяльнай iдэi...
...Маскультам займаюцца у нас не беларусы, а людзi, якiя папрыяжжалi сюды з Тулы, Караганды, Саратава, Варонежа... Выконваючы всказiвку Пуцiна не шкадаваць сродкаў на вяртанне расейскай мовы ў нацыянальныя ўскраiны iмперыi, яны й засыпаюць татальна нашу сьвядомасць чужым прадуктам ды навязваюць хлусьлiвыя крытэры ацэнкi творчай якасцi. Такiя крытэры, каб беларус свайго ад чужога не мог адрозьнiць".
|
|
Люди, дятлам доверять не стоит
Тётлам тоже палец в клюв не суй
"Брат и сетра" - еще одна сказочка из общечеловеческих - про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Сюр? А вот это?
Да вот бидона хватит одному лишь
И тут уже не до родства
Подставь вместо "бидон", скажем, "квартира". Все еще сюр? Нееет. Как испортил тутэйшего человечка квартирный вопрос, так он, человечек, порченый и ходит. И никакое министерство строительства порчу не снимет.
Квадратный метр стоит не 700, 900 или полторы тысячи уёв, а тонны крови, пота и слез. А также соплей и говна. Тут до такой степени "не до родства", что отечество идет с молотка первым. А следом - и отец (брат, сын). Про Духа Святаго и говорить не стоит.
Я бы не стал
Пить воду из незнакомых луж
Тоже простенько, но со вкусом. Копни - и вот он, вкус...
Пьешь (из одной лужи) вместе с козлами, сам козлом станешь. Ага, скажи мне, с кем ты пьешь, и я скажу тебе, кто ты. Кстати, слово пьёшь можешь взять в кавычки. И вновь вместо него что-нибудь подставить. Может, другую щеку?
"Клязьма"
В руках сжимал он флаг родного клуба
Чью честь он защищал, метая серп
...
Серпометанье - это сила
Серп - это вам не молот и не диск
О-бо-ржать-ся. Однако подключи воображение. Разве метание серпа - более сюрреалистично, чем метание молота? Здоровенные бабомужики, крутясь, как дервиши-убийцы, швыряют вдаль железный шарик! на проволоке! с ручкой!!!
К кёрлингу приглядись. А ла-кросс, знаешь? Да, если глянуть СО СТОРОНЫ на футбол или мой любимый баскет - уписаешься от гогота.
Так что у Господа фантазия - будь-будь, не только потому, что Он создал утконосов.
Здоровье сказало "стоп"
Но как-то не очень складно
Ну ладно, еще по сто
По двести еще? Ну ладно
"Зецол"
Реалистичнее куда? Некуда. Адмирал Дениц смущает? А ты попробуй "вторые сутки", еще не то станет смущать.
Вот у Доктора школьный приятель стрелялся из охотничьего ружья - среднего калибра дробью. Выжил. Потом в больничке, когда поотрезали кое-что из ненужного, рассказывал: "Вторая неделя пошла... Уже пить не могу, а выйти - никак! И вот в то утро добрел до ванной, глянул в зеркало: "О! Вот же он, Запой!" Ну, схватил ружье и...
|
|
Бросить легко. Ага.
"Занимательная уфология" - история о том, как пришельцы похитили водителя мопеда - это уж точно не?! Погоди, давай разберемся.
Каждый год в РеБе пропадает без вести около тысячи человек. К-куда это? Без сомнения, часть из них схвачена в безлюдных, а то и людных местах маленькими и большими зелеными человечками и погружена в летающие тарелки без номеров.
Не убедил?
А вот эта строчечка, неприметная среди прочих:
Исчез, как вчерашний аванс
проще пареной репы. Аванс обычно - треть всей зарплаты. А зарплаты у нас какие? Бывают и 600, и 700 тысяч. Да хоть и миллион, рокфеллер доморощенный. Цены-то, собаки, с зимы с цепи сорвались и скачут, как блохи. Вот аванса на денек и хватило...
Что получается? Не сюр-, суперреализм:)
О, кстати, и стиль для Дольника-художника вырисовался - супреализм.
"Пигмалион" - древняя, но вполне современная история. Разве не о том писал Зохер-Мазох и пел Сантим - "Любовь - это власть одного над другим"? Каждой твари - по паре. В каждой паре - по твари. Лепят друг из друга идеал. Хватает ума и любви, все заканчивается более-менее благополучно. Не хватает - смотри "Цикады плачут".
Достаточно доказательств, а то я притомился?
Ну, вновь вернись к названию альбома. "Д'урбан" - нееет, это не "дурня". И не бред. Даже не БРЕД.
Городские легенды? Ну да, новые. Причем "легенды" не значит выдумка, дружок. Не выдумка, а закамуфлированная ужжаснаая реальность. Уууууууууу...
Страшно? На то он и UNB.
"Спросишь у любого, можешь у меня", что такое UNB? Может, кто-то не ответит. Я отвечу. UNB - это страшно интересно, прикольно, весело, драйвово... всяко. Но все же "страшно", а?
UNB - у этого трехбуквенного сочетания - масса расшифровок.
Предлагаю еще одну: йу не бэ. Мол, ты, не бзди! Прорвемся.
Так что, Дольник тире гений?
Я подобных слов пугаюсь и бегу. Поэтому скажу - близок к. Любопытно, что тому, кто ВНУТРИ, это доказывать не надо. А тому, кто ВНЕ, очень сложно. Но тебя ведь, как и аффтара, привлекает не результат, а сам-процесс.
Вообрази качели - простенькие, тривиальные, типа "весы". На одном из их концов тяжеленная бронзовая отливка, на которой огненнозолотисто проступает "Рукописи не горят!" И что? А то, что не работают качели. Тот самый конец к земле приплюснут. Второй до гуры задран. Можешь на него вскарабкаться, посидеть, подергаться. Не качает.
И тут приходят Дольник и УНБ, роняют на вторую "чашу" чугунную чушку - "Ванны не горят!" Оп-па! По-е-ха-ли!
Ну не гений ли, а, Юрий Лексеич?!
А то еще вообрази ржаное поле. Ага, рядом с пропастью. И в нем, в поле этом бродят такие, как ты, "дети". И всяк их норовит поближе к пропасти подтолкнуть.
"Лучшие друзья девушек - это бриллианты" - тычок в спину.
"I love Belarus" - получи в бок.
"А ты на балконе поливаешь цветы" - пинок в чресла...
И когда ты уже почти готов сверзиться, признать, что ни хера на свете больше не-е-ту, приходят Дольник и УНБ. Цап-царап тебя!
Ну не гений ли, а, Холден?!
LET IT UNB!
ЧАСТЬ 64.
РНО (роскошь нечеловеческого общения)
- У меня вообще нет никакой политической позиции, я не левый и не правый, мне наплевать. Кто-то из журналистов придумал мне определение: "левый реакционер". Недавно мне, как и другим известным писателям, пришел призыв подписать письмо против Ле Пена. Я ничего не ответил, меня политика не интересует.
- Расскажите тогда, что вас интересует.
- Жизнь очень изменилась за последнее время. Буржуазной, иудео-христианской морали больше не существует. Противопоставление сексуальности и чувства, нарциссизма и любви, муссировавшееся в прежние десятилетия, ушло. Золотой век любви - 50-60-е годы. Он прошел. Индивидуализм, воцарившийся в западном обществе, - это неспособность принадлежать к чему-нибудь, что превосходит ваше личное понимание. Энтузиазма стало гораздо меньше. Человек как элементарная частица - это одна из клеток общества, которые ничем между собой не связаны.
Сегодня объединяют не идеи, а места, в которых люди проводят время. Нынешний мир холоден, геометричен, депрессивен. После смерти нет ничего. Как ни странно, из ценностей и установлений прежних эпох, выжило всего одно явление: пара, союз двоих.
Двигатель нашего общества - это умение ставить палки в колеса нашим желаниям. Если бы было возможно умерить желания и облегчить их реализацию, жизнь стала бы не столь грустной.
- Что доставляет вам удовольствие?
- Автоматизм. Механистичности, повторяемости много в детстве: можно сто раз играть в одну игру, повторять одни и те же слова, считалки, сказки, стихи - и никогда не надоедает. Я никогда не работаю над стихами: написалось, как написалось, это ближе всего к фотографии. Над прозой, к сожалению, приходится работать. Я не люблю работать, а тем более - зарабатывать деньги. К счастью, я имею возможность больше не работать.
- А есть ли для вас какие-нибудь ценности в жизни?
- Доброта.
(Из интервью с Мишелем Уэльбеком)
ROCKERJOKER - 2011 "ПРОДАЕТСЯ ПЛАНЕТА"
Вьется по ветру Веселый РоДжер
Люди Флинта песенку поют
Удалось удалое. "Самая страшная группа современности" клонировала себя самоё (хелло, Долли!) - выпустила второй альбом. И последний, утверждают сами участники проэкта.
Некоторые удивились: с чего вдруг? Клонирование же такой процесс: раз начав, можно не останавливаться, пока не набьешь кошару отарой кушанашвили. А там – роман-с: стричь да стричь кругом...
Большинство не восприняло слова о последнем всерьез. Это национальная черта - ни черта не воспринимать всерьез. Поскольку (как не верить Летову?), если воспринимать всерьез, - всего два выхода: схватить автомат и... Или... Ну, ты еще помнишь.
С другой стороны, это же "два выхода для честных ребят". А таковых - раз два да обчелся, не то что "чэсных".
Между тем, Рокер-н-Джокер абсолютно популярно разъяснили, почему ждать от них Долли-3 не приходится. Причем в первой же песенке, немудрёно называющейся "2012".
- Оп-па, оп-па, нам всем приснится жоп-па...
Какие ж тут (там) альбомы?!
Еще одна национальная черта - праздновать так, чтоб чертям было тошно. Будто завтра Конец Света. Так, как же не отпраздновать этот самый Конец?! Вот, празднования, сиречь мероприятия по достойной встрече Конца Света начались.
- На арене сегодня, завтра и до Конца - бело-рыжие кло(у)ны Рокер и Джокер!
Спросите у любого: где играют настоящие музыканты? И любой (православный богобоязненный казак Леопольд Зильберович) вам ответит. Не просто ответит, зуб даст: настоящие музыканты играют на свадьбах и похоронах!
Веселый РоДжер - из настоящих, самый, что ни на есть свадебно-похоронный ансамбль. А что состав такой скромный, так это веление времени: надо жить по средствам.
Опять же преимущества перед оркестром Утесова, скажем, или Калачиком Рядом - очевидны.
Легкость на подъем - раз.
Мобильность - два.
Компактность - три (утопчи десяток на сцену "Граффити"!)
Денежки и славу, буде такие подстерегут, легче и приятнее делить на двоих, а не на десятерых (ага, Гилмор?) - четыре.
Наконец, пять, - зачем собирать больше, когда и двоих хватает. Не веришь? Стань там и слушай сюда: отсюда будет проистекать! Слышал? Хватает!
Впрочем, два (вернее, один+один) - не аксиома. Хочешь - приплюсуем еще единицу-другую. И плюсуют - одну трубу, одну скрипку, один бас, один барабан(щик). Может, оттого что близнецы, с одной стороны, любят быть похожими друг на друга; с другой, любят хоть чем-то друг от друга отличаться. Не понаслышке знаю: в друзьях долго были твинз с Гомельщины.
Так что Долли-1 и Долли-2 все-таки разнятся. Найдешь десять отличий? А пять?
Что ж, внимательнее посмотрим на Долли-2.
Да, оне играют на похоронах и свадьбах. Выборы? Выборы - частный случай первого и/или второго.
Что это я в июле про декабрь? Так, с определенного момента выборы и РоДжер - неотделимы. Мы говорим "илекшнз", подразумеваем РоДжер. Мы говорим "РоДжер", подразумеваем "вален".
Пояснять мысль, уверен, не надо. Пояснений во время оно хватало. По уш(с)ам текло. И даже кое-кому в рот попало. Как там про двух лягушек под дождем:
- Ыбе ада в рот э попадаыт?
- Э-а...
- А мне попадаыт...
Всем известная песенка - пример двухсотпроцентной реализации творческой идеи. Поп-арт носорожьей поступью шагнул с андеграундных подмостков прямо на политические, смешав блудливой ручонкой сюрреализм и реализм. Вот тебе и реди-мейд! Марсель Дюшан, украсивший в 1917-м выставочный зал в Нью-Йорке стандартным писсуаром с автографом, довольно потирает руки и нервно курит.
Сколько народу под носорожьими копытами оказалось - уйма!
- Уй, мадам, вы натурально ошибаетесь!
Считаете, что сюрреализму (поп-арту, постмодернизму, дадаизму) - не место в политике? Я тоже так считал. Проесчитался. Вероятно, это еще одна наша национальная черта.
Я не намерен развязывать в этом тексте очередной виток давно исчерпавшей себя дискуссии. Я о другом.
Славно, что на Долли-2 нет такого клока шерсти, выше помянутой песенки.
Во-первых, один раз процесс дефекации на людях за творческий акт выдать можно. Второй, третий, четвертый разы вызывать интерес, тем более восторг могут лишь у извращенцев да, хм, фанатов группы Ленинград.
Во-вторых, песенка та, окажись в альбоме, с той же носорожьей грацией растоптала бы весь остальной материал, вывела его за скобки. В нашем же случае всё - в скобках. Куда и пожалуем.
С первой вещицей мы уже знакомы. Со второй тоже. Это та самая "Бам-бам (кулаком по зубам)", которая имела место быть на сольном альбоме Михея Носорогова. Та? Та да не та!
У Михея, так сказать, было Load, а тут - Relax. В стиле pub-step, который со времен Дюны и Пани Хиды лежал в уголке практически невостребованным. Правда, Дюна была по-московски расслабленна и туповата, а Пани - лиха, но провинциально косноязыка.
У РоДжера язык абсолютно без костей. То есть, любой врач-оториноларинголог подтвердит, - в полном порядке. Как и шаловливые ручонки. Тем более, язык они (Михею) прикусили. Напрочь избавились от первоначальной агрессии ("с удовольствием врезал бы сам"). Остались с
- ни много, ни мало, набили ипало
с ни много, ни мало - непротивлением злу насилием! А это уже... толстовство?! Ну да! Оно и всплывает. Но через одну.
Одна - это
"Фидель"
Пропустим? Пропускаем. Хорошо пошла ("только Фиделю и верю"). Любопытно, но сильно напоминает парафраз на... Черного Лукича. Который обещал: "Будет весело и страшно". Обещание сбылось. Ну, за сбычу мечт, имя которой РоДжер?
А вот и она. Хто?
"Анна Каренина"!
Начинается как марш. Которые, как известно, сопровождают как похороны, так и свадьбы! А в западной части РеБе до сих пор наступает на свадебной церемонии такой момент, когда музыканты в составе, напоминающем РоДжер, начинают "играть марши" - песенки по заказу - для сидящих за столом. Тем самым, собирая себе деньги - в банку. Желательно, трехлитровую. Если не добирают до суммы, которая была оговорена заранее, жених с невестой доплачивают. Добирают - расходятся "миром". Даааа
Да! Носорожья (опять!) поступь марша вскоре оборачивается поскакушками блохи. Это частный случай паб-степа - "джига-джага" - также весьма любимый РоДжером.
Чтобы закруглиться, "Каренина" - полновесный радиохэд... ээээ, радиохит.
"Комета"
- вот тебе, дружок, регги на баяне (неслабая доля?)! Но главное даже не в этом. Эта песенка - ответ всем, кто считает, что у РоДжеров - тараканы в голове. Не тараканы!
Где-то где-то где-то
В голове моей комета
От виска к виску летает
В косу мысли заплетает
Убивает
Тараканы в таком разрезе, ты понимаешь, - мелочь пузатая. Гони, и дело с концом. А тууууут... К тому же это заразно!
"Осколки"
- о, вот уже и понесли!
- нееет, это мой сосед Соломон Маркович, у него сегодня день рождения!
Натуральные похороны. Труба. И, само собой, укулеле+баян.
Я так люблю тебя, жизнь!
За твой пульс и твой ритм
Я об этом пою
Это дело. Однако отпелся. Поди же - попляши.
Эх, придет время - несите меня под неё, под "Осколки"!
"Босс"
Когда-то, в том самом сольнике Михея, этим всё накрывалось. Контекст изменился. И предполагает...
Предполагает, что именно в этом месте (а почему не в этом?) слушающий призадумается: "Чем не Том Вейтс?!"
Не хочется спорить даже самому с собой. Да. Это он, курилка. То есть алкашка. А не местами симпатичный, но анемичный Билли Новик.
А еще в очередной раз можно призадуматься над подаренным РоДжером гамлетовским вопросом №2: "Сможешь ли ты променять душу на подъебос?" Или уже?
"Про любовь"
На прогулку вышел
Грустный алкоголик
У него под шляпой
Новые стихи
Про любовь
Перекликается со "Скок-поскок" Бени и Серебряной Свадьбы. Если угодно еще одну тонкую смелую максиму: они, РоДжер и СС, - зазеркалья друг друга. Вот где пост-шансон, в пинте которого замешаны ирландское, еврейское, цыганское, всякое. На диком бреговиче иртыша...
А еще - очень редкая и очень правильная постановка вопроса: не поэт там, музыкант, художник, политик, немерено пьющий водочку, не способный не пить; а алкоголик, пишущий стихи, песни о любви, картины, подписывающий и рукой водящий...
"Растафарай"
Традиционное столкновение исконной местной, стаканно-водочной культуры с наносной конно-травяной. Достаточно нетрадиционно решаемое за счет песенки российской группы "Голос Омерики" - в пользу первой, естественно. Еще из евангелия от СашБаша известно: играть ТУТ регги - всё равно, что ходить в пальмовых трусах за Полярным кругом. Но на тему взаимоотношений, взаимопроникновений и взаимоисключений расписдяев и растафари аффтар уже неоднократно рефлексировал. Оговорюсь, что эта песенка вызвала приступ слушания братской для РоДжера формации "Голос Омерики". И даже некоторую любовь к этим рас, но не тафари. Лучше - о другом.
Встретились как-то православный отец, католический падре и иудейский раввин. И завязалась у них беседа: кому, в чем и как помогла молитва.
Православный батюшка рассказал историю, как корабль, на котором он плыл, угодил в ужасный шторм. И едва дело не кончилось полным крушением - корабля и всех надежд - из шести букв. Но отец пал на колени, вознес молитву во спасение Господу. И тот прислушался к его просьбам: на море-окияне бушевал шторм, а вокруг корабля было тихо и спокойно, и он легко дошел до ближайшего порта.
Католический священник поведал похожую историю о самолете в грозу. Когда все вот-вот грозило развалиться и сверзиться с небес на землю, стал он, коленопреклоненный, умолять Небеса. И Те сжалились над несчастными. Гроза бушевала сама по себе, а самолет летел сам по себе. И спокойно сел в ближайшем аэропорту.
Настал черед раввина.
- Иду я как-то в шаббат по Иерусалиму. Вдруг: прямо под моими ногами лежит пухлый кошелек. И даже невооруженным глазом видно, что он - полон шекелей. Поднять? Однако шаббат же, святая суббота, любая работа - великий грех. И тогда я пал на колени и вознес молитву Господу. И Господь услышал мои стенания: вокруг была суббота, а у меня был четверг...
Так вот, РоДжер - разноцветный четверг - все поинтереснее будет раскрашенной Пятницы.
"Золото". Не все то, что блестит, золото. Может быть еще и... песенка для Тяни-Толкая или Хлестова. Сомневаешься? Тогда представь вместо носорожьего рыка традиционный местный козлетон. Ну? То-то.
Почему нет? Раз начав, гм, творческое сотрудничество, вполне можно его и продолжить. За мзду малую. Не достало всяческое "Чумачечий, натянул очечи" да "На помывку едет младый комбайнер"?
Ага, пятнадцать, бля-певцов на хороший песняк! Йо-хо-хо и веселый РоДжер!
"Звезды"
- экзистенциальная, извиняюсь за выражение, верхушечка альбома. Если слегка вдуматься, в ней РоДжер мучительно размышляет над гамлетовским вопросом №1 - таки быть или не? Естественно, в выражениях, присущих коллективу.
Поначалу лирический герой определенно склоняется к первому варианту:
Я тоже хочу, как ракета
по небу ночному кружиться
И в космоса черную жопу
блестящей иголкой вонзиться
И даже рефлексирует, что приходится существовать во втором:
Зачем я не стал космонавтом
Зачем я не слушался маму
Зачем не мечтал о красивом
Не выстроил приоритеты
Сейчас бы смотрел на звезды
в круглый иллюминатор
А так я стою на балконе
и пальцы мне жжет сигарета
Отметим очередную пушкинскую рифму "приоритеты-сигарета". А также то, что в конечном итоге герой все-таки вспоминает: рефлексия убивает действие! И решительно делает выбор:
Идите вы звезды на хуй
Лети ты на хуй ракета
Ночь, я стою на балконе
И курю сигарету
"Сердце" могло бы украсить собой альбом... Ляписа, например. Или Дюбеля. Или даже Морсов. А украшает этот. И венчает.
История, старая, как "Старуха Изергиль" Максима Пешкова. И даже старше. И грустная, как она же. Кто б ожидал (я?)
Очередной Данко несет очередному темному люду свет. Красиво, однако, что ж грустить?
А грусть, думаю, от осознания глубинного противоречия.
Ну, вот она, свобода. Стал свободнее? Свобода, как говаривал первый рок-самиздатчик, принадлежит тому, кто пользуется этой свободой, кто свободен. Свободу фиг подаришь. Она либо есть, либо нет. Крепостному и закрепощенному, которому свобода ДОСТАЛАСЬ, всегда могут сказать: "Отдавай-ка родимую взад". Что и происходит издревле: дают - отнимают - дают - отнимают.
Да и счастливее стал ли? Свобода, она же и осознанная необходимость, бля. Ответственность. И еще много-много радостев (детишкам принесла) на "ть". Счастливым не делает никого. Да и счастливее - немногих. А многие, крепостное большинство, интуитивно и регулярно пытаются от свободы избавиться. Делегируют, вручают и всучивают свободу родителю, приятелю, учителю, супругу, начальнику - Хозяину. Так и мечутся, спошлю, между хочется и колется.
Отсюда и грусть. А еще от осознания того, что собственно РоДжер Данко быть не может. Органически. Хотя порою нестерпимо хо...
Эх, стоит ли грустить? Прислушайся к диалогу Брата Жана и Панурга из "Гаргантюа и Пантагрюэля":
- ты что, совсем ничего не знаешь?
- а что?
- ты совсем-совсем ничего-ничего не знаешь?!
- что такое-то?
- скоро Конец Света!
Однако пока еще не Света, лишь альбома.
Самое время для бурных и продолжительных аплодисментов. Или сегодня, не дай Бог, среда? Так выход известен и описан выше. Пади на колени, вознеси молитву. Глядишь, вокруг будет среда, а у тебя...
ЧАСТЬ 65.
РНО (Роскошь нечеловеческого общения)
эп) Когда Саша Кушнир, еще без второго подбородка, предложил и мне набросать списочек для его монументального труда №2, энциклопедии "100 лучших альбомов советского рока", то сопроводил предложение настоятельным пожеланием: "Только постарайся обойтись без кучи ваших белорусских никому не известных..."
Мог и не акцентировать. Кучи не наблюдалось. Если не уподобляться обезьяне из мультика: "Куча - это сколько? Два - это куча? А три?!"
Конечно, альбомы были. Мы ж не Тмутаракань какая, Цоя живьем видали! Были альбомы. Поскольку были группы. А способ существования группы - в эпоху до Сетива и мп3-плейера - не тут придуман и традиционен: концерт - альбом.
Тем более, всем - и музыкантам, и слушающим - очень хотелось, чтобы они были. Чтобы все было "по-человечески", как у них. Чтобы "сказка", диалог лабухов:
- Ты музыкант?
- Музыкант!
- А в каком кабаке играл?!
стала "былью":
- Ты музыкант?
- Музыкант! Вот - альбом!
Альбомы были. И даже ходили, точнее, лениво ползали из рук в руки. И поставить их в магнитофон (такое устройство) было можно. А вот в один ряд с Аквариумом, Машиной, Воскресеньем, Телевизором, Кино, Зоопарком, Нолем, ДК, Обороной, Инструкцией, Комитетом, Янкой (всех перечислять?) в голову не приходило.
Но один альбом пришел - в голову (и в список) сразу. Даже не пришел, он там сидел, ворочался, жил - поселившись раз и навсегда. Ну, "навсегда", как и "никогда" - страшное слово. Не только для алкоголика. Но вот уже двадцать лет... минуло? Минет? Как правильно?
ЭДГАР ПО - 1991 "БЕССИЛИЕ"
- Ребята, вы - "Волосатые ноги"? - спрашивает встречающий из оргкомитета в вестибюле гостиницы "Могилев" у группки ребят, по виду - драноджинсовых и волосатых - стопудовых музыкантов.
- Пью, у тебя ноги волосатые? - ржут те в ответ.
Октябрь 1991-го. Фестиваль "Будь Спок!" Группка – не группка, а группа. Из Гомеля. Не "Волосатые Ноги". Те - из Минска. И ноги у них - обычные (показывали со сцены). Если тебе ВН имя, имя крепи ногами своими.
Эти - не «ноги», а Эдгар По. У этих - волосатые головы. Особенно у гитариста. Когда снимал черную беретку-саддамку, черная маслянистая волна падала аж до пояса. Вылитый индейский вождь. Так его и звали, Вождь...
...А потом был сырой теплый вечер. Театр имени кукол. Битком набитый зал и маленькая абсолютно черная сцена. И Эдгар По на ней. И... облом. Ребята от волнения слишком часто прикладывались к пластиковой канистре с пивом, которую, как талисман, возили с собой. Все фонило, хрипело, трещало. Вождь, в миру Андрей Лифанов, черными по локоть от кучи медных браслетов руками, матерясь по чем зря, пытался вставить на место постоянно выпадающий из примочки джек. Пока не уверил себя, что происходящее - засада и провокация. Пришлось его и всех остальных "разубеждать", дав возможность, против фестивальных правил, сыграть еще раз на следующий день.
Сыграли. Стали одним из открытий фестиваля. Друзьями московской Резервации Здесь. И надолго - моей любимой белорусской группой.
Как сказал позже Вождь, это было первое выступление Эдгар По. "В ЭТОМ составе!" - поправил его Гарпо - автор песен, вокалист, лидер-гитарист и просто лидер Сергей Пермяков.
Да, группа была ДО фестиваля. Как были альбомы ДО "Бессилия": "Дни порядковых чисел", "Там, вдали за рекой", "Конь Ченбал". Только я их - ни группу, ни альбомы - тогда не слышал: ТЕ альбомы были "для друзей". А я не был другом Эдгар По. Потому о том, что было и записывалось до 1991 года, имел смутное представление - со слов Гарпо:
- Первые записи - мелодизм на "ершистые" тексты...
Я чувствовал, что движет всем что-то духовное. А получалось так, что мы все время сталкивались с попсой: мы выступаем, а рядом бабы танцуют... И приходилось все время напиваться...
Они уже знали, ЧТО хочется сказать:
- Я учусь в музучилище, на джазовом отделении. Но не считаю, что я - человек музыки. Музыку не люблю слушать, она меня разражает. Я марки люблю собирать...
Тексты выходят из меня: это состояние души, когда душа требует пищи. То, что я выражаю в песнях, это не философия, это другое. Или боль, или ненависть. Я песни пишу - из ненависти, которая есть обиженная любовь. А к любви я пришел через религию...
Так сказал Гарпо.